Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:27, реферат
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
Промышленность 119,4 155,2 139,2 258,0 6,5
Горнодобывающая
промышленность 167,5 186,5 149,9 468,0 10,8
добыча нефти 173,1 194,2 151,1 507,9 11,4
прочие горнодобы-
вающие отрасли 140,3 140,3 140,3 275,9 7,0
Обрабатывающая
промышленность 143,3 131,3 126,4 237,9 5,9
металлургия и
металлообработка 124,2 123,4 115,9 177,7 3,9
переработка
сельхозпродуктов 156,3 146,9 140,3 322,1 8,1
химическая
промышленность 262,6 115,9 113,1 344,4 8,6
машиностроение 147,6 110,4 107,7 175,6 3,8
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 110,4 110,4 113,1 137,9 2,2
прочие отрасли 147,6 117,1 113,1 195,5 4,6
Производство и
распределение 118,4 131,3 133,8 208,1 5,0
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство 126,4 115,9 115,9 169,9 3,6
Строительство 210,0 241,7 201,1 1020,9 16,8
Производство
товаров 130,7 164,1 152,7 327,5 8,2
Производство услуг 142,6 135,8 131,6 254,8 6,4
Услуги транспорта 150,4 149,7 138,3 311,3 7,9
Услуги связи 164,7 140,3 135,7 313,6 7,9
Услуги торговли 151,1 140,3 137,0 290,3 7,4
Услуги образования 130,7 121,7 121,7 193,5 4,5
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности 121,7 121,7 122,8 181,8 4,1
Прочие услуги 135,1 127,6 124,6 214,9 5,2
Услуги финансового
посредничества 100,0 100,0 100,0 100,0
------------------------------
Приложение 2
к Стратегии индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан
на 2003-2015 годы
Прогноз динамики
ВВП с учетом проведения
индустриально-инновационной
политики
------------------------------
!Среднегодовой ! млрд. тенге, в ценах
!прирост физичес- ! 2000 года
!кого объема, в % !
!-----------------------------
!2001-!2006-!2011-! 2000 ! 2005 ! 2010 ! 2015
!2005 !2010 !2015 ! ! ! !
------------------------------
ВВП 7,5 9,5 10,3 2599,4 3592,7 5660,1 9233,3
Промышленность 10,0 9,8 9,0 864,3 1044,4 1668,8 2562,6
Горнодобывающая
промышленность 10,2 13,3 8,4 267,7 434,1 810,4 1213,0
добыча нефти 11,6 14,2 8,6 221,6 383,7 745,2 1125,7
прочие горнодобы-
вающие отрасли 7,0 7 7 46,1 50,4 90,6 121,3
Обрабатывающая
промышленность 8,6 6,9 9,8 346,8 523,9 731,4 1167,2
металлургия и
металлообработка 4,4 6,1 6,9 139,0 172,6 232,0 323,9
переработка
сельхозпродуктов 9,3 10 10 132,2 206,6 332,8 535,9
химическая
промышленность 21,3 7 10 6,1 16,0 22,5 36,2
машиностроение 8,1 3,5 15 17,9 26,4 31,4 63,2
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 2,0 45 55 2,0 2,2 14,2 126,6
прочие отрасли 8,1 6,2 6,1 49,6 100,0 98,5 81,4
Производство и
распределение 3,4 8 7,5 73,0 86,4 127,0 182,3
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство 4,8 5 5 210,9 266,6 340,3 434,3
Строительство 16,0 20 20 134,6 282,7 703,4 1750,4
Производство
товаров 9,7 11,2 11,8 1209,8 1593,8 2712,6 4747,3
Производство услуг 7,4 8,0 9,0 1256,0 1791,4 2631,4 4054,9
Услуги транспорта 8,5 9,5 10 260,2 391,2 615,9 991,8
Услуги связи 10,5 9 10 38,3 63,2 97,2 156,6
Услуги торговли 8,6 9 9 323,5 488,7 751,9 1156,8
Услуги образования 5,5 8 9 110,0 143,8 211,2 325,0
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности 4,0 12 25 24,0 29,2 51,5 157,0
Прочие услуги 6,2 6 7 500,0 675,4 903,8 1267,7
Услуги финансового
посредничества
------------------------------
Продолжение таблицы
------------------------------
!2005 в %!2010 в %!2015 в %!2015 в %!Ср. годовой
! к 2000 ! к 2005 ! к 2010 ! к 2000 !прирост за
! ! ! ! !2001-2015
! ! ! ! !гг.
