Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:16, курсовая работа
На сегодняшний день закономерностью стала зависимость экономических процессов от норм гражданского законодательства. Базой или фундаментом предпринимательства являются договорные отношения, от точного выполнения которых зависит коммерческое благополучие организации или предпринимателя. Нарушение полностью или частично условий договора может привести к нежелательным последствиям в виде несения убытков, потери доверия со стороны партнеров и даже начала процедуры банкротства.
Введение............................................................................................................
5
1 Общая характеристика института обязательств и обеспечения исполнения обязательств.................................................................................
8
1.1 Становление института обеспечения обязательств в гражданском праве..................................................................................................................
8
1.2 Правовая сущность, понятие, принципы, функции обязательств.........
13
2 Особенности применения отдельных способов обеспечения исполнения обязательств.................................................................................
21
2.1 Неустойка в гражданском праве...............................................................
21
2.2 Залог как способ обеспечения исполнения обязательств......................
32
2.3 Обеспечительная функция удержания и задатка....................................
40
2.4 Исполнение обязательств, вытекающих из поручительства и гарантии.............................................................................................................
53
3 Актуальные проблемы практического применения способов обеспечения исполнения обязательств и возможные пути их разрешения........................................................................................................
71
3.1 Практика применения способов обеспечения исполнения обязательств......................................................................................................
71
3.2 Пути совершенствования законодательства в сфере применения способов обеспечения исполнения обязательств..........................................
74
Заключение........................................................................................................
80
Список использованных источников........................
Так, в соответствии со статьей 33 ИК гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.
В силу положений статьи 34 ИК условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом [91].
Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства Республики Беларусь.
В силу предписаний статьи 36 ИК контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь [91].
В качестве гаранта могут выступать
также сама Республика Беларусь, ее административно-
Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. N 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100% суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком Республики Беларусь решения об отзыве у банка специального разрешения на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции [92].
Имеет свои особенности исполнение гарантийных обязательств, принятых на себя местными исполнительными и распорядительными органами. В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению вопросов, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов как гарантов, Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принято постановление от 23 декабря 2003 г. N 10 «О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями» (далее – постановление Пленума ВХС N 10).
В пункте 3 постановления Пленума ВХС N 10 указано, что объем прав и обязанностей областных, Минского городского Советов депутатов, комитетов, управлений, отделов, объединений, подчиненных облисполкому, а также коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, предприятий и учреждений, имущество которых находится в областной коммунальной собственности (коммунальной собственности г. Минска), по управлению и распоряжению областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью г. Минска) определяется Положениями о порядке управления и распоряжения областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью г. Минска), утвержденными соответственно решениями областных, Минского городского Советов депутатов.
Пленум отметил, что обязательства распорядителей средств по осуществлению расходов сверх установленных им бюджетных ассигнований за счет бюджетных средств не оплачиваются. В силу изложенного областные (Минский городской) исполнительные комитеты, районные (городские) исполнительные комитеты могут предоставлять гарантии в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах и целевых бюджетных фондах [93].
Закон не предусматривает каких-либо ограничений по отношению к обязательствам, исполнение которых может быть обеспечено гарантией, из чего следует, что гарантией может быть обеспечено исполнение любого, не только денежного, обязательства.
Поскольку в силу возложенного на себя обязательства перед кредитором гарант отвечает полностью или частично за исполнение основного обязательства должником, то в случае неисполнения должником основного обязательства обязанность по его исполнению несет гарант как субсидиарный должник. Такое исполнение гарантом может носить не только денежный характер, поскольку действующим законодательством не исключается также возможность исполнения гарантом обязательства основного должника в натуре [5, с. 26].
В отличие от договора поручительства, который может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем, гарантией согласно пункту 2 статьи 348 ГК может обеспечиваться только действительное требование.
Пунктом 2 статьи 348 ГК установлено, что гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. Буквальное толкование приведенной нормы дает основание для вывода о заключении между гарантом и кредитором по основному обязательству соответствующего договора (соглашения). Как правило, с инициативой об обеспечении исполнения основного обязательства выступает кредитор, тогда как заключению гарантийного соглашения предшествует процедура выявления должником кандидатуры возможного гаранта, достижения договоренности о выдаче гарантии и возможных условиях ее выдачи. Указанная договоренность может быть оформлена договором должника (по основному обязательству) и гаранта [12].
Наконец, допустимо письменное одностороннее обязательство гаранта, адресуемое кредитору основного договора, о принятии на себя обязанности отвечать полностью либо частично за исполнение обязательства должником. Такому обязательству, как и в случае заключения договора между гарантом и кредитором, должно предшествовать обращение должника к будущему гаранту с просьбой о выдаче гарантий (заключение договора между должником и будущим гарантом о предоставлении гарантии). При даче одностороннего обязательства гаранта в форме гарантийного письма достаточно проставления на этом письме подписи кредитора основного договора, что будет свидетельствовать о его согласии быть гарантом основного обязательства на условиях, содержащихся в гарантийном письме.
На стороне гаранта могут выступать несколько лиц. При этом, если такие лица совместно гарантируют исполнение обязательства основным должником, они рассматриваются как солидарные дополнительные должники, если иное не предусмотрено договором. Вместе с тем солидарной обязанности гарантов не возникает, если каждый из них предоставил самостоятельную гарантию. Поэтому, если один из таких гарантов исполнил обязательство по требованию кредитора основного обязательства в полном объеме, он не вправе обратиться с регрессным требованием к другим гарантам как солидарным должникам [12].
С учетом вышеизложенных положений и выводов есть резон привести, с одной стороны, критерии, которые сближают гарантию и поручительство, а с другой – критерии, по которым гарантия отличается от поручительства.
Объединяет указанные акцессорные обязательства прежде всего содержательная направленность. И в том, и в другом случае эти способы призваны обеспечить исполнение основного обязательства при его неисполнении основным должником. Едины их форма, основания возникновения и прекращения.
Главное сущностное отличие гарантии от поручительства заключается в том, что ответственность гаранта всегда является субсидиарной (дополнительной), тогда как поручителя – солидарной, если только законодательством или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Поэтому по правилам субсидиарной ответственности до предъявления кредитором основного обязательства требования к гаранту он должен предъявить соответствующее требование к основному должнику и только в случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил на него ответа в разумный срок, требование кредитора к гаранту как лицу, несущему субсидиарную ответственность, будет правомерным.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума ВХС N 10, указание основным должником на возможное исполнение требования кредитора на иных по сравнению с обусловленными договором условиях не препятствует заявлению требования к субсидиарному должнику.
Указанное правило не является единственно обязательным для его соблюдения кредитором. Пунктом 2 статьи 370 ГК предусмотрено, что кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника.
В случае предъявления кредитором основного обязательства требования к гаранту с соблюдением вышеизложенных правил гарант обязан предупредить об этом основного должника до удовлетворения требования, а если к нему предъявили иск – привлечь к участию в деле основного должника.
В случае невыполнения указанных требований для гаранта не могут наступить последствия, какие могут наступить для поручителя, когда должник приобретает право выдвинуть против регрессного требования поручителя возражения, которые он имел против кредитора. Объясняется это отсутствием у гаранта, исполнившего обязательство, права на предъявление регрессного требования к основному должнику. Тем не менее непривлечение гарантом должника к участию в деле может существенным образом сказаться на результатах рассмотрения дела.
Отсутствие у гаранта, исполнившего по требованию кредитора обязательство вместо основного должника, права на предъявление к последнему регрессного требования является вторым существенным отличием гарантии от поручительства.
Анализ приведенных отличий в совокупности свидетельствует о достаточно невыгодном правовом положении гаранта по сравнению с поручителем, что объясняет ограниченное использование гарантии в хозяйственном обороте.
Волох Д.В., ФП, ДПХ-2, 5 к., 05.05.2012
Волох Д.В., ФП, ДПХ-2, 5 к., 05.05.2012
Информация о работе Способы обеспечения обязательств в гражданском праве