Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование законодательства, регулирующее аудиторскую деятельность, история становления аудита в России, а также основные понятия, принципы аудита.
Объектом являются общественные отношения, регулируемыми принципами аудиторской деятельности и система их нормативного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История развития законодательства об аудите в РФ….………………....5
1.2. Понятие аудиторской деятельности: сущность, цели, принципы……....10
1.3 Виды аудиторской деятельности………………………………………….16
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация системы регулирования аудиторской деятельности.….....19
2.2. Правовая природа стандартов и их виды………………..……………….23
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Законодательное закрепление норм об аудиторской деятельности……..27
3.2. Ответственность за нарушение законодательства об аудите…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….38
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История развития законодательства об аудите в РФ….………………....5
1.2. Понятие аудиторской деятельности: сущность, цели, принципы……....10
1.3 Виды аудиторской
деятельности………………………………………….
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация системы регулирования аудиторской деятельности.….....19
2.2. Правовая природа
стандартов и их виды………………..……
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Законодательное закрепление
норм об аудиторской деятельнос
3.2. Ответственность за нарушение законодательства об аудите…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….38
ВВЕДЕНИЕ
Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию. Данная работа посвящена правовым основам аудиторской деятельности в России. В работе дается анализ положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности» (начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 01.01.2009), Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263, утвердивший Временные правила аудиторской деятельности, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ и принимаемых в их развитие нормативно-правовых актов. Указанные нормативно-правовые акты имеют базовое значение для регулирования аудита как разновидности предпринимательской деятельности.
Период
становления российского
Целью данной
курсовой работы является
Объектом являются общественные отношения, регулируемыми принципами аудиторской деятельности и система их нормативного регулирования.
4
Одной из задач работы - определение место аудита в современной системе финансового контроля как особого вида контроля финансовой отчетности предприятий, осуществляемого профессионалами на коммерческой основе, с применением специфических форм и методов планирования, проведения, документального оформления, по установленным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Предметом стали правовые нормы, гарантирующие качество аудита, регулирующие аудиторскую деятельность, а также закрепление их на законодательном уровне.
Исследованию были подвергнуты положения, определяющие понятия "аудиторская деятельность", "аудит", нормы, регулирующие отношения между аудиторами и аудируемыми лицами.
Для создания курсовой работы
применялись формально-
В данной работе рассматривается вся новейшая информация, а также рассматриваются мнения различных ученых Барышникова Н.П, Грачева Д.О, Гущина В., Гущина А, Данилевского Ю, Руфа А.Л.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития законодательства об аудите в РФ
Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.
Первоначально (1987-1993 гг.) нормы об аудите содержались в отдельных правовых актах. На этом этапе отсутствовал единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
В 1987 г. были приняты постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ»1, от 13 января 1987 г. N 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»2, в которых предусматривалось, что проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»3 от 4 июля 1991 г. обязывал годовые бухгалтерские отчеты предприятий с иностранными инвестициями представлять вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по союзному законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких предприятий могла осуществляться российскими аудиторами, а заключения иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. В Положении об акционерных обществах, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, содержался раздел об аудите. В нем различались внешний и внутренний
6
аудит (утратил силу, в связи с вступлением ФЗ «Об иностранных инвестициях»).
С развитием отдельных специальных сфер предпринимательской деятельности появилась необходимость обязательной аудиторской проверки деятельности банков, страховых организаций, инвестиционных фондов. В соответствии с Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности в РСФСР» деятельность банков подлежала ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными законодательством на осуществление аудиторских проверок.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1 (далее - Закон об организации страхового дела) содержал норму, согласно которой страховщики публиковали годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами РФ, после аудиторского подтверждения достоверности в этих отчетах сведений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. N 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий»2 аудиторская проверка должна была проводиться в инвестиционных фондах. Акт или другой документ, составленный по результатам аудиторской проверки, являлся неотъемлемой частью годового отчета о деятельности инвестиционного фонда.
Таким образом, можно говорить о том, что положения о проведении аудиторских проверок, обязанность по представлению финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, в отношении ряда экономических субъектов содержались в многочисленных правовых актах. При этом отсутствовал правовой акт, регламентирующий осуществление аудиторской деятельности.
7
Следующий этап (1993-2001 гг.) развития нормативно-правовой базы связан с изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности. В данном акте содержалось определение понятия "аудиторская деятельность", устанавливались обязательность лицензирования этого вида деятельности и аттестации аудиторов, их права и обязанности, организация государственного регулирования, которое осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Временные правила сыграли положительную роль в организации правового обеспечения аудита и формировании российского рынка аудиторских услуг.
В 1994 г. Постановлением Правительства Российской Федерации были определены основные критерии деятельности экономических субъектов. К ним относились такая организационно-правовая форма экономического субъекта, как открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации или общества взаимного страхования, инвестиционные институты, внебюджетные фонды, благотворительные и иные фонды.
Немаловажное значение имело принятие Банком России в 1997 г. Положения об аудиторской деятельности в банковской системе1. Данный документ устанавливал систему организации аудита в банковской сфере, порядок аттестации и лицензирования банковского аудита, применяемые меры воздействия к аудиторам, осуществляющим банковский аудит.
Эти акты смогли заложить правовые основы осуществления аудиторской деятельности в России, определив направление развития аудита в целом и отдельных его видов - таких, как общий аудит, банковский аудит, аудит
8
страховых организаций, бирж, внебиржевых фондов и инвестиционных институтов.
Третий этап был связан с развитием аудита в стране и необходимостью совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности. Временные правила, Закон об аудите 2001 года сыграли свою важную роль в становлении аудита в стране, но уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг. В 2008 г. был принят Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30 декабря 2008 г №307-ФЗ, который действует по настоящее время.
Закон об аудите 2008 г. устанавливает более высокие требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточнял понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепляет принципы аудиторской деятельности, вводит обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества, аттестации аудиторской деятельности, содержит положения о саморегулируемых организациях. Этот закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. При этом нормы Закона об аудите имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита.
К таким, в частности, относятся Закон о банках, Закон о Банке России, учитывающие особенности проведения банковского аудита, Закон об ООО, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1 (далее - Закон об АО), Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»2 (далее - Закон о производственных кооперативах) и некоторые другие. Однако в связи с динамичным развитием
9
аудиторского рынка можно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы аудиторской деятельности. Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Развитие данной отрасли
связано с развитием
Несомненно, за государством должны сохраняться функции нормативно-правового регулирования, координации аудиторской деятельности и выработки стратегии развития аудиторской профессии. Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана также с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства, в частности административного, уголовного и т.п.
Таким образом, можно выделить три этапа в процессе формирования нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.
I этап (1987-1993): характеризуется
отсутствием единого акта, устанавливающего
основы правового
II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России, принятие закона об аудите, но недостаточно всеобъемлющего.
10
III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2008 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно более регламентированное регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.
1.2. Понятие аудиторской деятельности: сущность, цели, принципы
В ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г, аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности