Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Многие  из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

     Особенность действующей Конституции заключается  не только в расширении перечня рассматриваемых  прав и свобод, но и в иной трактовке  их содержания.

     Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (ст. 34).

     В советские времена предпринимательская  деятельность человека подавлялась, считалась  несовместимой с принципом коллективного  труда на предприятиях социалистического  сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение. Соответственно экономические  права сводились к праву труда  на государственных предприятиях и  в колхозах.

     Основные  вехи этой политики - отказ от новой  экономической политики, всеобщая принудительная коллективизация в сельском хозяйстве, раскулачивание, ликвидация промкооперации, законодательный запрет вплоть до уголовной  ответственности за занятия индивидуальным и коллективным предпринимательством вне рамок социалистической собственности, по сути дела, во всех сферах экономической  жизни.

     Конституционное закрепление свободы предпринимательской  деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально  новых основах. Рамки этой свободы  конкретизированы в Гражданском  кодексе РФ.

     Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает  запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

     Важнейшее место в системе социально-экономических  прав и свобод занимает право частной  собственности (ст. 35 Конституции). Его  конституционное закрепление имело  решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

     Включение этой нормы в ранее действовавшую  Конституцию проходило в жестком  противоборстве реформаторских и антирыночных сил, представленных в составе бывшего Съезда народных депутатов Российской Федерации.

     Утверждение права частной собственности  означало отход от важнейшего постулата  социалистической идеологии - о сосредоточении всей собственности в руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако человек был отчужден от собственности.

     Экономической основой социализма была и конституционно закреплялась общественная, социалистическая собственность в формах государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача поднять  последнюю до уровня общенародной. Частная собственность рассматривалась как основа эксплуатации человека человеком.

     В конституциях "победившего социализма" было зафиксировано, что социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства утвердились в результате ликвидации капиталистической системы  хозяйства, отмены частной собственности  на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

     За  гражданином признавалось лишь право  личной собственности, объектом которой  могли быть трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и  личного потребления и удобства.

     Имевшаяся в прежних конституциях норма, согласно которой законом допускалось  мелкое частное хозяйство единоличных  крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто  формальный характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность гражданина фактически была полностью выключена из сферы  общественного производства.

     Конституция 1978 г. в первоначальной редакции оставила в силе эти принципиальные положения о праве собственности гражданина, лишь незначительно расширив сферу индивидуальной трудовой деятельности, основанной опять же исключительно на личном труде граждан и членов их семей и используемой в интересах общества.

     Начавшаяся  в 90-х годах перестройка экономических  отношений должна была получить конституционное  закрепление, что касалось и форм собственности гражданина.

     Первоначально из Конституции 1978 г. была изъята статья о социалистической собственности и введена норма о том, что государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает им равную защиту. Подчеркивалась также роль государства в создании условий и поощрении хозяйственной инициативы, в развитии рыночного механизма.

     Последующими  изменениями и дополнениями в  Конституцию 1978 г. были включены нормы, конкретно говорящие о частной собственности (юридических лиц и граждан), о праве каждого быть собственником, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами.

     Конституция РФ 1993 г. признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

     В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

     Конституция 1993 г. в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1, 2 ст. 36). Однако до сих пор проблема частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не решена.

     В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

     Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.

     После полного изменения содержания раздела "Государство и личность" в  Конституции 1978 г. в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина содержание права на труд получило иную интерпретацию. Оно раскрывалось как право свободно выбирать или соглашаться на труд, распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

     Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

     Однако  это не означает устранения государства  от обеспечения прав граждан в  сфере труда. Его роль здесь многогранна.

     Государство:

     1) запрещает принудительный труд;

     2) закрепляет право на труд в  условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, право  на вознаграждение за труд  без какой бы то ни было  дискриминации и не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда;

     3) утверждает право на защиту  от безработицы;

     4) признает право на индивидуальные  и коллективные трудовые споры  с использованием установленных  федеральным законом способов  их разрешения, включая право  на забастовку.

     Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" детально урегулировал формы и способы реализации этого права.

     Государство своей политикой призвано создавать  и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости  населения, подготовке квалифицированных  кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда.

     Действуют многочисленные нормативные правовые акты (федеральные, межотраслевые, отраслевые), которые определяют государственные  нормативные требования охраны труда <*>. Причем установлено, что соответствующие  нормативные правовые акты органов  субъектов Российской Федерации  не могут содержать требования ниже государственных стандартов по охране труда.

     Конституционная трактовка содержания прав в сфере  труда полностью соответствует  положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

     С трудовыми правами неразрывно связано  право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

     Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально  и грамотно использовать время отдыха.

     Функции государства в этой сфере заключаются  в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности  рабочего времени, выходных и праздничных  дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

     Социальное  развитие общества в значительной степени  зависит от статуса его первичной  ячейки - семьи, защищенности материнства  и детства. В ст. 38 Конституции  закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой  государства.

     Развернутая система материальных гарантий материнства  и детства предусматривается  в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

     Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право  и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

     Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

     Конституционно  закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

     Поощряется  кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается  система ссуд на это, не облагаемых налогом.

     Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов и других поступлений.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России