------------------------------
ВВП 138,2 157,5 163,1 355,2 8,8
Промышленность 120,8 159,8 153,6 296,5 7,5
Горнодобывающая
промышленность 162,2 186,7 149,7 453,1 10,6
добыча нефти 173,1 194,2 151,1 507,9 11,4
прочие горнодобы-
вающие отрасли 109,4 179,8 133,8 263,2 6,7
Обрабатывающая
промышленность 151,1 139,6 159,6 336,5 8,4
металлургия и
металлообработка 124,2 134,5 139,6 233,1 5,8
переработка
сельхозпродуктов 156,3 161,1 161,1 405,3 9,8
химическая
промышленность 262,6 140,3 161,1 593,2 12,6
машиностроение 147,6 118,8 201,1 352,6 8,8
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 110,4 641,0 894,7 6331,4 31,9
прочие отрасли 201,5 98,5 82,6 164,0 3,4
Производство и
распределение 118,4 146,9 143,6 249,8 6,3
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство 126,4 127,6 127,6 205,9 4,9
Строительство 210,0 248,8 248,8 1300,5 18,7
Производство
товаров 131,7 170,2 175,0 392,4 9,5
Производство услуг 142,6 146,9 154,1 322,9 8,1
Услуги транспорта 150,4 157,4 161,1 381,2 9,3
Услуги связи 164,7 153,9 161,1 408,2 9,8
Услуги торговли 151,1 153,9 153,9 357,6 8,9
Услуги образования 130,7 146,9 153,9 295,5 7,5
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности 121,7 176,2 305,2 654,3 13,3
Прочие услуги 135,1 133,8 140,3 253,6 6,4
Услуги финансового
посредничества 100,0 100,0 100,0 100,0 0,0
------------------------------
Приложение 3
к Стратегии индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан
на 2003-2015 годы
Прогноз структуры
ВВП без проведения
индустриально-инновационной
политики (в %)
------------------------------
! структура ВВП !структура промышленности
!-----------------------------
! 2000! 2005! 2010! 2015! 2000! 2005! 2010! 2015
------------------------------
ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0
Промышленность 33,2 28,8 30,0 29,4 79,5 100,0 100,0 100,0
Горнодобывающая
промышленность 10,3 12,5 15,6 16,5 31,0 43,4 52,2 56,2
добыча нефти 8,5 10,7 13,9 14,8 25,6 37,2 46,5 50,5
прочие горнодобы-
вающие отрасли 1,8 1,8 1,7 1,7 5,3 6,3 5,7 5,7
Обрабатывающая
промышленность 13,3 13,9 12,2 10,9 40,1 48,2 40,7 37,0
металлургия и
металлообработка 5,3 4,8 4,0 3,3 16,1 16,7 13,3 11,1
переработка
сельхозпродуктов 5,1 5,8 5,7 5,6 15,3 20,0 19,0 19,1
химическая
промышленность 0,2 0,4 0,3 0,3 0,7 1,6 1,2 0,9
машиностроение 0,7 0,7 0,5 0,4 2,1 2,6 1,8 1,4
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 0,1 0,1 0,0 0,0 0,2 0,2 0,2 0,1
прочие отрасли 1,9 2,0 1,6 1,3 5,7 7,1 5,4 4,4
Производство и
распределение 2,8 2,4 2,1 2,0 8,4 8,4 7,1 6,8
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство 8,1 7,4 5,8 4,7
Строительство 5,2 7,9 12,8 18,1
Производство
товаров 46,5 44,2 48,6 52,2
Производство услуг 48,3 50,0 45,5 42,1
Услуги транспорта 10,0 10,9 11,0 10,7
Услуги связи 1,5 1,8 1,7 1,6
Услуги торговли 12,4 13,6 12,8 12,4
Услуги образования 4,2 4,0 3,3 2,8
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности 0,9 0,8 0,7 0,6
Прочие услуги 19,2 18,9 16,1 14,1
Услуги финансового
посредничества -0,9 -0,7 -0,4 -0,3
Чистые налоги 6,1 6,5 6,4 6,0
------------------------------
Продолжение таблицы
------------------------------
! структура обрабатывающей !
