Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование законодательства, регулирующее аудиторскую деятельность, история становления аудита в России, а также основные понятия, принципы аудита.
Объектом являются общественные отношения, регулируемыми принципами аудиторской деятельности и система их нормативного регулирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История развития законодательства об аудите в РФ….………………....5
1.2. Понятие аудиторской деятельности: сущность, цели, принципы……....10
1.3 Виды аудиторской деятельности………………………………………….16

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация системы регулирования аудиторской деятельности.….....19
2.2. Правовая природа стандартов и их виды………………..……………….23

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Законодательное закрепление норм об аудиторской деятельности……..27
3.2. Ответственность за нарушение законодательства об аудите…………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

4) принять решение  о приостановлении членства аудиторской  организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение  об исключении аудиторской организации,  аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;

6) применить иные установленные  внутренними документами саморегулируемой  организации аудиторов меры.

Основанием для осуществления  внеплановой проверки саморегулируемой организации аудиторов может  являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

В результате проведенного анализа правовых норм, устанавливающих  ответственность за нарушение законодательства об аудите, можно сделать следующие  выводы. Нарушения законодательства об аудите - это не особый вид нарушений, а известные административные нарушения (проступки), к ним применяются соответственно меры административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. Также применяются меры устанавливаемые законом о саморегулируемых организациях.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию. Данная работа посвящена правовым основам аудиторской деятельности в России. В работе дается анализ положений обоих Федеральных законов и принимаемых в их развитие нормативно-правовых актов.

Закон 2008 года имеет базовое значение для регулирования аудита как разновидности предпринимательской деятельности. В Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»1 (далее - Закон об аудиторской деятельности 2001 г.) неоднократно вносились изменения и дополнения, который являлся основным актом регулирующий аудиторскую деятельность.

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности 2008 г.), за исключением трех статей, касающихся выдачи квалификационного аттестата аудитора (ст. 11), оснований и порядка аннулирования квалификационного аттестата аудитора (ст. 12) и совета по аудиторской деятельности (ст. 16), вступающих в силу позднее. Соответственно в данной части продолжает действовать Закон об аудиторской деятельности 2001 г.

Основные аспекты правового регулирования определены в ст. 2 Закона об аудиторской деятельности 2008 г., исходя из которой аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с названным Законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»1 (далее - Закон о саморегулируемых организациях), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Положение о том, что  нормы законодательства РФ об аудиторской  деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону об аудиторской деятельности (ст. 2 Закона об аудиторской деятельности 2001 г.), не включено в Закон об аудиторской деятельности 2008 г. Представляется, что, несмотря на некоторую правовую некорректность данного положения (Закон об аудиторской деятельности не является Федеральным конституционным законом), сама идея единого нормативного правового акта, являющегося системообразующим в этой сфере регулирования, была позитивной и отвечающей задаче упорядочения предпринимательского законодательства в целом.

Закон об аудите 2008 г. устанавливает более высокие требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточняет понятие аудиторской деятельности (ст. 1), в том числе обязательного аудита, закрепляет требования к членству в саморегулируемых организациях (ст. 18), вводит обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества, установление квалификационного аттестата аудитора (ст.11), содержит положения о саморегулируемых организациях. Этот закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц.

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов. Каждый, из них связан с укреплением, развитием норм, правил, самого законодательства об аудите.

Однако в связи с  динамичным развитием аудиторского рынка можно говорить о необходимости  дальнейшего совершенствования  законодательной базы аудиторской деятельности. Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), также соблюдать международные стандарты при заключении договоров с иностранными организациями - считает А.Н. Гущин1.

 Развитие данной  отрасли связано с развитием  саморегулируемых профессиональных  организаций аудиторов, расширением  функций за счет передачи ряда  функций, регулирования аудиторской деятельности от государственных органов, а также распределением обязанностей между профессиональными объединениями аудиторов и государством. Несмотря на то, что существует государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций. Несомненно, за государством должны сохраняться функции нормативно-правового регулирования, координации аудиторской деятельности и выработки стратегии развития аудиторской профессии2.

Необходимость совершенствования  законодательства об аудите связана  также с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства, в сфере ответственности за те или иные нарушения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

1. Нормативно-правовые  акты

 

1.1. «Об аудиторской деятельности»: Федеральный Закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.12.08) // Российская газета. – 31.12.2008. - №267.

1.2. «О лицензировании отдельных видов деятельности»: Федеральный Закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. 25.11.09 № 273) // СЗ РФ. – 2001. - №33 (ч.1). – Ст. 3430.

1.3. "Об акционерных  обществах": Федеральный закон  от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (ред. 18.07.09 № 181) // СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 1.

1.4. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»: Федеральный Закон от 08.08.2001 г. №134-ФЗ (ред.24.07.09 №273) // СЗ РФ. – 2001. - №33. – Ст. 3436

1.5. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: Федеральный Закон от 30.12.2001 г. №196-ФЗ (ред.26.04.07 №63) // СЗ РФ. – 2002. - №1 (ч.1). – Ст. 2

1.6. «О центральном Банке РФ»: Федеральный Закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (ред. 25.12.09 №281) // СЗ РФ. – 2002. - № 28. – Ст. 2780; 2003. - №52 (ч.1). – Ст. 5029,5032,5038.

1.7.  "Об обществах с ограниченной ответственностью" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. 27.12.09 №352) // СЗ РФ.- 1998. -  N 7.-  Ст. 785.

 

2. Судебная и Арбитражная практика

 

2.1. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2004 г. N КГ-А40/7745-04-П // [Электрон. Ресурс]. Гарант: Справочно-правовая система. Версия 7.1.0, обновлен на 26.03.2009.

2.2. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2004 г. N Ф09-2981/04ГК // [Электрон. Ресурс]. Гарант: справочно-правовая система. Версия 7.1.0, обновлен на 26.03.2009.

2.3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416

 

3. Специальная литература

 

3.1. Андреев В.К. Государственное регулирование аудиторской деятельности / В.К. Андреев Предпринимательское право. -  2006 г. -  N 1. -  С. 29.

3.2. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. -  М.: 2004 г.

3.3. Гущин В., Гущин А. Отмена лицензирования аудиторской деятельности в России / Гущин В., Гущин А. Право и экономика. -  2009 г. -  N 4.

3.4. Гущин В.В. Договор оказания аудиторских услуг / В.В. Гущин. Право и Экономика. – 2008 г. - №5.

3.5. Качановский Д.Е. Становление аудита в России / Д.Е. Качановский Государство и право. -  2005 г. -  N 5.

3.6. Качановский Д.Е. Проблемы финансово-правового регулирования внутреннего аудита /  Д.Е.  Качановский Государство и право. -  2009 г. -  N 5. 2 3.7. Крикунов А.В. Динамичное развитие аудиторской профессии / А.В. Крикунов. Аудиторские ведомости. – 2009. - №5. – С.16

3.8. Лесникова В.А.. Необходимость проведения аудита в зависимости от формы собственности организации / В.А. Лесникова. Налог на прибыль. Учет доходов и расходов.  - апрель 2009 г. - N 4.

3.9. Новичков С.Б. О «независимости» обязательного аудита / С.Б Новичков. – М.: Законодательство и экономика, -  2003 г. -  N 6.

3.10. Шишкин С.Н.. Государственное регулирование аудиторской деятельности / С.Н. Шишкин. Гражданин и право. - июль 2009 г. - N 7.

 

 

 

1 СП СССР. 1987. N 8. Ст. 38.

2 СП СССР. 1987. N 3. Ст. 40

3 СП СССР. 1987. N 3. Ст. 40

1 ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56

2 ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2370. Указом Президента РФ от 29 ноября 2004 г. N 1480 (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4887) данный акт признан утратившим силу.

1 Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утв. приказом Банка России от 18 марта 1996 г. N 02-71. Приказом Банка России от 10 сентября 1997 г. N 02-391 это положение признано утратившим силу с 16 сентября 1997 г.

1 СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

2 СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

1 Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8. "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2004. N 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 окт.

1 Нитецкий В.В. Правовые основы независимой аудиторской деятельности // В.В. Нитецкий. Аудиторские ведомости. 1997. N 3. С. 13.

2 Постановление КС РФ от 1.04.03 г. №4-П

 

1 Кожура Р.В. Аудит: Предпринимательство или юридический процесс (ободной профессиональной привилегии) // Р.В. Кожура. Аудиторские ведомости. 1997. N 11. С. 32.

 

1 Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. Аудит. Учебное пособие. М., 2002.

 

1 Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 583.

 

1 Постановление Правительства от 30.06.04 №329 «О Минфине РФ» // СЗ РФ.02.08.04.№31.Ст.3258

 

1 Руф А.Л. "Узкие места" Закона об аудиторской деятельности // Аудитор. 2002. N 1; Данилевский Ю.А. Нельзя игнорировать интересы цивилизованного аудита // Там же. 2002. N 12.

 

2 Гущин В., Гущин А. Отмена лицензирования аудиторской деятельности в России / Гущин В., Гущин А. Право и экономика. -  2009 г. -  N 4.

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3422.

 

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 1. Ст. 15.

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6076.

 

2 Андреев В.К. Государственное регулирование аудиторской деятельности // В. К. Андреев. Предпринимательское право. -  2006. -  N 1. -  С. 29.

 

1 ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ и др

 

2 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2001. С. 526-570

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3422.

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6076.

 

1 Гущин В.В. Договор оказания аудиторских услуг // В.В. Гущин. Право и Экономика. – 2008 г. - №5

 

2 Крикунов А.В. Динамичное развитие аудиторской профессии // А.В. Крикунов. Аудиторские ведомости. – 2009. №5. – С.16


Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности