Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:27, реферат
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
8. Механизмы
взаимоотношений государства
и частного
сектора
Как отмечалось ранее,
исходя из мирового опыта,
Взаимоотношения государства с частным
сектором будут основываться на принципах
партнерства, равного доступа к государственной
поддержке и транспарентности. Для установления
и поддержки постоянного диалога между
государством и частным сектором относительно
обсуждения хода реализации Стратегии
и выработки предложений для ее совершенствования
на периодичной основе будут проводиться
семинары, форумы и конференции. Организаторами
этих мероприятий будут в первую очередь
институты развития.
Государство будет также содействовать
функционированию общественных объединений
предпринимателей, являющихся посредником
между государством и предпринимателями.
Функционирование государственных органов
и институтов развития будет полностью
нацелено на реализацию Стратегии и предоставление
качественных услуг в пределах их компетенции.
9. Этапы
и механизм реализации
9.1. Этапы реализации
В целом реализация Стратегии будет осуществляться
в три этапа: первый - 2003-2005 гг., второй -
2006-2010 гг., третий - 2011-2015 гг.
Первый этап (2003-2005
годы) будет связан главным образом с реализацией
мероприятий подготовительного характера.
В целях успешной реализации Стратегии
предполагаются внесение изменений и
дополнений в действующее законодательство
Республики Казахстан, выработка новых
законов, создание государственных институтов,
обеспечивающих участие государства в
инвестиционных и инновационных проектах,
подготовка специалистов по проведению
анализа ЦДС, определение эффективных
проектов, реализуемых с участием государства.
В этот период планируется внести изменения
в действующее законодательство Республики
Казахстан относительно существенного
снижения налогового бремени, присоединение
Казахстана к Метрической конвенции и
вступление в Международную электротехническую
комиссию и т.п.
На этом этапе необходимо сформировать
капитал предполагаемых к созданию фондов,
увеличить уставный капитал Банка Развития,
значительно усовершенствовать государственную
систему инвестирования проектов.
Предполагается начать реформы в области
развития науки, образования и подготовки
профессиональных кадров, сориентировав
их на индустриально-инновационное развитие,
совершенствовать стандартизацию и сертификацию,
завершить процесс вступления Казахстана
в ВТО.
Развитие экономики в этом периоде будет
происходить в соответствии с прогнозом
индикативного плана.
По прогнозу на 2003-2005 годы, с учетом фактической
динамики ВВП в прошлые годы будет обеспечиваться
достижение стратегической цели, связанной
с удвоением ВВП.
Прогнозируемое
исполнение графика по
(График см. на бумажном варианте)
Одновременно с
В среднесрочном периоде необходимо продолжить
структурно-институциональное развитие
систем научной и научно-технической деятельности,
образования, здравоохранения, системы
оплаты труда государственных служащих
и работников бюджетных организаций, совершенствование
межбюджетных отношений, развитие и либерализацию
финансового сектора. Должна быть заложена
основа эффективной инновационной инфраструктуры.
Как и в последние годы, рост производства
товаров и услуг будет обеспечиваться
за счет опережающего развития горнодобывающей
промышленности, и прежде всего за счет
наращивания добычи нефти и газа. В этой
ситуации макроэкономическая политика
должна быть ориентирована на обеспечение
низкой инфляции, создание стимулирующих
условий для увеличения экспорта и притока
прямых инвестиций в экономику Казахстана.
В соответствии с этим монетарная политика
должна обеспечивать среднегодовой рост
инфляции между 5,5 и 4%. Девальвация тенге
по отношению к доллару США при благоприятной
для Казахстана конъюнктуре цен на нефть
соответственно должна колебаться между
4,5 и 3% в год.
Второй этап
(2006-2010 годы) станет периодом активной
реализации мероприятий Стратегии во
всех отраслях экономики. Это позволит
комплексно решать вопросы создания мощностей
на основе достижений науки и техники
по международным стандартам, а также
подготовки нужных специалистов.
Будет в основном сформирована научно-инновационная
инфраструктура.
Финансовые ресурсы частного сектора,
иностранных инвесторов, государственного
бюджета и финансовых институтов государства
будут работать в едином направлении и
комплексно решать проблемы развития
инфраструктуры, реконструкции, расширения
действующих предприятий и создания новых
производств. При этом будет обеспечиваться
пропорциональное развитие крупных, средних
и малых предприятий.
С учетом норм строительства некоторые
предприятия уже получат первые результаты
от реализации Стратегии.
Будет начата реализация многих проектов,
направленных на модернизацию промышленности
и диверсификацию структуры экономики.
Несмотря на некоторый прогресс в области
диверсификации экономики, развитие экономики
будет обеспечиваться в основном за счет
прироста добычи и экспорта нефти и газа.
По прогнозу, стратегическая цель в области
удвоения ВВП в 2010 году по сравнению с
2000 годом будет выполнена также за счет
опережающих темпов развития добычи нефти
и газа.
Третий этап
(2011-2015 годы) будет самым продуктивным
в части реализации Стратегии. В этот период
будет происходить освоение введенных
мощностей и развитие ЦДС в новых сферах
и рынках. Темпы роста производства и экспорта
товаров и услуг станут опережать рост
добычи нефти и газа. Произойдет диверсификация
структуры отраслей экономики и экспорта.
