Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)
">     В новых экономических условиях к  делу охраны здоровья подключается дополнительно  и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее  время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии  оказывать должную помощь больным  из-за отсутствия во многих случаях  необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности  многих больных ими пользоваться.

     Учитывая  практику прошлых лет, Конституция  в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

     Каждый  имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42 Конституции).

     Понятие "окружающая среда" охватывает все  компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые  оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную  окружающую среду, т.е. такую, которая  не приносит вред человеку, тесно увязано  с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

     Государственная гарантия права на благоприятную  окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды".

     К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

     Каждому гарантируется общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а  также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые <*>.

     Реализация  этого права дает возможность  получить общеобразовательную и  профессиональную подготовку, необходимую  для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

     В этом заинтересованы не только сам  человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями  развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в  силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

     Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны  обеспечить получение детьми этого  образования (ч. 4 ст. 43).

     Учащимся  и студентам в соответствующих  случаях предоставляются государственные  стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и  др.).

     Наряду  с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

     Поддерживая различные формы образования  и самообразования, государство  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты.

     В соответствии со ст. 44 Конституции каждому  гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

     Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они  ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, находящихся в государственных  и общественных фондах, развитием  и равномерным размещением культурно-просветительных  учреждений на территории страны, развитием  телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного  обмена с зарубежными государствами.

     Важным  условием обеспечения свободы научного, технического и художественного  творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих  не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого  фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода. 

     § 5. Основные обязанности

     Правовой  статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и  обязанностями. Эти обязанности  затрагивают многообразные сферы  отношений, в которых субъектом  выступает человек.

     Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности  может порождать членство лица в  местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.

     Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

     Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано  с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет  здесь двоякую роль.

     Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности  лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

     Вместе  с тем конституционное право  выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую  роль. Оно закрепляет основные обязанности  человека и гражданина, которые: 1) имеют  всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса  лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном  уровне.

     К таким обязанностям отнесены те, осуществление  которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым  и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики  одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

     В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед  государством, надлежащего отношения  гражданина к государственным и  общественным интересам, активного  включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности  человека и государства.

     Соблюдение  основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного  воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера  нарушения, сферы отношений, к которым  оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом  случаях к ним могут применяться  меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные  права и свободы.

     Таким образом, основные обязанности - это  конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении  интересов общества, государства, других граждан.

     Важнейшей обязанностью гражданина, так же как  и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность  граждан Российской Федерации зафиксирована  в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

     Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

     Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно  как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости  у него стойких установок на правомерное  поведение во всех сферах жизни и  деятельности.

     Однако  обязанность соблюдать Конституцию  и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний.

     Соблюдение  Конституции и законов предусматривает  и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

     Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение  этих норм связано с ущемлением интересов  государства, общества, граждан.

     Конституционно  закреплена обязанность каждого  платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

     Данная  обязанность каждого человека и  гражданина в конституциях советского типа не закреплялась.

     Это можно объяснить тем, что в  условиях господства социалистической собственности, когда государство  воплощало в себе единственного, по сути дела, собственника, подавляющая  часть государственного бюджета  формировалась за счет поступлений  от социалистических предприятий и  организаций. Налоги с населения  составляли очень малую величину.

     Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом  страны к рыночной экономике. И это  вполне закономерно. Развитие частной  собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной  собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

     В связи с этим значение налогов  с граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном  бюджете кардинально меняется.

     Важно и то обстоятельство, что в закреплении  такой обязанности прежде не было необходимости, ибо все налоги добровольно-принудительно вычитались из зарплаты в организованном порядке, не требующем какой-либо инициативы со стороны человека.

     В условиях, когда существуют свобода  предпринимательства, многообразные  формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники  доходов, уплата налогов уже связана  с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в  налоговые службы, заполнять декларации о доходах.

     Вот почему обязанность платить налоги в Конституции РФ закреплена как  одна из важнейших.

     От  добровольного исполнения этой обязанности  в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем кровно заинтересован и  каждый гражданин. Проведенная в  России налоговая реформа, значительное снижение ставки подоходного налога с граждан призваны преодолеть стремление к сокрытию доходов.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России