Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:27, реферат
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096
САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 23-24, ст. 217
В целях обеспечения
1. Утвердить прилагаемую Стратегию индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2003-2015
годы (далее - Стратегия).
2. Правительству Республики Казахстан:
в двухмесячный срок разработать и утвердить
план мероприятий по реализации Стратегии
на 2003-2005 годы (I этап);
два раза в год, до 1 февраля и до 1 августа,
по итогам полугодия предоставлять Главе
государства информацию о ходе выполнения
Стратегии.
3. Государственным органам, непосредственно
подчиненным и подотчетным Президенту
Республики Казахстан, принять все меры
по реализации Стратегии.
4. Контроль за исполнением Стратегии
возложить на Администрацию Президента
Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня
подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от 17 мая 2003 года
N 1096
Стратегия
индустриально-инновационного
развития
Республики
Казахстан
на 2003-2015
годы
Паспорт Стратегии
Наименование Стратегия индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2003-2015
годы
Основание для Разработана
в соответствии с поручениями
разработки Президента Республики Казахстан,
данными
в Послании народу Казахстана "О положении
в
стране и об основных направлениях внутренней
и внешней политики на 2002 год" и на десятом
Форуме предпринимателей Казахстана
Разработчики Министерство
экономики и бюджетного
планирования Республики Казахстан совместно
с министерствами индустрии и торговли,
образования и науки, транспорта и
коммуникаций, труда и социальной защиты
населения, энергетики и минеральных
ресурсов, финансов Республики Казахстан,
Агентством по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции, Национальным
Банком и др.
Цель Достижение устойчивого
развития страны
путем диверсификации отраслей экономики,
способствующей отходу от сырьевой
направленности, подготовка условий для
перехода в долгосрочном плане к сервисно-
технологической экономике
Задачи Обеспечение в обрабатывающей
промышленности
среднегодовых темпов роста в размере
8-8,4%,
повышение производительности труда
к 2015
году по сравнению с 2000 годом не менее
чем в
3 раза и снижение энергоемкости ВВП в
2 раза;
повышение производительности основных
фондов обрабатывающей промышленности;
создание предпринимательского климата,
структуры и содержание общественных
институтов, которые будут стимулировать
частный сектор и совершенствовать
конкурентное преимущество, осваивать
элементы
в цепочке добавленных стоимостей в конкретных
производствах, добиваясь наибольшей
добавленной стоимости;
стимулирование создания наукоемких
и
высокотехнологичных экспортоориентированных
производств;
диверсификация экспортного потенциала
страны в пользу товаров и услуг с высокой
добавленной стоимостью;
переход к мировым стандартам качества;
развитие интеграции с региональной и
мировой
экономикой с включением в мировые
научно-технические и инновационные процессы
Срок реализации 2003-2015 годы
1 этап - 2003-2005 годы
2 этап - 2006-2010 годы
3 этап - 2011-2015 годы
Необходимые Предполагаемые
объемы непосредственных
ресурсы и затрат инвестиционного характера
на
источники реализацию Стратегии составят
1,2 млрд.
финансирования долл. США в год. При этом
стоимость
государственных затрат на реализацию
Стратегии составит порядка 260 млн. долл.
США в год в ценах 2002 года.
Объемы финансирования из республиканского
и
местных бюджетов будут уточняться при
формировании бюджетов на соответствующий
год.
Для финансирования мероприятий Стратегии
будут задействованы средства Банка Развития,
Инвестиционного фонда, Инновационного
фонда.
При этом создание новых инвестиционных
и
инновационных институтов также требует
изыскания крупных финансовых ресурсов
Ожидаемые Активное проведение
индустриально-
результаты инновационной политики обеспечит
темпы
роста экономики не менее чем на 8,8-9,2%
в
год. Это позволит увеличить к 2015 году
по
сравнению с 2000 годом объем ВВП
примерно в 3,5-3,8 раза, довести
среднегодовые темпы роста в обрабатывающей
промышленности до 8-8,4%, увеличить рост
производительности труда к 2015 году по
сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза
и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.
Результаты от реализации Стратегии к
2015
году в условиях интенсивного освоения
месторождений нефти и газа не приведут
к
коренному изменению структуры экономики
и
промышленного производства.
Реализация Стратегии позволит:
увеличить к 2015 году удельный вес
производства товаров в структуре ВВП
с
46,5% до 50-52%;
повысить удельный вес услуг научной
и
научно-инновационной деятельности в
структуре
ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015
году;
замедлить снижение доли обрабатывающей
промышленности в структуре ВВП с 13,3%
в
2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для
сравнения: данный показатель без проведения
индустриальной политики в 2015 году составил
бы 10,9%).
Вместе с тем без реализации Стратегии
доля
добавленной стоимости горнодобывающих
отраслей в промышленном производстве
в
2015 году может достигнуть 55-56%, в том
числе в добыче нефти - 50-51%, против
31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом
реализации Стратегии горнодобывающие
производства составят только 46-47%. При
этом доля наукоемких и высокотехнологичных
производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000
году до 1-1,4% в 2015 году.
Качественные изменения произойдут в
структуре добавленной стоимости
обрабатывающей промышленности. Доля
металлургии и обработки металлов упадет
с
40,1% от общего объема добавленной стоимости
обрабатывающей промышленности до 27-28%,
а
доля переработки сельхозпродуктов возрастет
с
38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и
высокотехнологичной продукции составит
9-11%
против 0,6% в 2000 году
Введение
Стратегия индустриально-
Стратегия формирует государственную
экономическую политику Казахстана на
период до 2015 года и нацелена на достижение
устойчивого развития страны путем диверсификации
отраслей экономики и отхода от сырьевой
направленности развития.
Производство конкурентоспособных и
экспортно-ориентированных товаров, работ
и услуг в обрабатывающей промышленности
и сфере услуг является главным предметом
государственной индустриально-инновационной
политики.
На фоне глобализации мировой экономики,
экономика Казахстана сталкивается с
рядом проблем. К основным проблемам относятся:
сырьевая направленность, незначительная
интеграция с мировой экономикой, слабая
межотраслевая и межрегиональная экономическая
интеграция внутри страны, невысокий потребительский
спрос на товары и услуги на внутреннем
рынке (малая экономика), неразвитость
производственной и социальной инфраструктуры,
общая техническая и технологическая
отсталость предприятий, отсутствие действенной
связи науки с производством, низкие расходы
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы (далее - НИОКР), не соответствие
менеджмента задачам адаптации экономики
к процессам глобализации и переходу к
сервисной технологической экономике.
Для решения проблем и достижения поставленных
целей и задач в рамках Стратегии предполагается
помимо активизации функционирования
Банка Развития создание таких специальных
институтов развития, как Казахстанский
инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию
экспорта и Инновационный фонд.
При этом данные институты будут проводить
политику инвестирования в создание новых
и развитие действующих производств, с
высокой добавленной стоимостью и поддержку
научных и научно-технических исследований
и разработок на основе комплексного анализа
перспективных отраслей, выявления наиболее
важных их элементов.
Стратегия предполагает проведение активной
государственной научной и инновационной
политики, направленной на стимулирование
науки и инновационной деятельности в
стране. Для достижения поставленных целей
предполагается дальнейшее развитие финансового
рынка и совершенствование фискальной,
образовательной, антимонопольной, инфраструктурной
политики. В рамках политики стандартизации
предусматривается переход на мировые
стандарты во всех отраслях экономики
и управления.
Успешная реализация Стратегии должна
способствовать проведению качественных
изменений в структуре экономики, которые
приведут к ее устойчивому росту, основанному
на эффективном использовании человеческого,
произведенного и природного капитала,
выходу Казахстана на новый уровень социального
развития и устройства общества.
Для обоснования отдельных предложений
по совершенствованию методов и механизмов
государственного регулирования экономики
в соответствующих разделах Стратегии
приводится опыт зарубежных стран по реализации
импортозамещающей и экспортоориентированной
политики, включая различные виды и стадии
экспортной политики, а также факторы,
которые способствуют достижению конкурентного
преимущества на мировых рынках.
В целом в результате реализации Стратегии
к 2015 году экономика страны должна быть
подготовлена к переходу к сервисно-технологическому
развитию.
1. Анализ
тенденций мировой экономики
и проблемы
повышения
конкурентоспособности экономики Казахстана
1.1. Анализ тенденций
развития мировой экономики
После второй мировой войны мировая система
капитализма преобразовалась и приобрела
новые черты монополистического или транснационального
капитализма.
Этот переход характеризуется значительным
ростом мировой торговли, возникновением
транснациональных компаний, ростом зарубежных
инвестиций и либерализацией условий
торговли. Возникли такие институты, как
Международный Валютный Фонд и Всемирный
Банк.
Если в пятидесятых годах мировая экономика
представляла собой совокупность национальных
экономик всех стран мира, то начиная с
60-х годов стала проявляться тенденция
к организации корпораций по транснациональному
признаку.
К девяностым годам процесс производства
товаров и услуг приобрел фрагментарный
характер и был разбросан по всем странам
мира. Финансово-промышленный капитал
приобрел транснациональные черты.
Для развивающихся стран этот переход
имеет особое значение. Традиционные отношения
между развитыми и развивающимися странами,
при которых периферия поставляет сырье,
а центр его перерабатывает и поставляет
обратно на периферию, значительно изменились.
В условиях глобального капитализма развивающиеся
страны вовлекаются в цепочку производственного
процесса и заняты производством товаров,
имеющих относительно низкую стадию производства
и наименьшую добавленную стоимость.
В мире накоплен богатый опыт проведения
индустриальной политики. Можно констатировать,
что не многим странам удалось успешно
справиться с проблемой зависимости экономики
от монопродукта и диверсифицировать
свою промышленность.
Применение индустриальной
политики для диверсификации структуры
экспорта в различных странах в исторической
ретроспективе наглядно прослеживается
на примере импортозамещающей и экспортоориентированной
политики. Основной вывод, который можно
сделать из анализа развития стран Латинской
Америки (Мексика и Бразилия) и восточно-азиатских
стран (Южная Корея и Сингапур), где эта
политика в основном и применялась, заключается
в том, что достижение устойчивого экономического
развития находится в направлении экспортной
ориентации.
В исторической
ретроспективе как страны Латинской Америки,
так и Восточной Азии прошли через этапы
импортозамещения и экспортной ориентации.
Особенностью является то, что восточно-азиатские
страны на определенном этапе отказались
от политики импортозамещения и перешли
к политике поощрения экспорта, в то время
как страны Латинской Америки сохранили
акцент на импортозамещении.
С точки зрения экономической
теории успех экспортоориентированной
политики имеет объяснение: исчерпав потенциал
своих внутренних рынков, страны были
вынуждены начать освоение внешних рынков,
чтобы не остановить процесс своего экономического
развития. Необходимо отметить, что страны
Латинской Америки, поощряя импортозамещение,
создали отрасли, которые основывались
не на реальной конкурентоспособности,
а на возведенных административных и тарифных
барьерах. Окрепнув, эти отрасли направляли
ресурсы на лоббирование своих интересов
через государство в целях дальнейшего
сохранения политики импортозамещения
вместо модернизации и увеличения продуктивности.
В результате ресурсы распределялись
неэффективно, и национальные экономики
проигрывали в международной конкуренции.
В целом доминирующие тенденции в мировой
экономике, создающие новую глобальную
экономическую реальность, можно классифицировать
как:
переход от индустриальной к сервисно-технологической
экономике в развитых странах;
глобализация;
экономическая либерализация;
нарастание глобальной конкуренции и
региональная интеграция.
В последней четверти двадцатого века
экономически развитые страны перешли
от индустриальной стадии развития к более
высокой сервисно-технологической экономике.
Большая часть ВВП в этих странах формируется
в секторе услуг. Эти услуги имеют четко
выраженную научную и инновационную основу.
В экономически развитых странах концентрируются
интеллектуальные ресурсы и финансовый
капитал, а индустриальные производства,
особенно трудозатратные, постепенно
переносятся в более отсталые в экономическом
развитии страны мира.
Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности