Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или  ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     Закрепляется  обязанность каждого сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

     Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса  требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать  и каждый человек - главный "потребитель" природы.

     Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы  этих законов определяют поведение  граждан при использовании природных  богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны  других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

     Сохранение  природы и окружающей среды из-за их варварского использования трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого  гражданина в сохранении природы  внесло бы важный вклад в поддержание  невосполнимого богатства, которое  мы должны передать будущим поколениям россиян.

     В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что  защита Отечества является долгом и  обязанностью гражданина Российской Федерации.

     Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный  закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

     Конституция РФ закрепляет возможность замены военной  службы альтернативной гражданской  службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

     В настоящее время осуществляется военная реформа, одним из направлений  которой является переход армии  на профессиональную, контрактную основу формирования.

     Преодоление имеющегося в настоящее время  массового уклонения граждан  от воинской обязанности требует  создания нормальных условий прохождения  службы, искоренения такого уродливого явления, имеющего широкое распространение  в армии, как "дедовщина".

     8.

     Законодательство  о правовом положении иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит  из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации"[1], иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение  иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

     Рассмотрим, прежде всего, национальное законодательство Российской Федерации.

     Базисным  законодательным актом, как мы уже  неоднократно подчеркивали, является Закон «О правовом положении иностранных  граждан в РФ», действующий в  настоящее время с изменениями  и дополнениями от 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 2 ноября 2004г. Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

     Наряду  с ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан…» необходимо выделить Федеральный  закон от 15 августа 1996г. №114-ФЗ "О  порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию"[2] (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) регулирующем порядок выезда из РФ и въезда в РФ.

     Нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных  граждан содержатся также в: Налоговом  кодексе РФ; Жилищном кодексе РФ; Таможенном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Воздушном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране здоровья и иных законодательных актах.

     Как видно даже из представленного списка, институт правового режима иностранных  граждан пронизывает огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Только комплексное применение данных законодательных актов, с учетом конституционных принципов и базисов Закона «О правовом положении иностранных граждан…» гарантирует правильное применение норм права.

     Наряду  с законодательными актами, действует  большое количество подзаконных  актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении  иностранных граждан…». В качестве примера можно выделить ряд ключевых постановлений Правительства РФ:

     - Постановление Правительства РФ  от 1 декабря 2004 г. N 714 "Об утверждении  на 2005 год квоты на выдачу иностранным  гражданам приглашений на въезд  в Российскую Федерацию в целях  осуществления трудовой деятельности"[3];

     - Постановление Правительства РФ  от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке  временного пребывания в Российской  Федерации иностранных граждан,  поступающих на военную службу  по контракту, и порядке их  регистрации и учета"[4];

     - Постановление Правительства РФ  от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании  действительными до 1 января 2006 г.  паспортов гражданина СССР образца  1974 года для некоторых категорий  иностранных граждан и лиц  без гражданства"[5];

     - Постановление Правительства РФ  от 28 августа 2003 г. N 532 "Об утверждении  Положения о пребывании на  территории Российской Федерации  иностранных граждан - пассажиров  круизных судов"[6];

     - Постановление Правительства РФ  от 24 апреля 2003 г. N 241 "Об утверждении  Положения о подтверждении иностранным  гражданином или лицом без  гражданства наличия средств  для проживания на территории  Российской Федерации и выезда  из Российской Федерации или  предъявлении гарантии предоставления  таких средств при обращении  за визой либо в пункте пропуска  через государственную границу  Российской Федерации"[7];

     - Постановление Правительства РФ  от 7 апреля 2003 г. №199 "Об утверждении  Положения о принятии решения  о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или  лица без гражданства в Российской  Федерации и перечня федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение  о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или  лица без гражданства в Российской  Федерации"[8];

     - Постановление Правительства РФ  от 4 апреля 2003 г. N 193 "Об утверждении  Правил определения квоты на  выдачу иностранным гражданам  разрешений на временное проживание  в Российской Федерации"[9].

     Данный  перечень далеко не исчерпывающий. Названные  акты не должны применяться в части  не противоречащей законодательным  актам.

     Как мы уже подчеркнули, правовое положение  иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

     Ратифицированные  международные акты являются базисом  национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Прежде  всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении  лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты:

     - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии  Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[10];

     - Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[11];

     - Международный пакт о гражданских  и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[12];

     - Международная Конвенция о ликвидации  всех форм расовой дискриминации(Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.)[13];

     - Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)[14];

     - Конвенция Международной Организации  Труда №97 о трудящихся-мигрантах  (пересмотренная в 1949 году) (Женева, 8 июня 1949 г.) (не ратифицирована РФ);

     - Европейская Конвенция о правовом  статусе трудящихся-мигрантов (24 ноября 1977 г.) (не ратифицирован РФ);

     - Международная конвенция о защите  прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей (принята  резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) (конвенция не вступил в силу).

     Выделим также Конвенцию о статусе  апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.)[15]. Российская Федерация не присоединилась к данной конвенции, однако, как справедливо замечают исследователи, тот факт, что Россия не участвует в данной конвенции, не следует расценивать как препятствие для отказа в признании статуса апатрида за лицами, которые по Конвенции пользуются защитой или помощью органов или учреждений ООН, за которыми компетентные государственные власти страны признают права и обязанности, связанные с их гражданством. Отказ возможен и тогда, когда есть серьезные основания полагать, что такие лица совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, совершили тяжкое преступление неполитического характера или виновны в деяниях, противоречащих целям и принципам ООН[16].

     Отдельно  необходимо выделить двухсторонние  международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это  следующие акты:

     - Договор о правовом статусе  граждан одного государства, постоянно  проживающих на территории другого  государства (Москва, 28 апреля 1998г.)[17] (договор принят решением Межгосударственного  Совета Республики Беларусь, Республики  Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. №28);

     - Договор между Российской Федерацией  и Республикой Армения о правовом  статусе граждан Российской Федерации,  постоянно проживающих на территории  Республики Армения, и граждан  Республики Армения, постоянно  проживающих на территории Российской  Федерации (Москва, 29 августа 1997 г.)[18];

     - Договор между Российской Федерацией  и Республикой Грузия о правовом  статусе граждан Российской Федерации,  постоянно проживающих на территории  Республики Грузия, и граждан  Республики Грузия, постоянно проживающих  на территории Российской Федерации  (Тбилиси, 15 сентября 1995 года)[19];

     - Договор между Российской Федерацией  и Туркменистаном о правовом  статусе граждан Российской Федерации,  постоянно проживающих на территории  Туркменистана, и граждан Туркменистана,  постоянно проживающих на территории  Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.)[20];

     - Договор между Российской Федерацией  и Республикой Казахстан о  правовом статусе граждан Российской  Федерации, постоянно проживающих  на территории Республики Казахстан,  и граждан Республики Казахстан,  постоянно проживающих на территории  Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.)[21].

     Данные  двухсторонние соглашения вводят такую  дополнительную дефиницию как "постоянный житель", означающую гражданина одной  стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны на основании  разрешения, выданного этой другой стороной. Положения указанных договоров  не распространяется на лиц, имеющих  гражданство обоих государств.

     Отдельно  остановимся на рассмотрении вопроса  о возможности правового регулирования  рассматриваемых правоотношений субъектами Российской Федерации.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России