Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Общественные  объединения, не являющиеся политическими  партиями, не могут использовать в  своем наименовании слово "партия".

     Цели  и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

     Политические  партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Не допускается  создание политических партий по признакам  профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежностям.

     Политическая  партия и ее региональные отделения  подлежат государственной регистрации, порядок которой определен в  Законе. В последнем также установлены  требования, соблюдение которых необходимо при преобразовании в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения.

     Государство оказывает на равных основаниях поддержку  политических партий, в том числе  финансовую. Государственное финансирование партий осуществляется по итогам участия  их в выборах, по нормативам, предусмотренным  в Законе.

     Политические  партии являются по закону единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности  в органах государственной власти <*>. Эта норма вступит в силу через 2 года после опубликования  Закона. Регистрирующие органы осуществляют контроль за соблюдением партиями законодательства РФ, за соответствием их деятельности целям и задачам, определенных в их уставах.

     В необходимых случаях партии может  быть вынесено письменное предупреждение, а при неустранении нарушений направлено в суд заявление о приостановлении деятельности партии на срок до 6 месяцев решением Верховного Суда РФ.

     В аналогичных случаях такого рода меры могут быть приняты в отношении  регионального отделения соответствующими органами субъекта РФ.

     Политическая  партия может быть ликвидирована  по решению ее высшего руководящего органа - съезда, либо по решению Верховного Суда РФ.

     Основания для ликвидации партии по решению  Суда конкретно перечислены в  Законе (в частности, при отсутствии необходимого числа членов в партии в целом, а также в ее региональных отделениях, неучастия в выборах, условия которых предусмотрены  Законом).

     Партия  может обжаловать решение Суда о  приостановлении деятельности либо ликвидации партии, ее регионального  отделения и иного структурного подразделения.

     По  истечении двух лет после вступления в силу Федерального закона общероссийское общественное объединение, не преобразовавшееся  в партию, утрачивает статус политического  объединения и действует как  общественная организация или общественное движение.

     В этот же срок межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения утрачивают статус политического  объединения и действуют соответственно как межрегиональные, региональные или местные общественные объединения.

     Одной из массовых форм общественных объединений  являются профессиональные союзы. Порядок  их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность  профсоюзов определяются Федеральным  законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

     Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право  собираться мирно, без оружия, проводить  собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

     Свобода собраний, митингов, уличных шествий  и демонстраций предусматривалась  всеми советскими конституциями, однако ее реализация сводилась к строго регулируемым, парадным мероприятиям. Какие-либо акции подобного рода, не инициированные соответствующими органами КПСС, жестко пресекались. Об этом ярко свидетельствуют расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 60-х годах, длительное время скрывавшийся от общественности, аресты пикетирующих по поводу вторжения  советских войск в Чехословакию и др.

     В таких условиях не было необходимости  в законодательном регулировании  массовых акций. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР". Он предусмотрел разрешительный порядок их проведения "в целях укрепления и развития социалистического строя". Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10 дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком.

     25 мая 1992 г. принят Указ Президента РФ "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный Указ на территории России применяется в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина.

     Следует отметить, что многие формы участия  граждан в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С  одной стороны, об этом свидетельствуют  такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, слабый интерес  к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан. 

     § 4. Социально-экономические права  и свободы

     Особую  группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические  права и свободы. Это понятие  охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и  призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

     Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

     В прежнем подходе ярко проявлялась  ориентация на главенствующую роль государства  в предоставлении социально-экономических  благ человеку, которого оно как  бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям  государства. Подобного рода интерпретация, заложенная в конституционных нормах, закономерно вытекала из того, что  государство по сути дела выступало  как единственный собственник всех общественных богатств, средств производства, объектов культуры, социальной сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и распределению материальных благ, планировало развитие экономики и культуры, определяло фонды, штаты, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную сферу. Эти условия не могли не основываться на экономически пассивной личности, не поощрять иждивенчество. Именно такой человек - наемный труженик - требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких масштабах сформировался. Экономические права граждан советские конституции не закрепляли.

     Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению  роли государства в обеспечении  социально-экономических прав и  свобод личности. Оно уже не может  быть единственным субъектом, который  полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится  на всех субъектов экономической  и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности  самого человека.

     Такая новая система гарантий социально-экономических  прав и свобод еще в должной  мере не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и  свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей  является реальный поворот к социально  ориентированной экономической  реформе, курс на которую обозначен  как очередная задача государства. Государство из патерналистского должно стать субсидиарным, т.е. обеспечивая  условия для самостоятельной, активной деятельности самого человека, осуществлять заботу о тех людях, которые в  этом нуждаются по различным причинам.

     Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных  гарантий прав и свобод человека в  данной сфере, но не снизила его ответственность  за создание системы таких гарантий.

     Социальная  роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.

     Государственные гарантии социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему  форм воздействия на их реализацию.

     Выделим следующие:

     1) законодательное закрепление таких  условий экономической деятельности  всех ее субъектов, при которых  человек реально обладает всеми  конституционно признанными социально-экономическими  правами и свободами;

     2) установление гарантированного  минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

     3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

     4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для  поддержки личной инициативы  человека в экономической сфере;

     5) эффективная защита социально-экономических  прав и свобод человека в  предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

     Применительно к каждому из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические  формы выражения.

     К социально-экономическим правам и  свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской  деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода  труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34 - 44).

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России