Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Как отмечают исследователи, дискуссионным  является вопрос о разграничении  предметов ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  по вопросам регулирования и защиты прав и обязанностей иностранных  граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих на территориях субъектов  Российской Федерации. По Конституции  РФ права и обязанности российских граждан, иностранных граждан и  лиц без гражданства одинаковы, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом или международным  договором Российской Федерации. Естественно, такая формулировка исключает участие  субъектов Российской Федерации  в регулировании прав, свобод и  обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации[22].

     Определение статуса иностранных граждан  нормативными актами субъектов Российской Федерации может создать серьезные  трудности для этой категории  лиц, поскольку их правовое положение  в разных субъектах может оказаться  неодинаковым, в виду чего нарушается ряд конституционных принципов. Вышесказанное подтверждает и судебная практика. Так, например, можно выделить: Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2001г.[23] Об оставлении в силе решения Московского городского суда от 30 октября 2000г. о признании отдельных положений Закона города Москвы "Об условиях пребывания в г. Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию" не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.

     Перейдем  к рассмотрению правового статуса  иностранных физических лиц и  лиц без гражданства.

     Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62).

     Нормы действующего законодательства максимально  уравнивают права и обязанности  иностранных граждан и лиц  без гражданства с правами  и обязанностями граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так  называемый «национальный режим».

     Как подчеркнул Конституционный суд  РФ в своем Постановлении от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части  второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении  иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура"[24], согласно статье 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции РФ (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.

     В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они  проживают, иностранцы пользуются в  соответствии с внутренним законодательством  и с учетом соответствующих международных  обязательств государств, в которых  они находятся, в частности, следующими правами:

     (а)  правом на жизнь и личную  неприкосновенность; ни один иностранец  не может быть подвергнут произвольному  аресту или содержанию под  стражей; ни один иностранец  не должен быть лишен свободы  иначе, как на таких основаниях  и в соответствии с такой  процедурой, которые установлены  законом;

     (b) правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки;

     (с)  правом на равенство перед  судами, трибуналами и всеми другими  органами и учреждениями, отправляющими  правосудие, и, при необходимости,  на бесплатную помощь переводчика  при уголовном разбирательстве  и, когда это предусмотрено  законом, при других разбирательствах;

     (d) правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи;

     (е)  правом на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать  свою религию или убеждения  с учетом лишь таких ограничений,  которые предусмотрены законом  и которые необходимы для защиты  общественной безопасности, порядка,  здоровья или нравственности  населения или основных прав  и свобод других;

     (f) правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций;

     (g) правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил.

     С учетом ограничений, предусмотренных  законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации):

     (а)  правом покидать страну;

     (b) правом на свободное выражение своего мнения;

     (с)  правом на мирные собрания;

     (d) правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства.

     Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных  физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно  к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями  именно гражданина РФ. При этом необходимо учитывать, что права каждого  человека, независимо от наличия у  него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством).

     В качестве примера ограничений прав иностранных граждан можно привести следующие нормы.

     В силу п.3 ст.15 Земельного кодекса РФ[25] иностранные граждане, лица без гражданства… не могут обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых  устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным  законодательством о Государственной  границе Российской Федерации, и  на иных установленных особо территориях  Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

     Согласно  ст.11 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"[26] (с  изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.) иностранные граждане, лица без  гражданства, иностранные юридические  лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков  кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.

     Как следует из п.2 ст.23 Федеральный закон  от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"[27] (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г.), не вправе быть членами  политической партии иностранные граждане и лица без гражданства.

     Право на свободу передвижения по территории Российской Федерации и нахождения в любом месте ограничено в  силу норм Закона (п.1 ст.11 Закона), Постановления  Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение"[28]. В этой связи выделим:

     0- Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508)[29];

     - Перечень территории Российской  Федерации с регламентированным  посещением для иностранных граждан  (утвержден постановлением Правительства  РФ от 4 июля 1992 г. №470) (с изменениями  от 14 октября 1992 г., 17 ноября 1994 г., 27 ноября 1995 г., 27 декабря 1997 г., 2 февраля 2000 г., 30 октября 2001 г., 29 апреля, 9 июля 2002 г., 11 июня 2004 г.)[30].

     Важно подчеркнуть, что различие в объеме правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  зависит и от такого фактора, как  их постоянное проживание или временное  пребывание в Российской Федерации.

     Закон "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" предусматривает разделение всех иностранцев  на следующие категории:

     - временно пребывающий в Российской  Федерации иностранный гражданин  - лицо, прибывшее в Российскую  Федерацию на основании визы  или в порядке, не требующем  получения визы, и не имеющее  вида на жительство или разрешения  на временное проживание (абз.8 ст.2 Закона);

     - временно проживающий в Российской  Федерации иностранный гражданин  - лицо, получившее разрешение на  временное проживание (абз.9 ст.2 Закона);

     - постоянно проживающий в Российской  Федерации иностранный гражданин  - лицо, получившее вид на жительство (абз.10 ст.2 Закона). 

     9.

     ПРАВОВОЙ  СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ

       Как и любая другая демократическая  страна, Россия в настоящее время  сталкивается с проблемой миграции. Перемещение больших групп людей  из других стран в Россию  и на территорию России в  основном являются следствием  распада СССР и возникших в  связи с этим межнациональных  конфликтов, а также преследование  людей по разным основаниям.

       Законодательство закрепляет в  отношении таких людей два  правовых статуса: беженца и  вынужденного переселенца. Первый - Федеральным законом о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и второй- Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 23.12.2003 №186-ФЗ.)

       Федеральным Законом « О беженцах» ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О беженцах» определяются основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

       Беженцами признаются лица, не  имеющие российского гражданства,  прибывшие или желающие прибыть  на территорию Российской Федерации.  Эти лица не могут или не  желают пользоваться защитой  страны своей гражданской принадлежности  из опасений стать жертвой  преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания,  принадлежности к определенной  социальной группе или политических  убеждений.

       Статья 1 Закона гласит, что беженец- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

       Беженцем не может быть признано  лицо, совершившее преступление  против мира, человечности, военное  преступление или другое тяжкое  преступление неполитического характера.  Правовой статус беженцев регулируется  Международной конвенцией о статусе  беженцев Международная конвенция  о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951г.

     , принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. присоединилась и Россия.

     Лицо, ходатайствующее о признании  беженцем - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации  и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи из числа:

     - иностранных граждан, прибывших  или желающих прибыть на территорию  Российской Федерации;

     - лиц без гражданства, прибывших  или желающих прибыть на территорию  Российской Федерации;

     - иностранных граждан и (или)  лиц без гражданства, прибывших  на территорию Российской Федерации  на законном основании.

       Ходатайство лица, желающего получить  статус беженца, рассматривается  компетентными органами, которые  при наличии необходимых данных  выдают ему свидетельство, предоставляющее  ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие.)

       Временное убежище - это возможность  иностранных граждан или лица  без гражданства пребывать на  территории Российской Федерации  в соответствии со ст.13 настоящего  Федерального Закона, с др. федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России