Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование законодательства, регулирующее аудиторскую деятельность, история становления аудита в России, а также основные понятия, принципы аудита.
Объектом являются общественные отношения, регулируемыми принципами аудиторской деятельности и система их нормативного регулирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История развития законодательства об аудите в РФ….………………....5
1.2. Понятие аудиторской деятельности: сущность, цели, принципы……....10
1.3 Виды аудиторской деятельности………………………………………….16

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация системы регулирования аудиторской деятельности.….....19
2.2. Правовая природа стандартов и их виды………………..……………….23

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Законодательное закрепление норм об аудиторской деятельности……..27
3.2. Ответственность за нарушение законодательства об аудите…………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Внутренний аудит осуществлялся служащими организации (аудиторами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в процессе проверки информация, как правило, предназначалась для удовлетворения потребностей управленческого персонала. Организация, роль и функции внутреннего аудита определялись самим юридическим лицом (его руководителем, собственником) и зависели от выполняемых видов деятельности, объемов показателей финансово-хозяйственной деятельности, принятой системой управления и др.

Хотя по содержанию деятельность внешнего и внутреннего аудита схожа, поскольку в ходе проведения и  внутреннего, и внешнего аудита происходила проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, по характеру отношения принципиально различны. Отношения при внутреннем аудите - это вертикальные отношения, возникающие между подразделением юридического лица и юридическим лицом в целом. Отношения, связанные с проведением внешнего аудита, являются отношениями горизонтальными и строятся на основе гражданско-правового договора, заключаемого аудиторской организацией с аудируемым лицом.

В настоящее время, обязательный аудит имеет законодательное  закрепление.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ  АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Организация системы регулирования аудиторской деятельности

 

За время существования  аудита в России подходы к вопросу  государственного регулирования этого  сегмента рынка менялись.

В конце 80 - начале 90 гг. XX в. в нашей стране преобладали  суждения о том, что рынок сам  себя отрегулирует без вмешательства государства в экономические процессы, недооценивалась регулятивная функция государства. В настоящее время необходимость государственного регулирования экономики признается практически во всех развитых странах, а также в России. Аудиту как новому виду экономической деятельности потребовалось, особенно на этапе его становления, пристальное внимание со стороны государства. Возникшие стихийно правовые отношения в области аудита надлежало скорейшим образом оформить правовым способом с учетом публичных интересов общества, а также того, что частный интерес защищается в условиях рынка посредством правосудия, а вмешательство в отношения частных лиц допустимо тогда и в той мере, в какой это вмешательство сочетается с публичными интересами. При этом важное значение приобрели вопросы определения объема и пределов воздействия государства на ту или иную сферу экономических отношений.

Подход государства  в регулировании аудита как нового для экономики страны вида предпринимательства  выражается преимущественно в формировании правовых основ функционирования и развития аудиторской деятельности, в осуществлении контроля за деятельностью профессиональных субъектов аудита.

Организация системы  регулирования аудиторской деятельности в России складывается с учетом мировой практики. Существует две различные концепции регулирования аудиторской деятельности1.

 

20

Первая из них получила распространение в таких европейских  странах, как Австрия, Германия, Испания, Франция, в которых аудиторская  деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция распространена в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в  некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России на первом этапе развития аудита государство, стремясь обеспечить публичные интересы, занимало жесткие позиции "администрирования" в аудиторской сфере с целью выработки правил поведения на рынке аудиторских услуг, создания правового механизма регулирования отношений, связанных с аудиторской деятельностью.

По мере развития экономических  отношений возникает необходимость  не только в воздействии государства  на рынок аудиторских услуг, но также  включения механизмов саморегулирования. Правительство РФ предлагало кардинально изменить существующую структуру системы регулирования аудиторской деятельности. У такого предложения, как представляется, были две причины: во-первых, в рамках административной реформы федеральные органы исполнительной власти, в частности министерства, освобождались от "избыточных функций", с тем, чтобы сосредоточить свои усилия на стратегических вопросах развития той или иной сферы экономики, во-вторых, развитие отношений по поводу аудита, формирование сообщества профессионалов позволяло ставить вопрос о передаче последнему части функций по регулированию аудита. В этом случае необходимо было решать

 

21

вопросы о функциях, которые  могли быть переданы, и об объемах предоставляемых для выполнения переданных функций полномочий. За период с начала рыночных реформ и до настоящего времени различные органы государственной власти регулировали и контролировали аудиторскую деятельность.

Закон об аудите «№1» изменил структуру системы государственного регулирования аудиторской деятельности в России. В соответствии с данным законом Правительство РФ осуществляло государственное регулирование аудиторской деятельности: определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности, и утверждает Положение о нем; утверждало федеральные стандарты аудиторской деятельности, порядок проведения конкурсов на проведение обязательных аудиторских проверок юридических лиц, доля участия государства в которых составляет не менее 25%, и др.

В результате изменения  структуры системы регулирования, Правительство Российской Федерации определило в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности в России, Министерство финансов Российской Федерации1.

При уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности действует Совет по аудиторской деятельности. Государственное регулирование аудиторской деятельности дополняется деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, устанавливающих обязательные правила для своих членов и осуществляющих контроль за их соблюдением.

22

Минфин России согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и т.д1.

Одной из основных задач  Минфина России является выработка  политики в сфере аудиторской  деятельности, бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности. В соответствии с возложенными на него задачами Минфин России выполняет ряд функций, среди которых в рамках исследуемой темы необходимо выделить:

- разработку и представление  в Правительство РФ проектов  федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, регулирования аудиторской деятельности;

- разработку и утверждение  порядка представления отчетности  в сфере аудиторской деятельности и др.

Закон об аудите детализирует полномочия Минфина России по регулированию аудиторской деятельности; в соответствии с этим законом полномочия Минфина России, заключаются в определении независимости правил аудиторов и аудиторских организаций; порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма; порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений; порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов; положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности; порядок

23

назначения и осуществления  проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов; порядок проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора; порядок создания единой аттестационной комиссии.

Необходимо отметить, что еще на стадии подготовки и обсуждения проекта Закона об аудите известные в области аудита специалисты отмечали чрезмерную перегрузку федерального уполномоченного органа функциями по регулированию профессиональных вопросов аудиторской деятельности, что, по их мнению, может привести к негативным последствиям1. Отчасти большой объем полномочий, возложенных на Минфин России в области регулирования аудиторской деятельности, можно объяснить необходимостью воздействия государства на процессы формирования рынка аудиторских услуг. Однако регулирование той или иной сферы предпринимательства не должно принимать жестких форм администрирования, затрагивая собственно профессиональные вопросы.

На данном этапе регламентирован  вопрос регулирования аудиторской деятельности, посредством саморегулируемых организациях. Законодательное закрепление положений таких организациях показывает, что аудиторская деятельность саморегулируется и вопросы компетенции четко разделены2.

 

2.2. Правовая природа  стандартов и их виды

 

Выполнение требований, установленных в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, является гарантией качества аудита. Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей

24

аудиторских услуг единообразным  пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения.

Законодателем введена  система правил (стандартов), регулирующих порядок осуществления аудиторской  деятельности в России: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые государством (в лице уполномоченного федерального органа), носящие обязательный характер для аудиторов и аудируемых лиц; стандарты саморегулируемой организации аудиторов; Кодекс профессиональной этики аудиторов и правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности.

За период 1996-2000 гг. в  соответствии с Программой Правительства  РФ при активном участии Минфина России, представителей аудиторских и научных кругов разрабатывались и одобрялись Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности и перечень терминов (глоссарий). Экспертный комитет по банковскому аудиту при Банке России одобрил правила (стандарты) аудиторской деятельности в области банковского аудита. Ввиду того, что указанная Комиссия не являлась органом государственной власти, обязательность ее решений представлялась весьма проблематичной и статус правил (стандартов) требовал уточнения. В настоящее время в соответствии с Законом об аудите федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:

1) определяют требования  к порядку осуществления аудиторской  деятельности, а также регулируют  иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в  соответствии с международными  стандартами аудита;

 

 

25

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

2. Стандарты саморегулируемой  организации аудиторов:

1) определяют требования  к аудиторским процедурам, дополнительные  к требованиям, установленным  федеральными стандартами аудиторской  деятельности, если это обусловливается  особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить  федеральным стандартам аудиторской  деятельности;

3) не должны создавать  препятствия осуществлению аудиторскими  организациями, индивидуальными  аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными  для аудиторских организаций,  аудиторов, являющихся членами  указанной саморегулируемой организации  аудиторов.

3. Кодекс профессиональной  этики аудиторов - свод правил  поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

4. Каждая саморегулируемая  организация аудиторов принимает  одобренный советом по аудиторской  деятельности кодекс профессиональной  этики аудиторов. Саморегулируемая  организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

«Локальные» правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Возможность установления внутрифирменных аудиторских стандартов, определяющих действия конкретных аудиторских организаций в конкретных условиях, допускается с учетом двух требований: во-первых, такие стандарты не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, во-вторых, требования таких стандартов не могут быть ниже требований федеральных правил. Анализ внутренних правил (стандартов)

26

аудиторской деятельности показывает, что их можно отнести  к локальным нормативным актам. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

Вместе с тем вопрос о разработке внутрифирменных стандартов считается весьма существенным для  всех аудиторских фирм и аудиторов. Их разработка должна базироваться на аналитических процедурах аудита, которые  представляют собой программу аудита с целями, задачами и методиками его проведения (методики по внутренней структуре фирмы и технологии организации ее деятельности, методики по реализации требований аудиторских правил (стандартов) и т.д.). Мировая практика подтверждает положительный опыт подобной системы стандартизации аудиторской деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности