В Конституции РСФСР 1918 г. нормы
о правах и обязанностях граждан
не выделялись в качестве особого
раздела. Наряду с иными нормами
они получили отражение как
в Декларации прав трудящегося
и эксплуатируемого народа, являвшейся
составной частью Конституции,
так и в ее разделе "Общие
положения".
Впервые особая глава о правах
и обязанностях граждан появилась
в Конституции СССР 1936 г. (в Конституции
РСФСР 1937 г.). Однако эта глава
была одной из последних глав
в ее структуре (гл. X Конституции
СССР).
В Конституции РСФСР 1978 г. (вслед
за Конституцией СССР 1977 г.) был
выделен раздел "Государство и
личность", состоящий из двух
глав: "Гражданство РСФСР. Равноправие
граждан" и "Основные права,
свободы и обязанности граждан
РСФСР". Причем раздел об основах
правового положения граждан
был помещен после раздела
об основах общественного строя
и политики, т.е. в начале Конституции.
Значительно расширился перечень
основных прав, свобод и обязанностей
граждан. Впервые были закреплены
права на охрану здоровья, жилища,
на пользование достижениями
культуры, свобода научного, технического
и художественного творчества, право
участвовать в управлении государством
и многие другие. Конституция
расширила содержание прав, закреплявшихся
и в прежнем Основном Законе,
а также их гарантии, более
полно определила основные обязанности
граждан. Были включены нормы
об основах правового статуса
иностранных граждан и лиц
без гражданства.
Несмотря на все эти нововведения,
основные сущностные черты социалистической
концепции прав личности сохранились
и в этой Конституции "развитого
социализма".
После принятия Декларации прав
и свобод человека и гражданина
раздел "Государство и личность"
был существенно изменен - дан
в новой редакции. В нем были
выделены две главы: "Права
и свободы человека и гражданина"
(гл. 5) и "Обязанности граждан
Российской Федерации" (гл. 6).
В Конституции РФ 1993 г. нормы
рассматриваемого института содержатся
в гл. 2 "Права и свободы человека
и гражданина" (ст. 17 - 64).
Сохраняя в качестве исходных принципы,
провозглашенные в Декларации прав и свобод
человека и гражданина, Конституция вместе
с тем, по сравнению с прежней, юридически
более точно раскрывает содержание многих
прав и свобод. Прежде всего следует подчеркнуть,
что определяющая для данного института
норма-принцип о человеке, его правах и
свободах как высшей ценности отнесена
к основам конституционного строя и включена
в гл. 1 Конституции.
Введена статья о допускаемых
пределах ограничений прав и
свобод в условиях чрезвычайного
положения и определен перечень
тех прав и свобод, которые
не подлежат такому ограничению.
Усилена правовая защита норм
о правах и свободах человека
и гражданина путем отнесения
гл. 2 к числу тех, которые не
могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием.
Конституция не выделяет в
качестве отдельной главы нормы
об обязанностях граждан. Не
упомянуто о них и в названии
главы (как это было в последней
редакции прежнего Основного
Закона), хотя нормы такого рода
в ней содержатся. Данный подход
можно объяснить тем, что конституционное
провозглашение прав и свобод
человека и гражданина является
центральной самостоятельной функцией
основного закона. Однако нет
оснований для вывода о том,
что обязанностям граждан Конституция
не уделяет внимания. В ней
закреплен общий принцип о
равных обязанностях граждан
(ст. 6), конкретно указаны некоторые
важнейшие из обязанностей.
ПРИНЦИПЫ
ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
Для
характеристики правового статуса
личности имеют значение не только
закрепленный за человеком фактический
объем прав и свобод, но и те начала,
принципы, на основе которых осуществляется
их использование. Их воздействие на
правовой статус личности многогранно.
Они показывают, обеспечивается ли в государстве
равенство прав и свобод человека и гражданина,
активна ли деятельность государства
по соблюдению и охране этих прав и свобод,
признает ли государство в полной мере
и полном объеме те права, которые соответствуют
достигнутому обществом уровню материально-технического
развития, существуют ли какие-либо границы
в использовании прав и свобод, допускаются
ли их ограничения, имеются ли у человека
законные механизмы для защиты своих прав
и свобод.
Эти факторы зависят от принципов,
на базе которых реализуются
права и свободы.
Итак, принципы правового статуса
личности есть те признаваемые
и охраняемые правом, государством
начала, исходя из которых осуществляются
использование прав и свобод человека
и гражданина, выполнение его обязанностей.
Рассматриваемые принципы универсальны.
Они определяют главные черты
статуса всех членов общества,
распространяются на все без
исключения права, свободы и
обязанности независимо от того,
какой отраслью права они зафиксированы.
При характеристике принципов
раскрывается их концептуальная
сущность, заложенная в нормах
Конституции РФ. Однако следует
учитывать, что их практическая
реализация в настоящее время
не обеспечивается в должной
мере. Это объясняется сложностями
переходного периода в становлении
рыночной экономики, значительным
уровнем ее криминализации, коррупции,
скудостью финансовых ресурсов
государства, проявлениями политической
нестабильности, трудностями переустройства
общества.
В Конституции 1993 г. закреплены
следующие принципы правового
статуса личности, непосредственно
связанные с исходными началами
утверждаемой в государстве концепции
прав человека .
1.
Права, свободы и обязанности
человека и гражданина реализуются
на основе равноправия. Это
главный принцип, характеризующий
правовой статус личности. Содержание
рассматриваемого принципа многогранно.
В ст. 19 Конституции выделены три
основных его аспекта: равенство
всех перед законом и судом;
равенство прав и свобод человека
и гражданина; равноправие мужчины
и женщины.
Равенство всех перед законом и судом
означает, что закон, его предписания в
равной мере обязательны для всех его
адресатов, что суд в равной мере доступен
для всех и должен руководствоваться только
законом, а не какими-либо посторонними
соображениями и не принимать во внимание
не предусмотренные законом обстоятельства,
касающиеся обращающегося за судебной
защитой или отвечающего перед судом за
свои действия.
Эти начала являются важным
условием обеспечения справедливости
в пользовании человеком своими
правами и свободами, которые
гарантированы при их нарушении
судебной защитой. Рамки этой
защиты в Конституции и федеральном
законодательстве неукоснительно
расширяются. На конституционном
уровне закреплена возможность
обжалования в суд решения
и действия (или бездействия) органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц
(ч. 2 ст. 46), что в прежнем советском законодательстве
не предусматривалось.
Реальность равенства каждого
человека перед законом и судом
основывается на закрепленных
в Конституции принципах деятельности
суда и судопроизводства: независимость
судей и подчинение их только
закону; состязательность и равноправие
сторон; открытость разбирательства
дел в суде и др. Проводящаяся
в настоящее время реформа
судебной системы должна привести,
в частности, к полному воплощению
в жизнь начала равенства перед
судом, нарушения которого имеют
место в судебной практике, устранить
влияние на судебные решения
административных, общественных и
иных структур, политических ситуаций.
Равенство прав и свобод человека
и гражданина означает, что они
признаются за всеми людьми
в равной мере, не допускается
дискриминация в пользовании
правами и свободами по каким-либо
основаниям, зависящим от естественных
особенностей личности и ее
социального статуса. Конституция
фиксирует широкий, причем не
закрытый, перечень таких оснований.
Равенство прав и свобод признается
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других
обстоятельств.
В зависимости от перечисленных
выше и иных личных и социальных
признаков человека ему не
могут быть предоставлены какие-либо
привилегии или допущено ущемление
в правах по сравнению с
другими.
Это, разумеется, не исключает
установления в законе широкой
системы льгот для определенных
категорий граждан: участников
войны, блокадников Ленинграда, сирот,
инвалидов и др. Социальная помощь
тем лицам, которые в ней
нуждаются, не нарушает принципа
равенства прав и свобод.
Равноправие Конституция понимает
как равенство возможностей, а
не как фактическое равенство,
которое в жизни реально недостижимо.
В социалистической теории весьма
критически оценивалась трактовка равенства
прав как юридически закрепляемого равенства
возможностей. Упор делался на достижение
фактического равенства, создание некоего
усредненного общества, всеобщего уравнительного
образа жизни.
Однако каждый человек в силу
субъективных и объективных причин
и обстоятельств по-разному реализует
свои возможности, раскрывает
свой творческий потенциал, у
людей неодинаковые способности
к инициативной, самостоятельной
деятельности, обеспечивающей соответствующий
уровень жизни.
Естественно, политика государства
должна быть направлена на
создание условий, препятствующих
значительному социальному расслоению
общества, с использованием для
этого как правовых, так и организационных
средств.
В качестве особого аспекта
равноправия Конституция выделяет
равные права и свободы мужчины
и женщины и равные возможности их реализации.
Необходимость этого обусловлена тем,
что проблема выравнивания прав по признаку
пола еще далека от разрешения как в нашей
стране, так и в мировом масштабе. Бывший
Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин 1979 г., и у нас в стране
сделано в этом отношении немало. Однако
до сих пор равные возможности реализации
прав женщин не обеспечиваются. Женщины
слабо представлены на руководящих постах,
их мало, в частности, среди депутатов,
предпринимателей. В условиях растущей
безработицы "кандидатами" на увольнение
часто бывают женщины, сокращаются их
возможности получения нового места работы.
Конституционная норма и нацелена
на то, чтобы обеспечить правовую
основу защиты прав женщин
от любых форм ущемления по
признаку пола. Текущее законодательство
предусматривает развернутую систему
мер, направленных на реализацию
данного конституционного принципа.
Однако практическая организационная
работа по его воплощению в
жизнь требует совершенствования.
2. Права, свободы и обязанности
человека и гражданина основываются
на их гарантированности.
Этот принцип получает правовое
выражение в различных формах
- и как общее начало реализации
всего объема прав и свобод
личности, и как конкретные гарантии
каждого права и каждой свободы
в отдельности.
Как общее начало правового
статуса личности указанный принцип
закреплен в ряде статей Конституции.
Так, в ст. 2 устанавливается в
качестве одной из основ конституционного
строя обязанность государства
признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено,
что в Российской Федерации
гарантируются права и свободы
человека и гражданина. Причем
надо отметить, что такого рода
общие нормы являются новыми,
их не было и в последней
редакции Конституции 1978 г.
Кроме этих общих норм о
гарантиях, фактически каждое
конкретное право и каждая
конкретная свобода сопровождаются
указанием на условия, способы
их гарантий.
Наиболее обстоятельно и конкретно
в Конституции закреплены гарантии
прав человека в тех случаях,
если речь идет о привлечении
его к уголовной ответственности,
о применении к нему мер
принудительного воздействия, о
лишении его свободы (ст. 46 - 54).
Закрепленная в Конституции система
такого рода гарантий определяет
соответствующую направленность
уголовно-процессуального, уголовного
законодательства.
Субъектом, который прежде всего гарантирует
права и свободы, является государство.
В ст. 45 Конституции записано, что государственная
защита прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации гарантируется.
Роль государства как главного гаранта
прав и свобод вытекает и из содержания
ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через
систему государственных органов. В ст.
18 установлено, что права и свободы человека
и гражданина определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием.