Правовое регулирование деятельности ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:34, реферат

Краткое описание

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.
Заметим, что в отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный, произвольный характер. Это, кстати, вытекает из понятия «администрация».

Файлы: 1 файл

доклад ОВД.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Правовое  регулирование деятельности ОВД 

     Органы  внутренних дел создаются и функционируют  в качестве государственных органов  исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

     Заметим, что в отличие от законодательной  власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный, произвольный характер. Это, кстати, вытекает из понятия «администрация».

     Исполнительная  власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов должны основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

     Существенные  признаки исполнительной власти - это  ее универсальный и предметный характеры.

     Место органов внутренних дел в системе  органов исполнительной власти (органов  управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенции определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

     Институт  государственной службы в органах  внутренних дел относится к числу  комплексных правовых институтов.

     Вообще  отметим, что государственная служба занимает особое место в механизме  управления государством и играет важную роль в достижении общенациональных целей.

     Нужно сказать, что в последние годы идет интенсивная работа по созданию нормативной базы функционирования государственной службы.

     В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами МВД России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах и органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.

     В соответствии с компетенцией органы внутренних дел призваны осуществлять следующие основные задачи: обеспечивать безопасность личности, защищать ее права, свободы и законные интересы, интересы общества и государства от противоправных посягательств, предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения; охранять общественный порядок и общественную безопасность; раскрывать и расследовать преступления и осуществлять розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников; предупреждать пожары и вести борьбу с ними; охранять собственность; исполнять уголовные наказания в виде лишения свободы; оказывать социальную и правовую помощь населению. Сущность деятельности органов внутренних дел состоит в проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних дел государства, общественный порядок, общественную безопасность и борьбу с преступностью, а также иными правонарушениями.

     В соответствии с возложенными задачами органы внутренних дел осуществляют следующие функции: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций, организация и проведение профилактика правонарушений: охрана общественного порядка, обеспечение правомерного поведения людей в общественных местах, обеспечение необходимых условий для труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах; обеспечение общественной безопасности, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, правил пользования материалами, веществами и предметами, подпадающими под разрешительную систему, осуществление надзора за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; осуществление дознания и следствия в пределах определенной законом компетенции; организация и проведение работы по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы, организация в местах лишения свободы труда осужденных, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных; осуществление охраны объектов коллективной и государственной собственности и личного имущества граждан по договорам; обеспечение наряду с другими органами государственного режима чрезвычайного положения.

     Свою  деятельность органы внутренних дел  осуществляют в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормотворческая деятельное правоприменительная (регулятивная и правоохранительная деятельность. Деятельность органов внутренних дет указанных формах протекает как внутри служб, аппарате подразделений органов внутренних дел, так и во внешней сфере их деятельности, во взаимоотношениях с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

     Организационные мероприятия (организационно-массовая работа) проводятся повседневно в целях обеспечь эффективного функционирования всей системы органов внутренних дел. Организационные действия непосредственно не влекут возникновения, изменения или прекращу правовых отношений. Они заключаются в инструктирована инспектировании нижестоящих органов и подразделений также подчиненных работников. Инструктирование организационно-массовую работу по правовому обучению, пропаганде среди населения правовых актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность, и др.

     Правоприменительная деятельность органов внутренних дел состоит в принятии индивидуальных, имеющих юридическое значение актов, т.е. в разрешении на основе норм права индивидуальных конкретных дел (вопросов). Любой орган внутренних дел в том или ином объеме обладает правоприменительной компетенцией, является субъектом применения права и посредством правоприменительной деятельности повседневно реализует функции управления.

     По  содержанию и свойствам правовых норм, их непосредственным целям правоприменительную  деятельность органов внутренних дел можно разделить на регулятивную и правоохранительную. Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения конкретных управленческих дел и вопросов организационного характера реализации прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления внутренних дел. Органы внутренних дел, осуществляя в рамках и на основе юридической нормы индивидуальное правовое регулирование конкретных общественных отношений, оказывают тем самым активное воздействие на сам процесс развития общественных отношений в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка. Правоохранительная деятельность нацелена на охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность . Посредством этом деятельности осуществляется защита субъективных прав, правового статуса граждан, органов и организаций, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим юридические обязанности.

     Формы внутренней деятельности используются для решения организационно-штатных - вопросов, налаживания делопроизводства, руководства сотрудниками, структурными подразделениями внутри самого органа и управления нижестоящими по подчиненности органами. Формы внешнем деятельности направлены на обеспечение выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций. Внутренние и внешние формы могут быть нормотворческими, правоприменительными, организационными, материально-техническими.

     Далее, деятельность ОВД - властная деятельность. Совокупность методов, используемых в процессе осуществления власти, их сочетание является одним из ее важнейших качественных показателей.

     Задачи, функции и методы деятельности обусловливают  особенности компетенции органов  внутренних дел, которые состоят  в следующем: компетенция органов внутренних дел носит правоохранительный характер. В связи с этим в литературе и законодательстве они нередко именуются правоохранительными; в отличие от большинства органов государственного управления органы внутренних дел обладают правом производства дознания и следствия, осуществления оперативно-розыскных мероприятий. При реализации названных направлений деятельности соответствующие службы, и их полномочные представители и следователи руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства в соответствии с уголовно- исполнительным законодательством органы внутренних дел организуют и осуществляют работу по исполнению уголовных наказаний; органы внутренних дел обладают надведомственной компетенцией по осуществлению административно-надзорных функций, осуществляют надзор за соблюдением правовых норм, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и безопасности, контроль за соблюдением паспортных правил, лицензионно -разрешительных правил, правил, регулирующими дорожное движение, правил противопожарной безопасности и другие органы внутренних дел наделены широкими полномочиями по применению мер административного принуждения (административно- предупредительных мер, мер административного пресечения, мер административно-процессуального обеспечения, административных взысканий); органы внутренних дел не только организуют выполнение возложенных на них правоохранительных функций, но и непосредственно практически осуществляют эти функции.

     Органы  внутренних дел характеризуются и особенностями собственной структуры. Она определяется полномочными государственными органами и содержит в себе различные составные звенья, имеющие соответствующие функции и правомочия. Указанные особенности дают основания говорить об органах внутренних дел как о специальной разновидности государственных органов исполнительной власти.

     Служба  в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы Российской Федерации, особенности прохождения которой устанавливаются федеральными законодательными актами на основании Федерального закона Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации».

     Система органов внутренних дел характеризуется  следующими положениями: наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения. т.е. вертикальными, и сотрудничества согласования, т.е. горизонтальными.

     Система органов внутренних дел построена  на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел обусловливает не только содержание и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.

     Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект.

     Анализ  управленческой деятельности позволяет  выделить характерные для нее две группы основных общественных отношений: организационно-структурные и организационно-функциональные.

     В основе взаимоотношений вышестоящих  и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. 

     Вместе  с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, ценностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализация задач государства, упрочению '' правопорядка и законности.

     Система органов внутренних дел динамична, она постоянно развивается и  совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы органов внутренних дел все системообразующие и влияющие на систему факторы. Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности органов внутренних дел, причем важнейшее место занимают меры по дальнейшему совершенствованию организационных структур.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности ОВД