Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием  их восстановления). Обращения по общественно  значимым вопросам принято именовать  предложениями (или петициями).

     В России пока не принят федеральный  закон о порядке рассмотрения обращений граждан и действует  акт бывшего Союза ССР - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в ред. от 4 марта 1980 г.).

     Законодательством Российской Федерации урегулирован только судебный порядок рассмотрения жалоб. Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (1993 г.) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г., урегулировал круг субъектов, неправомерные решения, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы, порядок и сроки подачи жалобы, виды решений суда и порядок их исполнения.

     Действует Управление Президента Российской Федерации  по работе с обращениями граждан. Оно обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений российских граждан, иностранных граждан и  лиц без гражданства, адресованных Президенту, Правительству и Администрации  Президента; анализирует обращения, готовит соответствующие законы. В Управлении ведется прием граждан, учет их обращений.

     Важным  правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам  возможность использовать в указанных  целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления  тех или иных задач.

     Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных  интересов.

     Принятие  или вступление гражданина в члены  объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

     Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или  пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

     Гражданин, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

     Такого  рода законодательство в бывшем Союзе  ССР после принятия Конституции  СССР 1936 г. отсутствовало вплоть до 1990 г. Хотя право на объединение граждан в ней закреплялось, а Конституция СССР 1977 г. определила роль общественных организаций как важной составной части политической системы, однако законодательная регламентация порядка их образования не осуществлялась. Она таила в себе угрозу появления оппозиционных или иных нежелательных для господствующей, правящей Коммунистической партии объединений. Законодательная регламентация не могла не дать оснований для такого появления. Вот почему в условиях монопольного господства КПСС вопрос об этом и не ставился. Все общественные объединения были в значительной мере огосударствлены, действовали под руководством КПСС, без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

     Важной  вехой в развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы  советского общества, и признание  принципа многопартийности.

     В этих условиях появилась не только возможность, но и необходимость  создания соответствующего законодательства. Был принят Закон СССР "Об общественных объединениях" (1990 г.). Этот закон применялся в Российской Федерации (при условии, что его нормы не противоречили ее законодательству), вплоть до принятия российского закона.

     Такой Федеральный закон "Об общественных объединениях" был принят в 1995 г. <*> Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных).

     Закон предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных).

     В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения.

     Для создания общественного объединения  не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и  профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.

     Учитывая  разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут  создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает  пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним  относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган  общественной самодеятельности.

     Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

     Общественные  объединения создаются и действуют  на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные  их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

     Взаимоотношения государства и общественных объединений  строятся на основе взаимного невмешательства  в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство  обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений  и гарантирует условия для  выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство  оказывает материальную и финансовую поддержку <*>.

     Министерство  юстиции как государственный  орган, зарегистрировавший устав общественного  объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

     Надзор  за соблюдением законов общественными  объединениями возложен на прокуратуру  Российской Федерации. В случаях  нарушения законодательства об общественных объединениях соответствующее объединение  несет ответственность согласно закону. Если общественное объединение  своими действиями нарушает закон или  свой устав, руководящему органу этого  объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим его устав, или прокурором. Если нарушение  в установленный срок не устраняется, деятельность объединения может  быть приостановлена. При повторном  нарушении в течение одного года такого рода объединение может быть ликвидировано судом. В судебном порядке осуществляется и ликвидация объединения при наличии оснований, предусмотренных в ч. 5 ст. 13 Конституции.

     По  территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более  половины субъектов Федерации. Межрегиональное  объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов  Федерации, региональное - на территории одного субъекта Федерации, а местное - в пределах муниципального образования.

     Распространение деятельности общественного объединения  на ту или иную территорию означает наличие отделений, филиалов и других структурных подразделений на этой территории.

     Общественное  объединение признается международным, если в соответствии с его уставом  в иностранных государствах создается  и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

     Закрепленные  за общественным объединением права  обеспечивают широкие возможности  для осуществления его уставных задач. Оно, в частности, вправе свободно распространять информацию о своей  деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и  пикетирование, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

     Общественные  объединения вправе участвовать  в выработке решений органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в порядке  и объеме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут  выступать с инициативами по различным  вопросам общественной жизни, вносить  предложения в органы государственной  власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих  членов в органах государственной  власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

     Наиболее  значимой формой влияния общественных объединений на процессы общественного  развития является их участие в избирательных  кампаниях. Этим правом обладают политические общественные объединения при наличии  условий их государственной регистрации  не позднее чем за один год до дня голосования и указания в их уставах о формах их участия в выборах.

     Особое  место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они  создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных  кампаниях, вовлечены непосредственно  в решение государственных проблем.

     Общественные  отношения, возникающие в связи  с реализацией гражданами РФ права  на объединение в политические партии, особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации последних, регулируются Федеральным законом "О политических партиях" (2001 г.) <*>. Право на объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них, участвовать в их деятельности, а также право беспрепятственно выходить из партий.

     Политическая  партия должна отвечать следующим требованиям:

     - иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  РФ, при этом в одном субъекте  может быть создано только  одно отделение данной партии;

     - насчитывать в своем составе  не менее 10 тыс. членов, при  этом более чем в половине  субъектов РФ региональные отделения  должны иметь не менее 100 членов  партии. В остальных региональных  отделениях число членов должно быть не менее 50. При этом член партии может состоять только в одном региональном отделении;

     - все органы партии, ее региональные  отделения и иные структурные  подразделения должны находиться  на территории РФ.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России