! промышленности !
!---------------------------!
! 2000 ! 2005 ! 2010 ! 2015 !
------------------------------
ВВП
Промышленность
Горнодобывающая
промышленность
добыча нефти
прочие горнодобы-
вающие отрасли
Обрабатывающая
промышленность 100,0 100,0 100,0 100,0
металлургия и
металлообработка 40,1 34,7 32,6 29,9
переработка
сельхозпродуктов 38,1 41,6 46,5 51,6
химическая
промышленность 1,8 3,2 2,8 2,5
машиностроение 5,2 5,3 4,5 3,8
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 0,6 0,4 0,4 0,3
прочие отрасли 14,3 14,7 13,1 11,8
Производство и
распределение
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство
Строительство
Производство
товаров
Производство услуг
Услуги транспорта
Услуги связи
Услуги торговли
Услуги образования
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности
Прочие услуги
Услуги финансового
посредничества
Чистые налоги
------------------------------
Приложение 4
к Стратегии индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан
на 2003-2015 годы
Прогноз структуры
ВВП с учетом проведения
индустриально-инновационной
политики (в %)
------------------------------
! структура ВВП !структура промышленности
!-----------------------------
! 2000! 2005! 2010! 2015! 2000! 2005! 2010! 2015
------------------------------
ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0
Промышленность 33,2 29,1 29,5 27,8 79,5 100,0 100,0 100,0
Горнодобывающая
промышленность 10,3 12,1 14,3 13,1 31,0 41,6 48,6 47,3
добыча нефти 8,5 10,7 13,2 12,2 25,6 36,7 44,7 43,9
прочие горнодобы-
вающие отрасли 1,8 1,4 1,6 1,3 5,3 4,8 5,4 4,7
Обрабатывающая
промышленность 13,3 14,6 12,9 12,6 40,1 50,2 43,8 45,5
металлургия и
металлообработка 5,3 4,8 4,1 3,5 16,1 16,5 13,9 12,6
переработка
сельхозпродуктов 5,1 5,8 5,9 5,8 15,3 19,8 19,9 20,9
химическая
промышленность 0,2 0,4 0,4 0,4 0,7 1,5 1,3 1,4
машиностроение 0,7 0,7 0,6 0,7 2,1 2,5 1,9 2,5
наукоемкие и
высокотехнологич-
ные 0,1 0,1 0,3 1,4 0,2 0,2 0,8 4,9
прочие отрасли 1,9 2,8 1,7 0,9 5,7 9,6 5,9 3,2
Производство и
распределение 2,8 2,4 2,2 2,0 8,4 8,3 7,6 7,1
электроэнергии,
газа и воды
Сельское хозяйство 8,1 7,4 6,0 4,7
Строительство 5,2 7,9 12,4 19,0
Производство
товаров 46,5 44,4 47,9 51,4
Производство услуг 48,3 49,9 46,5 43,9
Услуги транспорта 10,0 10,9 10,9 10,7
Услуги связи 1,5 1,8 1,7 1,7
Услуги торговли 12,4 13,6 13,3 12,5
Услуги образования 4,2 4,0 3,7 3,5
Услуги науки и
научно-инновацион-
ной деятельности 0,9 0,8 0,9 1,7
Прочие услуги 19,2 18,8 16,0 13,7
Услуги финансового
посредничества -0,9 -0,7 -0,4 -0,3
Чистые налоги 6,1 6,4 6,0 4,9
------------------------------
7.4 Индустриально-инновационная стратегия развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.
