Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

       В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

       Эта общая норма конкретизирована  в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

       Определенные ограничения могут  вводиться с обязательным указанием  пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению:  право на жизнь, право на  охрану достоинства личности, право  на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну,  защиту чести и доброго имени,  свобода совести, свобода вероисповедания,  право на жилище, ряд прав, связанных  с различными формами участия  в судопроизводстве, и др.

       Федеральный конституционный закон  "О чрезвычайном положении" (2001 г.) <*> установил, что в указе  Президента РФ о введении чрезвычайного  положения должен содержаться  исчерпывающий перечень временных  ограничений прав и свобод  граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

     .

       3. Понятие и классификация конституционных прав и свобод

     Как уже отмечалось, правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

     К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.

     Причины, по которым одни права и свободы  закрепляются в Конституции, другие - в текущем законодательстве, не произвольны.

     Можно выделить следующие причины, от которых  зависит выбор того или иного  уровня правовых актов для закрепления  прав и свобод.

     1. Значимость данного права и  данной конституционной свободы  для человека и общества.

     В Конституции закрепляются те права  и свободы, которые жизненно важны  и в наибольшей мере социально  значимы как для конкретного  человека, так и в целом для  общества, для государства. То есть основные права и свободы.

     Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в  решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек  состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его  жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

     Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и  свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

     Само  существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью  людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу  предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая  среда, без реализации избирательных  прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

     Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое  условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции  основных прав и свобод не должно толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).

     2. Изначальный или производный  характер принадлежности человеку  данного права и данной свободы.  Статья 17 Конституции устанавливает,  что основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения. Именно такого  рода права и свободы закрепляются  конституционно.

     3. Особые юридические свойства  основных прав и свобод, специфика  их реализации. Эти права и  свободы:

     а) составляют ядро правового статуса  личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными  нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

     б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;

     в) характеризуются всеобщностью: они  равны и едины для всех без  исключения, соответственно для каждого  человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности  осуществления его всеми. Этим обусловливается  процесс расширения основных прав и  свобод по мере создания соответствующих  социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует  о том, что основные права и  свободы выражают главные связи  лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются  и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса  и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

     г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы  могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие  в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают  в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого  права каждого участника правоотношения;

     д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;

     е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:

     конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой;

     граждане  вправе обратиться в Конституционный  Суд с жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод для  проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;

     в Уголовном кодексе имеется специальная  гл. 19 "Преступления против конституционных  прав и свобод человека и гражданина"; в Кодексе об административных правонарушениях  РСФСР гл. 5 предусматривает административную ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан (в том  числе и конституционные).

     Указанные выше свойства характеризуют понятие  основных прав и свобод человека и  гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие  ему от рождения (в надлежащих случаях  в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового  статуса личности <*>.

     Различие  между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И  то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид  и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

     Вместе  с тем понятие "свобода" в  большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

     Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

     Глава 2 Конституции "Права и свободы  человека и гражданина" включает 48 статей, подавляющая часть которых  посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности  человека и гражданина, которых они  касаются.

     В соответствии с этими основаниями  конституционные права и свободы  принято классифицировать на три  группы: личные; политические; социально-экономические.

     Однако  система основных прав и свобод характеризуется  не только их группировкой, но и тем  порядком расположения, который устанавливается  в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового  статуса личности, которой придерживается государство.

     В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала  указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические  права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 г.

     В российском законодательстве такая  последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

     Во  всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные. 

     § 2. Личные права и свободы

     В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и  свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно  более широкой степени, чем это  было в предшествующих, советских  конституциях.

     Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

     1) эти права и свободы являются  по своей сущности правами  и свободами человека, т.е. каждого,  и не увязаны напрямую с  принадлежностью к гражданству  государства, не вытекают из  него;

     2) эти права и свободы неотчуждаемы  и принадлежат каждому от рождения;

     3) это такие права и свободы,  которые необходимы для охраны  жизни, свободы, достоинства человека  как личности, и другие естественные  права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

     Основным  личным правом человека является право  на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые  было закреплено в российской Конституции  после принятия Декларации прав и  свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции  не раскрывается. Это - естественное право  человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды  обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России