Права человека в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выяснение проблем на практике применения прав человека в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие и содержание прав человека;
-рассматривается классификация прав человека;
-описываются основные нарушения прав человека;
-предлагаются пути преодоления проблемы.

Файлы: 1 файл

курсовик 2 курс.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Введение.

В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а общесоциальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что:

-во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом;

-во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания;

-в-третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов;

-в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности.

Таким образом, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве.

Человек - это разумное существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек - существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее или, по крайней мере, влиять на нее.

Система прав человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав человека».

«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения.

«Второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце ХIX - начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно-развитых стран. Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.

Наконец, «правами третьего поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.

В статье 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Однако отношение к «правам человека» в России в значительной степени иррационально, для многих почти мистично: не имея четкого представления о самих «правах человека», люди верят в силу этих двух слов. «Права человека» в лексиконе российской политической элиты и бюрократии - термин для внешнего употребления. Совершенно не понятно, что в России понимают под «правами человека». По тому, как и в каких ситуациях люди употребляют словосочетание «права человека», ясно лишь, что вкладываемый в него смысл либо чрезмерно, до бессмысленности, широк, либо столь же чрезмерно акцентуализирован, ангажирован иными ценностями и интересами.

Подчеркивание прав человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества.

Права человека - это определенные нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны - как дореволюционной, так и послереволюционной - права человека не занимали значительного места. На сегодняшний момент в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.

Целью данной работы является выяснение проблем на практике применения прав человека в Российской Федерации.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

-показывается понятие  и содержание прав человека;

-рассматривается классификация  прав человека;

-описываются основные  нарушения прав человека;

-предлагаются пути преодоления  проблемы.

 

 

 

Понятие и содержание прав человека.

Рождение понятия «права человека» совпало с возрождением так называемого «естественного права», из которого и проистекает общепринятый принцип «вечности и незыблемости» прав человека. Суть идеи естественного права заключается в следующем: наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, над ним и вне его, независимо от «буквы», существует некое неписаное моральное право, которое «вдохнула» в нас мать-природа и которое проистекает из самой сущности человека, его разума, отличающего его от остального мира. Это естественное право может соответствовать, а может не соответствовать писаному законодательству. Значительную часть его содержания составляют права человека.

Естественное право — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека: право на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до образования государства и может существовать помимо его. Реализация его идей и требований в праве, выраженном в принятых в государстве нормах, т.е. в законодательстве, предполагает учет, как минимум, следующих двух обстоятельств: во-первых, существующих в обществе реальных условий жизни, состояния экономики, политики, государственности, правовой системы и, во-вторых, интересов, прежде всего законопослушных граждан.

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.1

Понятие «права человека» в жизни общества имеет следующие основные значения: как основное условие для того, что6ы, человек стал человеком; как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; как развитие и реализация человеческих способностей; как способ существования человека.

Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:

1. Права человека являются  проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.

2. Права человека являются  абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.

3. Важной особенностью  прав человека является также  то, что они выступают в качестве  определенных отношений между  человеком и другими людьми, обществом  и государством по поводу обеспечения  жизненно важных условий его  существования.

Понятие «права человека» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.

Таким образом, права человека — это права, присущие ему с рождения, это такие права, которые не привязаны к одному какому-либо способу производства, одному общественному строю, не зафиксированы «намертво» только в одной какой-либо системе и типе права и только им свойственны.

Появление же самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. Это был первый государственный акт, в котором от имени восставшей колонии было заявлено о правах человека. В настоящее время распространенным является следующее определение: «Права человека — это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов». Имеет право на жизнь и такое определение: «права человека — это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа».

Права человека можно рассматривать как общественное явление того же порядка, что и рыночная экономика, частная собственность и предпринимательство, соответствующие им модели демократии и парламентаризма, но эту связь нельзя абсолютизировать. Возможно и иное видение сущности прав человека — как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя, национальной культуры.

Согласно такому подходу, существуют национальные и культурные различия, но призыв к автономии личности в каждом человеке есть то, что объединяет людей различных широт. При рассмотрении прав человека под этим углом зрения они оказываются таким явлением, которое уже не может быть поставлено «в один ряд» с другими, выражающими особенности того или иного общества. Они становятся той целью, к достижению которой должно стремиться любое общество.

Общечеловеческое значение прав и свобод человека проявляется в том, что в них в наибольшей степени проявляется подлинно человеческое в человеке, то, что отвечает стремлениям и потребностям всех людей, не ограничивая возможности их развития. Они не могут принадлежать только отдельным группам людей, как, скажем, цвет кожи или разрез глаз. Идеология прав человека плюралистична по своей сути. Она предполагает бесконечное разнообразие форм социальной организации, предоставляет человеку максимальную возможность личного выбора.

Таким образом, права человека — это сложное, многогранное явление. Оно имманентно связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с культурой, философией, этикой, религией, т.е. с гуманитарным знанием.

Наиболее распространенным является отношение к правам человека как к политической категории. Не игнорируя такое понимание, считается весьма продуктивным подход, когда права человека рассматриваются как духовно-нравственная категория. Нельзя допускать противопоставления этих двух подходов и недооценки значимости второго из них. Для рассмотрения прав человека как духовно-нравственного явления есть все основания. Это, прежде всего то, что одним из ведущих принципов прав человека является принцип гуманизма. В структуре прав человека центральное место занимает право на достоинство. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. Отказаться от своей свободы — это отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей. Такой отказ несовместим с человеческой природой.

В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. В  первой  статье Всеобщей декларации прав человека говорится: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Более того, есть основания утверждать, что права человека выступают как проявление культуры. Права человека предназначены для людей, принадлежащих к любой культуре. Лишение прав на основании культурного отличия представляет собой дискриминацию. Права человека не отражают особенности одной культуры и не ориентированы на нее за счет исключения других культур. Наиболее непосредственным образом права человека содействуют обеспечению уважения и защиты культурного разнообразия и самобытности путем установления культурных прав, закрепленных в документах, которые содержат нормы в отношении прав человека. В число этих документов входят: Международный Билль о правах человека; Декларация принципов международного культурного сотрудничества, принятая 4 ноября 1966 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры, Декларация о праве на развитие принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года и др.

Информация о работе Права человека в России