9.2. Механизм реализации
Выполнение Стратегии будет осуществляться
посредством планов мероприятий по ее
реализации, которые с учетом требований
действующего законодательства Республики
Казахстан будут разрабатываться и утверждаться
Правительством Республики Казахстан
на трехлетний период.
В планах мероприятий будут отражаться
качественные особенности каждого этапа
индустриально-инновационного развития
страны и предусматриваться конкретные
меры по реализации положений Стратегии.
По приоритетным направлениям индустриального
развития будут разрабатываться отдельные
отраслевые (секторальные) программы.
В них будут указаны конкретные исполнители
и сроки реализации, а также предполагаемые
объемы и источники финансирования по
годам.
Разработка программ будет осуществляться
при участии научно-исследовательских
и других организаций независимо от их
формы собственности и ведомственной
принадлежности.
Комплексность запланированных мероприятий
позволит максимально скоординировать
деятельность центральных и местных исполнительных
органов по обеспечению целенаправленных
и согласованных действий по всем направлениям
индустриально-инновационного развития
страны.
Правительством Республики Казахстан
будут осуществляться постоянный мониторинг
и оценка эффективности реализации Стратегии
посредством контроля за ходом исполнения
мероприятий планов и достижения планируемых
показателей (индикаторов) Стратегии.
10. Необходимые
ресурсы и источники
Предполагаемые объемы
непосредственных затрат
Для финансирования мероприятий Стратегии
будут задействованы средства Банка Развития,
Инвестиционного фонда, Инновационного
фонда. При этом создание новых инвестиционных
и инновационных институтов также требует
изыскания крупных финансовых ресурсов.
Кроме того, предусматривается привлечение
помощи международных организаций и стран-доноров
для реализации наиболее приоритетных
и эффективных проектов, направленных
на создание новых технологичных и наукоемких
производств, развитие инфраструктуры.
Основную финансовую нагрузку должен
будет нести частный сектор. По предварительной
оценке, соотношение участия государственного
и частного капитала должно составлять
один к пяти.
11. Ожидаемые
результаты от реализации
Успешная реализация
Стратегии индустриально-
В экономике страны станут преобладать
частные инициативы. Будут созданы равные
конкурентные условия для всех субъектов
рынка.
Улучшится использование достижений
науки в повышении конкурентоспособности
экономики, будут приняты меры по преодолению
отставания в области менеджмента и маркетинговых
исследований, стандартизации и сертификации
продукции и др.
Процедуры отбора инвестиционных и инновационных
проектов приобретут свою целенаправленность
и транспарентность в части выбора их
для финансирования с участием финансовых
ресурсов государства.
Будут созданы новые финансовые институты,
использующие современные методики в
области определения перспективности
инвестиционных идей и проектов.
Налоговое и таможенное законодательство
будет ориентировано на стимулирование
конкуренции, экспорта казахстанской
продукции и приток инвестиций в экономику
страны.
Повысится уровень привлекательности
Казахстана для инвестиций, трансферта
технологий, обмена научными достижениями
за счет создания современной и развитой
научно-инновационной и производственной
инфраструктуры, эффективной системы
подготовки высококвалифицированных
управленческих, научных, инженерных,
технических и рабочих кадров.
Произойдут существенные структурные
преобразования в пользу производства
высокотехнологичной и наукоемкой продукции
с высокой добавленной стоимостью.
Существенно диверсифицируется экспорт
и расширится выход Казахстана на мировой
рынок с готовой продукцией, углубится
интеграция экономики Казахстана с мировой
экономикой не только через сырьевые товары,
но и за счет готовых изделий и инновационных
услуг.
Решающий перелом произойдет в развитии
малого и среднего, особенно инновационного,
бизнеса. В стране резко сократится доля
нерыночных секторов экономики. Будет
обеспечена прозрачность финансово-хозяйственной
деятельности предприятий.
Снижение рисков даст толчок притоку
инвестиций в обрабатывающий сектор промышленности,
сделает его привлекательным и для иностранных
инвесторов, что будет способствовать
привлечению современных управленческих
методов и производственных технологий
в этот сектор.
Ожидается кардинальное улучшение работы
фондового рынка, вовлечение в инвестиционные
ресурсы реального сектора экономики
средств пенсионных, страховых, инвестиционных
фондов и средств населения, произойдут
заметные сдвиги в трансформации доходов
сырьевого сектора в доходы и инвестиции
обрабатывающего сектора, в межотраслевом
переливе капитала.
Предложенные подходы и меры приведут
к росту капитализации банков и снижению
банковских кредитных рисков. Это, в свою
очередь, создаст необходимые предпосылки
для роста инвестиционных ресурсов, снижения
до 3-4% ставок по кредитам, расширения доступа
малого и среднего бизнеса к банковским
кредитным ресурсам. Укрепление доверия
к банковским и другим финансовым институтам
позволит решить проблемы трансформации
валовых сбережений в инвестиции в обрабатывающий
сектор.
