Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

       Статья 80 Конституции закрепляет, что  Президент является гарантом  прав и свобод человека и  гражданина. Федеральное Собрание  осуществляет защиту прав и  свобод, закрепляя их гарантии  посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в  обеспечении гарантий прав и  свобод проводят Правительство  Российской Федерации, органы  государственной власти субъектов  Федерации. В восстановлении нарушенных  прав и свобод личности особая  роль принадлежит судебным органам  - Конституционному Суду Российской  Федерации, конституционным и  уставным судам субъектов Российской  Федерации, судам общей юрисдикции.

       В Конституции предусмотрен и  такой специфический орган, как  Уполномоченный по правам человека  в Российской Федерации <*>.

       Создание условий для реализации  прав и свобод - задача не только  государственных структур. Ее осуществляют  и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные  объединения и, прежде всего,  профсоюзы, творческие союзы,  женские, молодежные, ветеранские  организации.

       Конституция РФ расширила рамки  участия и самого человека  в защите им своих прав и  свобод. В ст. 45 закреплено, что "каждый  вправе защищать свои права  и свободы всеми способами,  не запрещенными законом". Усилены  возможности судебной защиты  каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования  в суд решений и действий (или  бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц, право каждого обращаться  в межгосударственные органы  по защите прав и свобод  человека, если исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

       С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации  Россией Конвенции о защите  прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать  возможность обращаться в Европейский  Суд по правам человека в  Страсбурге с жалобами на действия  властей всех уровней, о правонарушениях,  имевших место после ратификации.  Такие обращения допустимы:

      1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

      2) только против действий или  решений органов властей;

      3) в случае если использованы  все возможные внутренние средства  защиты в государстве;

      4) до истечения шести месяцев  после вынесения решения судебным  органом или властной инстанцией.

       В положениях Конституции прослеживается  тенденция повысить роль самого  человека в обеспечении максимально  полного использования им прав  и свобод, усилить его самостоятельность.  Это вытекает из утверждения  новых взаимоотношений человека  и государства, из отказа от  оценки роли государства как  патрона, направляющего деятельность  пассивной личности. Новые ориентиры  в этой области нацелены на  развитие творческого потенциала  каждого человека, на преодоление  иждивенчества, что является важным  условием исторического прогресса.

       Конституционное закрепление принципа  гарантированности прав и свобод  человека и гражданина получает  развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям  права, в частности и к конституционному  праву.

       Обновленное гражданское, уголовное,  административное, процессуальное  и другое законодательство значительно  расширило правовые гарантии  прав и свобод. Однако работа  в этом направлении далека  от завершения. Многие законы  еще не приняты, например, федеральные  законы о реализации права  на замену военной службы альтернативной  гражданской службой; о порядке  проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий.

       При всей значимости правового  закрепления гарантий прав и  свобод для их воплощения в  жизнь требуются многие условия,  в том числе лежащие за рамками  права: экономические, политические  и др.

       Принято различать социально-экономические,  политические и юридические гарантии.

       Социально-экономические гарантии  предполагают соответствующую среду  и материальную основу, обеспечивающие  использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся  экономика, соответствующие производственные  мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность  обслуживать все виды социальных  потребностей общества, и т.д.

       Недостаточный уровень гарантированности  прав и свобод, особенно социально-экономических,  в настоящее время во многом  связан с финансовыми трудностями,  со слабой социальной ориентированностью  перехода на рыночную экономику.

       Под политическими гарантиями  понимаются соответствующим образом  ориентированная политика государства,  ее направленность на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека; устойчивость политических  структур, их способность к достижению  гражданского согласия, исключающего  дестабилизацию в обществе; должный  уровень политической культуры  граждан; борьба с бюрократизмом  государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

       Юридические гарантии охватывают  все правовые средства осуществления  и охраны прав и свобод человека  и гражданина. Закрепление гарантий  в Конституции и текущем законодательстве  составляет правовую основу деятельности  государственного механизма, обеспечивающего  восстановление нарушенных прав  и свобод, создающего возможности  их реализации. Гарантией является  и активное отношение самих  субъектов к использованию всех  возможностей для реализации  своих прав и свобод, их соответствующие  знания и умение эти права  и свободы защищать.

       В целях максимальной охраны  прав и свобод личности их  основополагающие юридические гарантии  закреплены на конституционном  уровне. Такого рода конституционные  нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст. 47 - 54) самим государством.

       Конституция гарантирует демократические  принципы судопроизводства, гуманное  отношение к лицам, привлекаемым  к уголовной или административной  ответственности, налагаемой в  судебном порядке.

       Статья 47 Конституции устанавливает,  что никто не может быть  лишен права на рассмотрение  его дела в том суде и  тем судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом. Эта норма  направлена на исключение возможности  произвольного решения компетентными  органами вопроса о передаче  дела в суд по своему выбору. Закрепляется также право обвиняемого  в совершении преступления на  рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей  в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

       В Конституцию включены нормы,  являющиеся исходными в правоустановлениях, направленных на обеспечение в должной мере справедливого отношения к человеку в ходе судебного разбирательства. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции). Закрепляется принцип презумпции невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции). Обеспечению прав личности способствуют и такие демократические принципы правосудия, как недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление, использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; возложения на лицо обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а также давать свидетельские показания в иных случаях, установленных федеральным законом (ст. 50, 51). Важное значение в обеспечении прав и свобод личности имеет и конституционная норма о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст. 54 Конституции).

       Чтобы обеспечить защиту осужденного  за преступление от возможной  судебной ошибки, Конституция закрепляет  за ним право на пересмотр  приговора вышестоящим судом  в порядке, установленном федеральным  законом. Кроме того, признавая  за осужденным право просить о помиловании или смягчении наказания, Конституция обеспечивает возможности более глубоко учесть особенности личности осужденного, все обстоятельства его жизненной ситуации (ст. 50).

       К числу юридических гарантий  относится и конституционная  норма об охране законом прав  потерпевших от преступлений  и злоупотреблений властью. Государство  обеспечивает им доступ к правосудию  и компенсацию причиненного ущерба.

       Изложенные выше конституционно  закрепленные юридические гарантии  получают развитие и конкретизацию  в соответствующих отраслях права  (уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и др.).

      3. Правовой статус личности основывается  на презумпции неотъемлемости  прав и свобод человека и  гражданина, недопустимости ограничения  прав и свобод. Этот принцип  вытекает из признания прав  и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

       Конституция закрепляет, что в  Российской Федерации не должны  издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

       Кроме этого запрета на законодательное  ограничение прав и свобод, Конституция  устанавливает важную норму о  том, что они являются непосредственно  действующими. Это означает, что  конституционные права и свободы  - основа соответствующих правовых  предписаний в актах любого  уровня, и конституционные нормы  могут быть непосредственно основой  решений судебных и иных государственных  органов.

       В охране правового статуса  личности имеет значение конституционная  норма о том, что любые нормативные  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если  они не опубликованы официально  для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

       Недопустимость ограничения прав  и свобод вполне закономерно  не означает отсутствия каких-либо  пределов в их использовании.  Ограничение должно основываться  на соблюдении общепризнанных  и естественных правил человеческого  общежития.

       В ст. 17 Конституции предусматривается,  что осуществление прав и свобод  человека и гражданина не должно  нарушать права и свободы других  лиц. Из этого вытекает необходимость  правомерного использования своих  прав и свобод каждым человеком,  без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.

       В определенных экстремальных  ситуациях может возникнуть объективная  необходимость временного ограничения  прав и свобод. Конституция РФ  строго оговаривает рамки, порядок  и причины такого ограничения.

Информация о работе Развитие концепции прав человека в Конституционном Законодательстве России