Для обеспечения системной
реализации поставленных задач в
Стратегии индустриально-
Утверждены 9 программ отраслевого и межотраслевого
характера, такие как программы по формированию
и развитию национальной инновационной
системы, развития строительной индустрии,
изделий и конструкций, по энергосбережению
и другие.
Приняты более 20 законов Республики Казахстан,
в том числе: «О техническом регулировании»,
«Об инвестиционных фондах», «О регулировании
торговой деятельности», «Об Инвестиционном
фонде Казахстана»; внесены изменения
в Налоговый Кодекс, Законы РК «Об инвестициях»,
«Об образовании», «О специальных экономических
зонах» и др.
Одним из основных инструментов проведения
индустриально-инновационной политики
является институциональное развитие.
Важную роль в этом играют созданные государством
финансовые и сервисные институты развития
(АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный
фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный
фонд», АО «Фонд развития малого предпринимательства»,
АО «Государственная страховая корпорация
по страхованию экспортных кредитов и
инвестиций» и АО «Центр инжиниринга и
трансферта технологий»).
В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного
развития Казахстана начата работа по
развитию новых высоко-технологичных
производств в машиностроении, производстве
стройматериалов, химической и нефтехимической
промышленности, информационных технологий,
металлургии, аэрокосмической сфере.
Созданные для реализации этой Стратегии
институты развития энергично приступили
к формированию плацдарма по модернизации
перерабатывающих отраслей. Так, Банком
развития Казахстана кредитуется 20 инвестиционных
проектов на сумму свыше 0,5 млрд. долларов.
Инновационный фонд приступил к финансированию
создания первого космического спутника
страны. Всего с начала текущего года Фондом
профинансировано 12 проектов на сумму
более 44 млн. долларов.
Созданы Парк информационных технологий
в г. Алматы и три региональных технопарка.
На их базе будут вестись разработки по
внедрению инновационных технологий в
сфере машиностроения, приборостроения
и экологии. Впервые создан венчурный
"Фонд высоких технологий "Арекет",
который призван тесно сотрудничать с
технопарками в части финансирования
прорывных направлений отечественной
науки.
В активе у нас имеется около 300 научных
организаций, сформированы и реализуются
целевые научно-технические программы
в машиностроении, биотехнологии, атомной
энергетике, переработке и хранении сельскохозяйственной
продукции, сохранении и развитии генофонда
растений, животных и микроорганизмов,
производстве фитопрепаратов, радио-электронике
и связи.
Учитывая необходимость генерации и эффективного
использования интеллектуального потенциала,
в настоящее время разрабатывается проект
Государственной программы формирования
и развития национальной инновационной
системы Казахстана.
Здесь предполагается использовать опыт
индустриально развитых стран, в частности
Финляндии, экономика которой использует
эффективную инновационную систему. Там
побывала солидная делегация нашего Правительства,
изучив опыт работы этой страны. Учитывая
финский опыт, мы планируем создание и
развитие следующих элементов казахстанской
инновационной системы:
-научного потенциала;
-инновационной инфраструктуры, а на ее
основе - эффективные внедренческие и
маркетинговые механизмы, включая прогнозирование
спроса и действенные схемы, технологии
и методики продвижения готовых изделий
на рынок;
-финансовой инфраструктуры для комплексного
финансирования научно-производственных
и образовательных процессов в сфере высоких
технологий, основанной на сочетании средств
прямой государственной поддержки, системы
налогового и иного стимулирования инновационных
начинаний;
-инновационных предприятий, способных
к быстрому серийному производству конкурентоспособной
продукции повышенного спроса на уровне
мировых стандартов.
Набирает обороты строительная индустрия,
в особенности в городах Астане и Алматы.
В целом на жилищное строительство за
10 месяцев этого года было направлено
инвестиций в два раза больше прошлогодних
показателей. За этот период построено
жилья на 32% больше. Хотя наша программа
жилищного строительства начинает свое
действие со следующего года, уже в этом
году рынок отреагировал на разработанную
и принятую в стране программу жилищного
развития.
