Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Важное  значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

     Обеспечение права на жизнь напрямую связано  также с сохранением и восстановлением  природной среды обитания человека.

     Подход  к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все  отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные  нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.

     Однако  до настоящего времени государство  сохраняло за собой право при  определенных условиях принудительно  лишить человека жизни, подвергнув его  смертной казни, хотя такое право  противоречило международным обязательствам России.

     В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

     В Уголовном кодексе эта мера предусмотрена  только применительно к единичным  составам преступления (вместо 28 в прежнем  УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора  в исполнение требуется целый  ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании  осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства  о помиловании). В настоящее время  фактически установлен мораторий на приведение в исполнение смертной казни.

     К личным правам человека относится право  на охрану государством достоинства  личности (ст. 21 Конституции).

     Уважение  достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для  его умаления. Любые меры воздействия  на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением  его достоинства.

     Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

     Уважение  личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение  к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику  поведения работников государственных  органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных  для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного  возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

     Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует  о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и  всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта  конституционная норма еще очень  слабо реализуется практически.

     Отсутствие  уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения  как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

     Значительное  место в системе личных прав и  свобод занимают права, закрепленные в  ст. 22 - 25 Конституции: право на свободу  и личную неприкосновенность, право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и достоинства; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища. Названные права обеспечивают защиту частной жизни человека от какого-либо постороннего вмешательства, вторжения в те сферы, в которых  человек должен быть свободен. Они  отвечают естественному праву человека на анонимность его частной, личной и семейной жизни.

     Неприкосновенность  личности (ст. 22) как личная свобода  заключается в том, что никто  не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться  в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании  судебного решения. Основания к  аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим  развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения  прав человека при аресте.

     Гарантия  неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без  законного основания войти в  жилище, а также оставаться в нем  против воли проживающих в нем  лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и  круг уполномоченных на то органов.

     Предусмотрены различные формы ответственности  за неосновательное вторжение в  личную жизнь граждан, за разглашение  тайны переписки, телефонных переговоров  и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях  в связи с расследованием уголовных  дел и при наличии судебного  решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

     В новых аспектах стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных  и деловых общений в связи  с широким развитием сети Интернета, расширением его возможностей, электронной  связи. Такого рода формы пока еще  не имеют должной защиты, и правомерно поднимается вопрос о необходимости  разработки соответствующих законодательных  актов, лицензировании сайтов в Интернете.

     Впервые в Конституции закреплено право  человека на защиту своей чести и  доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

     Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется  в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения  информации о его частной жизни (ст. 24).

     Каждому должна быть предоставлена возможность  ознакомления с материалами и  документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

     К личным правам и свободам относится  право определять и указывать  национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

     Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого  конкретного человека, означает его  свободу ассимилироваться в инонациональной  среде, которая стала для него родной и близкой по языку и  образу жизни.

     Важной  дополнительной правовой гарантией  равноправия независимо от национальности является конституционная норма  о том, что никто не может быть принужден к определению и  указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

     В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.

     Новым в конституционном закреплении  личных прав и свобод является включение  такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

     В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

     В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и  не могло быть реализовано фактически.

     Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

     В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий  для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон  РФ от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

     Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный  учет граждан Российской Федерации  по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация  или отсутствие таковой не может  служить основанием ограничения  или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

     Однако  для претворения в жизнь данного  Закона пока отсутствуют все необходимые  условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безработица и другие условия.

     Закон устанавливает и определенные ограничения  на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные  городки и административно-территориальные  образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для  проживания в связи с инфекционными  и массовыми неинфекционными  заболеваниями и отравлениями людей).

     Конституция признает право каждого, кто законно  находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право  гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

     Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. <*> по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

     Так, в Международном пакте о гражданских  и политических правах записано: "Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; никто не может быть произвольно  лишен права на въезд в собственную  страну" (ст. 12).

     В советском государстве многие десятилетия  был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация  в этой области отсутствовала.

     На  границах СССР был возведен "железный занавес". В последние годы существования  Союза ССР положение несколько  изменилось. Был разрешен выезд советских  граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости  получить выездную визу, в которой  могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению  достаточно многочисленной категории  граждан, названных "отказниками".

     Принятый  в 1996 г. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

     Выезд, естественно, связан с согласием  той страны, в которую намерен  прибыть гражданин, и потому требуется  въездная виза последней.

     Право гражданина России на выезд из своей  страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных  в Федеральном законе. Это ограничение  может быть осуществлено, если гражданин:

     1) имел допуск к сведениям особой  важности или совершенно секретным  сведениям, отнесенным к государственной  тайне, и заключил трудовой  договор (контракт), предполагающий  временное ограничение права  на выезд, при условии, что  срок ограничения не должен  превышать пять лет со дня  последнего ознакомления лица  с названными сведениями - до истечения  срока ограничения, установленного  трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим  Федеральным законом;

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России