Улучшение инвестиционного климата и
дальнейшая либерализация экономики в
целом приведут не только к росту привлечения
иностранных инвестиций и экспорта товаров,
но и легальному вывозу и выгодному размещению
отечественного капитала за рубежом.
Реализация мер по снижению налогового
бремени на экономику и дерегулированию
деятельности предпринимательства существенно
изменит соотношения между "официальной"
и "теневой" экономикой.
Активное проведение индустриально-инновационной
политики обеспечит темпы роста экономики
не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит
увеличить к 2015 году по сравнению с 2000
годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести
среднегодовые темпы роста в обрабатывающей
промышленности до 8-8,4%, увеличить рост
производительности труда к 2015 году по
сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза
и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.
Результаты от реализации Стратегии к
2015 году в условиях интенсивного освоения
месторождений нефти и газа не приведут
к коренному изменению структуры экономики
и промышленного производства.
Реализация Стратегии позволит:
увеличить к 2015 году удельный вес производства
товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
повысить удельный вес услуг научной
и научно-инновационной деятельности
в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7%
в 2015 году;
замедлить снижение доли обрабатывающей
промышленности в структуре ВВП с 13,3% в
2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения:
данный показатель без проведения индустриальной
политики в 2015 году составил бы 10,9%).
Вместе с тем без реализации Стратегии
доля добавленной стоимости горнодобывающих
отраслей в промышленном производстве
в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе
в добыче нефти - 50-51%, против 31,0% и 25,6% в
2000 году. С учетом реализации Стратегии
горнодобывающие производства составят
только 46-47%. При этом доля наукоемких и
высокотехнологичных производств возрастет
с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году.
Качественные изменения произойдут в
структуре добавленной стоимости обрабатывающей
промышленности. Доля металлургии и обработки
металлов упадет с 40,1% от общего объема
добавленной стоимости обрабатывающей
промышленности до 27-28%, а доля переработки
сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%.
При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной
продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000
году.
Будут расти и прожиточный минимум, минимальная
зарплата и пенсии. Реальные денежные
доходы населения страны увеличатся в
2,1-2,4 раза.
Приложение 1
к Стратегии индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан
на 2003-2015 годы
Прогноз динамики
ВВП без проведения
индустриально-инновационной
политики
------------------------------
!Среднегодовой ! млрд. тенге, в ценах
!прирост физичес- ! 2000 года
!кого объема, в % !
!-----------------------------
!2001-!2006-!2011-! 2000 ! 2005 ! 2010 ! 2015
!2005 !2010 !2015 ! ! ! !
------------------------------
ВВП 7,5 8,3 7,3 2599,4 3580,2 5342,3 7592,9
Промышленность 10,0 9,2 6,8 864,3 1031,9 1601,9 2229,8
Горнодобывающая
промышленность 10,2 13,3 8,4 267,7 448,3 835,8 1252,8
добыча нефти 11,6 14,2 8,6 221,6 383,7 745,2 1125,7
прочие горнодобы-
вающие отрасли 7,0 7 7 46,1 64,6 90,6 127,1
Обрабатывающая
промышленность 8,6 5,6 4,8 346,8 497,2 652,6 825,0
металлургия и
металлообработка 4,4 4,3 3 139,0 172,6 213,0 247,0
переработка
сельхозпродуктов 9,3 8 7 132,2 206,6 303,6 425,8
химическая
промышленность 21,3 3 2,5 6,1 16,0 18,6 21,0
машиностроение 8,1 2 1,5 17,91 26,4 29,2 31,4
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 2,0 2 2,5 2 2,2 2,4 2,8
прочие отрасли 8,1 3,2 2,5 49,6 73,3 85,8 97,0
Производство и
распределение 3,4 5,6 6,0 73,0 86,4 113,5 151,9
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство 4,8 3,0 3,0 210,9 266,6 309,1 358,3
Строительство 16,0 19,3 15,0 134,6 282,7 683,2 1374,1
Производство
товаров 9,7 10,4 8,8 1209,8 1581,2 2594,2 3962,2
Производство услуг 7,4 6,3 5,6 1256,0 1791,4 2431,9 3199,7
Услуги транспорта 8,5 8,4 6,7 260,2 391,2 585,5 809,8
Услуги связи 10,5 7,0 6,3 38,3 63,2 88,6 120,3
Услуги торговли 8,6 7,0 6,5 323,5 488,7 685,4 939,0
Услуги образования 5,5 4,0 4,0 110,0 143,8 174,9 212,8
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности 4,0 4,0 4,2 24,0 29,2 35,5 43,6
Прочие услуги 6,2 5,0 4,5 500,0 675,4 862,0 1074,2
Услуги финансового
посредничества 0,0 0,0 0,0 -23,7 -23,7 -23,7 -23,7
------------------------------
Продолжение таблицы
------------------------------
!2005 в %!2010 в %!2015 в %!2015 в %!Ср. годовой
! к 2000 ! к 2005 ! к 2010 ! к 2000 !прирост за
! ! ! ! !2001-2015
! ! ! ! !гг.
------------------------------
ВВП 137,7 149,2 142,1 292,1 7,4
Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности