РАЗВИТИЕ
КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Закрепление
основ правового статуса личности
в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально
новую концепцию прав человека, взаимоотношений
человека и государства по сравнению
с той, которая воплощалась в
союзных и российских конституциях
советского периода. Начало этому было
положено принятой Съездом народных
депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией
прав и свобод человека, а затем
принятой Верховным Советом РСФСР
22 ноября 1991 г. Декларацией прав и
свобод человека и гражданина. Последняя
повлекла за собой полное обновление
раздела II Конституции РСФСР 1978 г. "Государство
и личность". С этого началось
приведение конституционного законодательства
России в соответствие с общепризнанными
международным сообществом стандартами
прав и свобод человека, отказ в
этой сфере от принципов, присущих тоталитарному
государству.
Изменения коснулись всех основ,
определяющих статус человека
и гражданина.
1. Декларация прав и свобод
человека и гражданина, последующее
конституционное законодательство
России и новая Конституция
ознаменовали отказ от классового
подхода при закреплении правового
статуса личности.
Классовый принцип был важнейшим
в реализации социалистической
доктрины в советском государстве.
Особенно яркое отражение он
получил в первой Конституции
1918 г. Все провозглашаемые в
ней права и свободы закреплялись
только за трудящимися, т.е.
за рабочими и крестьянами.
В отношении остальных слоев
общества, причисляемых к эксплуататорским
классам, декларировалось беспощадное
подавление. Отдельные лица и
отдельные группы лиц лишались
прав, которые ими использовались
в ущерб интересам социалистической
революции. Эта норма воспроизводилась
и в Конституции РСФСР 1925 г.
В последующих конституциях как
Союза ССР, так и РСФСР формы классового
подхода к правам личности трансформировались,
но сущность его оставалась прежней. В
этих конституциях уже не предусматривалось
лишение прав каких-либо слоев общества
по социально-классовым признакам. Вместе
с тем использование прав и свобод в политической
области допускалось только "в соответствии
с интересами трудящихся и в целях укрепления
социалистического строя", а затем "в
соответствии с целями коммунистического
строительства".
Эти положения конституций свидетельствовали
о том, что за гражданами
признавалась возможность реализовать
свои права и свободы только
в рамках социалистической идеологии.
Критика существующего строя
объявлялась преступлением перед
государством.
Классово-идеологический подход
к правам человека приводил
к подавлению личности, к нарушению
ее свободы, означал принудительное
навязывание человеку социалистических
ценностей, не признавал элементарного
права человека на свободу
мысли. На практике это вылилось
в физическое уничтожение огромного
числа граждан, объявленных "врагами
народа".
Классово-идеологический критерий
неприменим в демократическом,
правовом государстве. Поэтому
и в Конституции 1993 г. одной
из основ конституционного строя
признано идеологическое и политическое
многообразие. Права и свободы
человека и гражданина не увязываются
с его социальным статусом, принадлежностью
к какому-либо классу, с приверженностью
тем или иным идеологическим
ценностям, политическим взглядам.
Конституция признает и защищает
право каждого человека не
только иметь такие взгляды,
но и пропагандировать их, беспрепятственно
действовать в соответствии со
своими убеждениями.
2. В основу современной концепции
прав человека положен новый
подход к личности как к
субъекту правового статуса. Это
получило свое выражение прежде
всего в том, что впервые, причем на конституционном
уровне, юридически признана категория
"права человека".
В социалистической доктрине
человек, его права в правовом,
политическом аспектах не признавались
как самозначимые категории. Понятие
"человек" не выходило за рамки его
биологического содержания, заменялось
социально-классовыми понятиями "трудящийся",
"эксплуататор", затем понятием "гражданин".
Сама постановка вопроса о правах человека
считалась искусственной.
Определенный шаг к выходу
за рамки этих понятий сделали
Конституция СССР 1977 г. и соответственно
Конституция РСФСР 1978 г., включившие
разделы "Государство и личность".
Однако в них по-прежнему использовалось
только понятие "права и
свободы граждан". Лишь после
принятия 22 ноября 1991 г. Декларации
прав и свобод человека и
гражданина понятие "права
человека" получило и конституционное
признание.
Понятия "права человека" и
"права гражданина" близки, но
не совпадают по своему содержанию.
Они отражают различные аспекты
статуса личности. Вот почему
Конституция, характеризуя этот
статус, применяет оба понятия,
фиксируя права и свободы и
человека, и гражданина.
Понятие "права человека" подчеркивает
неотъемлемость прав личности
как таковой, невмешательство
государства во внутреннюю жизнь
человека. Такого рода права вытекают,
как отмечается во Всеобщей Декларации
прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН в 1948 г., из присущих всем членам человеческой
семьи достоинства и свободы.
Понятие "права гражданина"
исходит из незыблемых прав
личности как гражданина государства,
определяет права и свободы
человека именно в данном качестве.
В конкретном перечне прав
и свобод в Конституции эти
понятия в значительной части
совпадают. В большинстве статей
Конституции права и свободы
адресуются каждому, в некоторых
- гражданину. Последнее относится
к тем правам, которые вытекают
из принадлежности лица к гражданству
данного государства.
Важной чертой современной конституционно
закрепленной концепции прав
человека является признание
субъектом прав и свобод индивидуально
каждого конкретного человека.
В социалистической концепции
центр тяжести переносился на
коллективного субъекта. В этом усматривалось
преимущество социалистического строя
как основанного на принципах коллективизма
перед буржуазным строем с его "индивидуализированным"
человеком, взаимным отчуждением людей.
Характерно, что в отличие от
предшествующих революций в мире,
в ходе которых провозглашались
декларации прав человека и
гражданина, революция 1917 г. становление
"социалистического" государства
в России ознаменовала Декларацией
прав трудящегося и эксплуатируемого
народа.
Принцип коллективности, коллективизма
может и должен быть положительным
фактором развития гражданского
общества только в том случае,
если он не игнорирует индивидуальные
права и свободы каждого человека,
признает его самоценность.
В социалистической теории и
практике такое соотношение не
обеспечивалось. Сущность коллективизма
воспринималась как безусловное
признание всеми социалистических
ценностей, полное единство взглядов,
неправомерность политических позиций,
отступающих от господствующей
идеологии. Так, в конституциях
этапа "развитого социалистического
общества", в которых впервые
было применено понятие "народ",
это обосновывалось тем, что
в социалистическом государстве
сложилась новая историческая
общность людей - советский народ
в результате утверждения полного
морально-политического единства
всех классов и слоев общества.
По новой концепции прав человека
коллективность не трактуется
как основанная на единомыслии,
на приверженности одной господствующей
идеологии. Под господствующей
идеологией уже не подразумевается
полное морально-политическое единство
всех граждан, фактически не
достижимое ни в одном демократическом
государстве. Люди всегда были,
есть и будут разными, в обществе
всегда имеются противоречивые
интересы.
Основа коллективности в современных
условиях - объединение усилий всех
государственных и общественных
структур для создания условий,
в возможно более полной мере
удовлетворяющих интересы различных
социальных слоев общества, для
утверждения общественного согласия.
Согласованные государственные
решения должны достигаться не
путем принудительного подавления
политических оппонентов власти,
а конституционным путем, через
сложные процедуры выработки
общего подхода к той или
иной проблеме.
3. Еще одной чертой новой концепции
прав человека является отказ
от характерного для социалистической
теории принципа приоритета государственных
интересов перед интересами личности.
Этот принцип обосновывался тем,
что государство само всеобъемлюще
выражает и общественные, и личные
интересы. Вследствие этого считалось,
что у личности, как и у общества
в целом, не может быть политических
интересов, противоречащих государственным,
олицетворяемым в политике КПСС,
поскольку "воля партии - это
воля народа". Если же такие
интересы имелись, то в зависимости
от формы их выражения они либо
игнорировались, либо вызывали соответствующую
реакцию, вплоть до принятия репрессивных
мер со стороны государства. Одним из условий,
обеспечивающих приоритет государственных
интересов, являлось глобальное огосударствление
общества, всех его формирований, которыми
оно было поголовно охвачено. Это приводило
к отсутствию у нас гражданского общества.
Исходное начало действующего
конституционного и текущего
законодательства - признание человека,
его прав и свобод высшей
ценностью. Государство уже не
рассматривается как ассоциация,
охватывающая все общество, как
"самая массовая организация
трудящихся". Оно трактуется как
представитель общества, который
несет перед ним, перед гражданами,
перед отдельным человеком определенные
обязанности и ответственность,
прежде всего обязанность признания,
соблюдения и защиты прав и
свобод человека и гражданина.
Признание взаимных прав, обязанностей
и ответственности получило законодательное
закрепление в Законе о гражданстве
Российской Федерации.
4. Новое конституционное законодательство
стоит на позициях признания
основных прав и свобод человека
неотчуждаемыми и принадлежащими
каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции
РФ).
Советская теория исходила из
постулата о том, что права
предоставляются гражданам социалистическим
государством.
Теория же о прирожденных правах
человека отрицалась как буржуазная,
основанная на идеалистических,
а не материалистических представлениях,
хотя эта исходная в области
прав человека позиция школы
естественного права общепризнанна.
Она отражена во всех международных
документах о правах человека.
5. В действующей Конституции РФ
впервые получил закрепление
принцип примата норм международного
права, в частности в области
прав человека.
В Российской Федерации признаются
и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей Конституцией
(ст. 17).
По советской концепции сфера
прав человека считалась сугубо
внутригосударственным делом. Не
допускалось вмешательство международных
организаций в положение дел
с правами человека в СССР.
Не разрешались какие-либо действия,
связанные с проверкой применения
на территории Союза норм международного
права, с реализацией права
обращения граждан в международные
организации за защитой прав
человека, запрещалось создание
каких-либо общественных формирований,
ставящих целью защиту этих
прав.
Действующая Конституция признает,
что каждый вправе в соответствии
с международными договорами
Российской Федерации обращаться
в межгосударственные органы
по защите прав и свобод
человека, если исчерпаны все
имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты (ч. 3 ст.
46).
Конституционное закрепление прав
и свобод граждан на разных
этапах развития государства
имело свои особенности.