Адекватно потребностям отрасли развивается
и производство стройматериалов. В целом
строительная индустрия может стать перспективным,
динамично развивающимся сектором нашей
экономики.
В последние годы отмечается устойчивый
рост производства в агропромышленном
комплексе. Успешно реализуется в этой
отрасли Государственная программа, обеспечивающая
продовольственную безопасность Казахстана.
В целом уровень развития агропромышленного
комплекса, макроэкономическая стабильность
государства могут стать надежной основой
для, вложения иностранных и внутренних
инвестиций в этот сектор.
Мы придаем большое значение развитию
национальной транспортной системы, созданию
международных транспортных коридоров.
В последние годы активно строим и реконструируем
железнодорожные магистрали, автомобильные
дороги, телекоммуникации, инженерные
сети.
В области налоговой политики нами постоянно
ведется работа по снижению налоговой
нагрузки и расширению сферы применения
специальных налоговых режимов. В частности,
в целях стимулирования инновационной
деятельности планируется ввести льготный
порядок начисления корпоративного подоходного
налога для организаций, которые производят
продукцию с высокой добавленной стоимостью
и внедряют систему управления, соответствующую
требованиям международных стандартов.
Также будут введены нормы по освобождению
от корпоративного подоходного налога
вновь созданных налогоплательщиков,
реализующих проекты в приоритетных видах
деятельности.
Развитие фондового рынка и вывод на биржу
новых инвестиционных проектов позволят
решить проблему финансирования вновь
создаваемых производств, дадут импульс
развитию инновационных проектов. А вкупе
с введением института независимых директоров,
укреплением финансовой дисциплины и
увеличением доли первоклассных эмитентов
это позволит улучшить качество корпоративного
управления.
В качестве мер по укреплению доверия
инвесторов Правительство намерено добиваться
стабильности и прозрачности в заключении
контрактов, выдаче лицензий и разрешений.
Кроме того, большое внимание уделяется
дальнейшему совершенствованию законодательства
в области защиты прав инвесторов.
По стратегическому замыслу Президента
Республики Казахстан Н.А.Назарбаева приоритетными
направлениями среднесрочного развития
национальной экономики стали: переход
от сырьевых к индустриальным формам экономического
роста, базирующихся на интеллектуальных
ресурсах, наукоемких и информационных
технологиях. Казахстан первым среди постсоветских
государств, новых индустриальных держав,
развивающихся стран с экономикой транзитного
типа, используя созданные объективные
предпосылки, вступил в стадию инновационно-индустриального
становления, глубоких и качественных
структурных деформаций в «прорывных»
секторах национальной экономики.
Участники конгресса считают, что в условиях
неизбежного сохранения традиционной
для республики сырьевой специализации
необходимо обеспечить ее использование
для повышения эффективности всей экономики,
последовательной диверсификации ее структуры.
Многие страны, осуществляющие массированный
сырьевой экспорт, достигли высоких и
устойчивых темпов роста. Норвегия, Канада,
Австралия, Великобритания расширили
свои естественные конкурентные преимущества
в природно-ресурсной сфере развитием
инновационного сектора.
Мировой опыт свидетельствует, что топливно-сырьевая
база как основа развития экспорта себя
изживает, а значит, неизбежно сократится
экспорт, внешнеторговый оборот, доля
страны в мировой торговле требует постепенной
переориентации экономической политики,
ее целенаправленности на повышение конкурентоспособности
национальной экономики, расширение экспортных
позиций, технико-технологическую модернизацию.
Внешнеэкономическая деятельность каждой
страны в глобализируемой мирохозяйственной
среде должна опираться на возможности
использования преимуществ международного
разделения труда, тщательный учет негативных
тенденций, анализ мирового опыта. Ресурсный
потенциал, как свидетельствует мировой
опыт, - это сильнейшее конкурентное преимущество
любого государства. Оно должно всемерно
использоваться для достижения национальных
целей, что означает не преимущественную
экспортную ориентацию этого сектора,
а его гармоничное развитие во взаимосвязи
со всем экономическим потенциалом, его
участие в формировании наукоемких производств
и отраслей.
Одним из приоритетных направлений индустриально-инновационного
развития может стать создание в Казахстане
мошной отрасли высококачественных сталей
и специальных сплавов. Как показывает
анализ, в мире, несмотря на появление
новых материалов, растут потребности
во всех новых видах высокопрочной, нержавеющей,
подшипниковой, легированной и др. видах
сталей, создаются все новые виды специальных
сплавов.
Государственной программой индустриально-инновационного
развития Казахстана на 2003-2015 г. поставлена
вполне благородная задача стимулировать
создание наукоемких, высокотехнологичных
и экспортоориентированных производств,
установления более эффективной связки
цикла «наука-производство-рынок», реального
и финансового сектора.
Очевидно, что для решения этих проблем
необходима общенациональная программа
развития с выделением приоритетов, этапов
реализации. В настоящее время необходимо
объединить в одно русло весь имеющийся
интеллектуальный, производственный,
научно-технический, финансово- экономический
потенциал, чтобы максимально увеличить
отдачу от уникальных природных богатств
страны, более полно использовать потенциал
казахстанской научной школы. Как показывает
мировой, да и наш отечественный опыт развития
экономики, самостоятельно рынок не способен
решать такие сложные и масштабные задачи,
необходимо эффективное государственное
регулирование и стимулирование этих
процессов. В республике есть достаточно
сильные позиции, которые при энергичных
усилиях могут быть многократно укреплены.
При целенаправленной работе по реализации
индустриально-инновационной политики,
внедрению новых технологий, подготовке
кадров можно обеспечить прорыв в сфере,
где отечественное производство наиболее
подготовлено для выполнения этих реальных
задач.
Несырьевой сектор нуждается в кардинальном
улучшении инвестиционного климата. Для
создания благоприятного инвестиционного
климата в этом секторе необходимо:
-внести в законодательство изменения
и дополнения, устраняющие пробелы в правовой
защите собственности (инвесторов) и право
применении в части развития судебной
и административной реформ с учетом мировой
практики и национальных традиций, обеспечивающих
подлинную независимость судов административно
и финансово от властных структур;
-создать в экономике равные конкурентные
условия и развитие добросовестной конкурентной
среды через проведение эффективной антимонопольной
политики на товарных рынках и рынках
капитала;
-обеспечить ускоренное и повсеместное
развитие первоклассной производственной
инфраструктуры;
-максимально использовать возникающие
в стране редкие благоприятные возможности
роста доходов бюджета для снижения налоговых
нагрузок на несырьевой сектор путем снижения
в обрабатывающем секторе корпоративного
подоходного налога (возможно, постепенно
и ежегодно), подоходного налога на физических
лиц, социального налога и НДС. Это позволило
бы, с одной стороны, высвободить часть
средств для инвестирования производства,
а с другой - повысить конкурентоспособность
обрабатывающего сектора;
-способствовать удешевлению банковских
кредитов и обеспечить доступ к ним широкого
круга предпринимателей;
-повысить эффективность государственного
регулирования экономики. Обеспечить
стабильность правительственных структур,
привести все законодательство в соответствие
с международными стандартами, предоставить
на законодательном уровне равные условия
отечественным и иностранным инвесторам.
Главную угрозу устойчивому развитию
казахстанской экономики несет нарастание
международной экономической конкуренции.
Противостоять этой угрозе невозможно
путем закрытия экономики разными протекционистскими
мерами. Единственно верным ответом на
этот вызов глобализации может быть только
повышение ее конкурентоспособности,
умение выживать в острой конкурентной
борьбе. Сегодня для казахстанской экономики
нет более важной и глобальной задачи,
чем повышение ее конкурентоспособности.
А для этого надо не избегать конкуренции,
а постоянно находиться в конкурентной
борьбе.
Поэтому повышение конкурентоспособности
казахстанской экономики должно быть
объявлено первостепенной долговременной
задачей государственной экономической
политики.
Политика жестких бюджетных ограничений
и конкуренция на рынке со стороны импорта,
а также ожидание вступления в ВТО должны
вынудить частный сектор работать открыто,
прозрачно на фондовом рынке и бороться
за привлечение средств мелких акционеров
для инвестирования производства, обновлять
производственный аппарат, диверсифицировать
производство, осваивать новые виды продукции,
отделить собственника от управления
компаниями, укомплектовать высококлассными
менеджерами, поднять уровень менеджмента
и корпоративного управления, провести
реструктуризацию предприятий, разрабатывать
наилучшую стратегию их развития, искать
покупателей, предлагать и рекламировать
свою продукцию и др.
В настоящее время со всеми выше перечисленными
финансовыми институтами в рамках Программы
индустриально-инновационного развития
им реализуются более 50 инвестиционных
проектов по различным секторам экономики.
При этом сегодня есть регионы, где еще
не реализуются инвестиционные проекты.
В отраслевом аспекте в основном реализуются
проекты по строительству, транспорту
и связи, а также легкой промышленности.
В целом взвешенная финансовая политика,
благоприятная конъюнктура мировых цен
на основные экспортные товары, а также
меры, направленные на расширение внутреннего
совокупного спроса путем своевременного
выполнения обязательств государства
и пополнения доходов населения, оказало
положительное влияние на социально -
экономическое развитие республики.
Инновационная политика
и инфраструктура
В апреле 2005 года утверждена Программа
по формированию и развитию национальной
инновационной системы Республики Казахстан
на 2005-2015 годы. Развитие национальной инновационной
системы предусматривает два основных
направления – создание и развитие инновационной
инфраструктуры и создание эффективной
системы отношений между субъектами инновационной
деятельности. Разработана и утверждена
Модель развития региональных технопарков
Республики Казахстан. Продолжалась работа
по развитию физической инфраструктуры
технопарков. Велась работа по технологическому
наполнению, отбору инновационных проектов
для их реализации в технопарках, созданию
лабораторного комплекса, сертификационных
и образовательных центров в технопарках.
АО «Национальный инновационный фонд»
создано пять отечественных и три зарубежных
венчурных фонда.
АО «Инвестиционный фонд Казахстана»
финансирует проект по созданию технологического
бизнес-инкубатора на территории КазНТУ
им. Сатпаева.
Парк информационных
технологий
В августе 2003 года создана Специальная
экономическая зона «Парк информационных
технологий» (далее – СЭЗ ПИТ), мастер-план
развития которой включает в себя проектирование
и разработку Генерального и финансового
плана развития СЭЗ ПИТ.
11 октября 2005 года создано ТОО «Компания
по управлению Парком информационных
технологий», деятельность которого направлена
на содействие развитию отрасли информационных
технологий.
На стадии проработки находится 43 проекта,
из них 2 инфраструктурных проекта, 19 проектов,
решение компаний по которым отложено
до завершения строительства первой очереди
СЭЗ ПИТ.
Парк ядерных технологий
В 2005 году были продолжены работы по созданию
технопарка «Парк ядерных технологий»,
а именно, создана управляющая компания
технопарком в форме акционерного общества
со 100-процентным участием государства
в его уставном капитале – АО «Парк ядерных
технологий».
Кластерная инициатива
В июне 2005 года сформированы и утверждены
планы по созданию и развитию семи пилотных
кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность»,
«Нефтегазовое машиностроение», «Текстильная
промышленность», «Транспортная логистика»,
«Металлургия» и «Строительные материалы».
Данные планы включают в себя мероприятия
по решению системных проблем совершенствования
законодательства для стимулирования
развития отраслей, подготовки и переподготовки
кадров, вопросы стандартизации, развития
инфраструктуры, меры, направленные на
решение задач каждого отдельного кластера
- выработка бизнес-стратегий, реализация
инвестиционных проектов в рамках кластера,
усиление внутрикластерной кооперации.
В развитие кластерных идей перспективным
представляется использование такого
инструмента государственного стимулирования
реального производства как создание
индустриальных зон. Данный механизм в
настоящее время апробируется в рамках
реализации проектов пилотных кластеров
в г.Астана (Строительные материалы) и
в Карагандинской области (Металлургия-Металлообработка)
Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности