Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина
Как
отмечают исследователи, дискуссионным
является вопрос о разграничении
предметов ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
по вопросам регулирования и защиты
прав и обязанностей иностранных
граждан и лиц без гражданства,
постоянно проживающих или
Определение
статуса иностранных граждан
нормативными актами субъектов Российской
Федерации может создать
Перейдем к рассмотрению правового статуса иностранных физических лиц и лиц без гражданства.
Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62).
Нормы
действующего законодательства максимально
уравнивают права и обязанности
иностранных граждан и лиц
без гражданства с правами
и обязанностями граждан
Как
подчеркнул Конституционный суд
РФ в своем Постановлении от 17
февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке
конституционности положения
В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами:
(а)
правом на жизнь и личную
неприкосновенность; ни один иностранец
не может быть подвергнут
(b) правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки;
(с)
правом на равенство перед
судами, трибуналами и всеми другими
органами и учреждениями, отправляющими
правосудие, и, при необходимости,
на бесплатную помощь
(d) правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи;
(е)
правом на свободу мысли,
(f) правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций;
(g) правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил.
С учетом ограничений, предусмотренных законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации):
(а) правом покидать страну;
(b) правом на свободное выражение своего мнения;
(с) правом на мирные собрания;
(d) правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства.
Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством).
В
качестве примера ограничений прав
иностранных граждан можно
В
силу п.3 ст.15 Земельного кодекса РФ[25]
иностранные граждане, лица без гражданства…
не могут обладать на праве собственности
земельными участками, находящимися на
приграничных территориях, перечень которых
устанавливается Президентом
Согласно ст.11 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"[26] (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.
Как следует из п.2 ст.23 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"[27] (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г.), не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства.
Право на свободу передвижения по территории Российской Федерации и нахождения в любом месте ограничено в силу норм Закона (п.1 ст.11 Закона), Постановления Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение"[28]. В этой связи выделим:
0-
Перечень закрытых административно-
-
Перечень территории
Важно подчеркнуть, что различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации.
Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории:
-
временно пребывающий в
-
временно проживающий в
-
постоянно проживающий в
9.
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ
Как и любая другая
Законодательство закрепляет в
отношении таких людей два
правовых статуса: беженца и
вынужденного переселенца.
Федеральным Законом « О беженцах» ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О беженцах» определяются основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Беженцами признаются лица, не
имеющие российского
Статья 1 Закона гласит, что беженец- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Беженцем не может быть
, принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. присоединилась и Россия.
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи из числа:
-
иностранных граждан,
-
лиц без гражданства,
-
иностранных граждан и (или)
лиц без гражданства,
Ходатайство лица, желающего получить
статус беженца,
Временное убежище - это возможность
иностранных граждан или лица
без гражданства пребывать на
территории Российской
Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России