Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование законодательства, регулирующее аудиторскую деятельность, история становления аудита в России, а также основные понятия, принципы аудита.
Объектом являются общественные отношения, регулируемыми принципами аудиторской деятельности и система их нормативного регулирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История развития законодательства об аудите в РФ….………………....5
1.2. Понятие аудиторской деятельности: сущность, цели, принципы……....10
1.3 Виды аудиторской деятельности………………………………………….16

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация системы регулирования аудиторской деятельности.….....19
2.2. Правовая природа стандартов и их виды………………..……………….23

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Законодательное закрепление норм об аудиторской деятельности……..27
3.2. Ответственность за нарушение законодательства об аудите…………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Законодательное закрепление  норм об аудиторской деятельности

 

Институт аудита является неотъемлемым элементом рыночной экономики. По мере развития рыночных отношений совершенствуется законодательство об аудите.

В Федеральный закон  от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»1 (далее - Закон об аудиторской деятельности 2001 г.) неоднократно вносились изменения и дополнения, который являлся основным актом регулирующий аудиторскую деятельность.

С 1 января 2009 г. вступил  в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»2 (далее - Закон об аудиторской деятельности 2008 г.), за исключением трех статей, касающихся выдачи квалификационного аттестата аудитора (ст. 11), оснований и порядка аннулирования квалификационного аттестата аудитора (ст. 12) и совета по аудиторской деятельности (ст. 16), вступающих в силу позднее. Соответственно в данной части продолжает действовать Закон об аудиторской деятельности 2001 г.

Отношения, возникающие  при осуществлении аудиторской  деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам. Указы Президента Российской Федерации имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.

На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской

28

деятельности. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой

финансовой, кредитной  и денежной политики. Постановления  правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Государственное регулирование  аудиторской деятельности осуществляется посредством правовых и организационных  форм.

Основные аспекты правового  регулирования определены в ст. 2 Закона об аудиторской деятельности 2008 г., исходя из которой аудиторская  деятельность осуществляется в соответствии с названным Законом, Федеральным  законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»1 (далее - Закон о саморегулируемых организациях), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Положение о том, что  нормы законодательства РФ об аудиторской  деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону об аудиторской деятельности (ст. 2 Закона об аудиторской деятельности 2001 г.), не включено в Закон об аудиторской деятельности 2008 г. Представляется, что, несмотря на некоторую правовую некорректность данного положения (Закон об аудиторской деятельности не является Федеральным конституционным законом), сама идея единого нормативного правового акта, являющегося системообразующим в этой сфере регулирования, была позитивной и отвечающей задаче упорядочения предпринимательского законодательства в целом2.

Особая роль в правовом регулировании аудиторской деятельности принадлежит стандартам, представляющим собой определенные требования к 

29

такой деятельности. Закон  об аудиторской деятельности 2001 г. под правилами (стандартами) аудиторской деятельности подразумевал единые требования к порядку осуществления подобной деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. В сфере правового регулирования аудиторской деятельности следует учитывать постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым Минфин России был определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности.

К подзаконным актам, содержащим нормы, регулирующие аудиторскую  деятельность, относятся также нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России.

К следующей группе документов, регламентирующих аудит, относятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие единые требования к порядку осуществления аудита, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

3.2. Ответственность за нарушение законодательства об аудите

Развитие рынка аудиторских  услуг, установление повышенных требований к его профессиональным субъектам  предполагает повышение ответственности  участников аудиторской деятельности.

Институт ответственности  включает несколько блоков правовых норм, устанавливающих:

1) виды и составы  правонарушений как основания  возникновения юридической ответственности;

30

2) виды ответственности  и санкции, применяемые к нарушителям;

3) круг лиц, привлекаемых  к ответственности;

4) органы, применяющие меры ответственности к нарушителям;

5) процедуры наложения  ответственности.

Правовые нормы об ответственности за нарушение законодательства об аудите содержатся не только в специальном  законе, но и в других правовых актах1.

Известно, что основанием применения юридической ответственности является правонарушение. С точки зрения теории права, под правонарушением понимается виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность2.

Соответственно признаками правонарушения являются:

1) наличие совершенного  деяния (действия или бездействия);

2) его противоправность

3) вина 

4) деликтоспособность  субъекта

В ряде случаев законодатель требует наличия вреда, причиненного лицу или организации противоправным деянием, а значит, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. Причинение вреда имеет два аспекта - юридический и фактический. Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей. Фактическая же сторона правонарушения состоит в причинении участнику правонарушения материального либо морального ущерба. С учетом вышеизложенного нарушение законодательства об аудите - это частный случай

31

правонарушения вообще, только реализующийся в определенной сфере деятельности - аудите. Следовательно, нарушение законодательства об аудите обладает всеми перечисленными признаками правонарушения.

Правонарушения классифицируются по различным критериям. В основу их деления могут быть положены сфера  общественных отношений, характер правонарушений, степень их вредности и опасности  для общественных отношений, характер применяемых санкций за их совершение.

Анализ действующего законодательства показывает, что правонарушения в области аудита условно можно  сгруппировать, выделив:

1) правонарушения, связанные  с осуществлением аудиторской  деятельности ненадлежащим лицом;

2) нарушения требований  и условий, связанных с вхождением  в профессию аудитора, в том  числе:

- нарушения, связанные  с дачей заведомо ложного аудиторского  заключения;

- нарушения, связанные  с разглашением аудиторской тайны;

- нарушения договорных обязательств.

Правонарушения влекут за собой применение мер юридической  ответственности, вид которой зависит  от характера и степени нарушения  общественного порядка. Юридическая  ответственность заключается в  применении к правонарушителю мер  государственно-правового воздействия, которое осуществляется судом или иным органом принуждения. Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. В зависимости от объекта регулирования и от формы воздействия общества на правонарушителей применяется тот или иной вид ответственности: в случае совершения преступления предусматривается уголовная ответственность; при совершении менее опасных для человека и общества проступков наступает административная ответственность; при нарушении обязательств, вытекающих

 

32

из гражданско-правовых отношений, возникает гражданско-правовая (имущественная) ответственность. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудового распорядка, а материальная ответственность - за вред, причиненный работником предприятию. Поэтому отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности, не охраняются дисциплинарной или материальной ответственностью.

За нарушения законодательства об аудите может наступать уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность. Меры (т.е. санкции) за совершение правонарушения предусмотрены в основном не нормами специального законодательства об аудите, а нормами того или иного законодательства (соответственно уголовного, административного, гражданского). Но и Закон об аудите содержит нормы, устанавливающие санкции за совершение правонарушения в области аудита, например, в случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательством установлен круг лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства об аудите:

- аудиторские организации  и их руководители;

- индивидуальные аудиторы;

- аудируемые лица и  лица, подлежащие обязательному  аудиту;

- федеральный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельностью.

33

Саморегулируемая организация  аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать  в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Ответственность перед  государством за нарушение требований и условий, предъявляемых к аудиторской деятельности, может выражаться во взыскании административных штрафов (ст. 14.1 КоАП РФ). Лица, совершившие нарушения требований и условий, имеющих состав преступления, несут уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ (см. стр. 154).

В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание,  обязывающее члена саморегулируемой  организации аудиторов устранить  выявленные по результатам внешней  проверки качества его работы  нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

 

34

2) вынести члену саморегулируемой  организации аудиторов предупреждение  в письменной форме о недопустимости  нарушения требований настоящего  Федерального закона, стандартов  аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на  члена саморегулируемой организации  аудиторов;

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности