Реферат
По дисциплине:
Политология
На тему: Права
человека и формирование правового государства
в России
Содержание
Введение……………………………………………………………….……....3
1.Права
человека………………………………………………………..…….4
1.2.Классификация
прав человека…………………………………………...7
2.Формирование
правового государства в России………………………...7
Заключение……………………………………………………………………14
Список
литературы…………………,………………………………………16
Введение
Права человека и правовое
государство, несомненно, характеризуются
общими закономерностями возникновения
и функционирования, ибо существовать
и действовать они могут только в одной
«связке». Оба феномена имеют в своей основе
право, хотя его роль для них неодинакова,
несмотря на существующие точки соприкосновения.
Это свидетельствует о том, что соединяющим
звеном между человеком и государством
должно выступать именно право, а отношения
между ними должны быть истинно правовыми.
Статья 1 (ч. 1) Конституции РФ провозглашает
Российскую Федерацию демократическим
правовым государством с республиканской
формой правления. Смысл правового
государства раскрывается через
ст. 2 Конституции: "Человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность
государства".
Высоко
оценивая значимость этих конституционных
записей, следует, однако, отметить, что
Россия сегодня не является правовым
государством, равно как и права
и свободы человека в реальности
не стали высшей ценностью. И это
факт закономерный, определяемый как
предшествующей историей, так и той
сложной ситуацией, в которой
оказалась современная Россия. Формирование
правового государства и уважения
прав человека — задача чрезвычайно
трудная, и ее решение возможно лишь
в результате многих лет (а может
быть, и десятилетий) усилий всего
общества, связанных с преодолением
как наследия прошлого, так и тех
ошибок и просчетов, которые были
допущены в последние годы.
1.Права
человека
В общих чертах права человека
можно определить как права,
присущие природе человека, без
которых он не может существовать
как человеческое существо.
Права человека и основные
свободы дают нам возможность
полного развития и использования
наших человеческих качеств, нашего
интеллекта, наших талантов и
совести и удовлетворять наши
духовные и иные запросы. Они
основаны на растущей потребности
человечества в такой жизни,
в которой неотъемлемое достоинство
и ценность каждой человеческой
личности пользовались бы уважением
и защитой.
Отказ в предоставлении человеку
прав и свобод является не
отдельной и личной трагедией,
но и создает условия для
социальных и политических беспорядков,
сеет семена насилия и конфликтов
в самом обществе и между
обществами и государствами. Как
указывается в первом положении
Всеобщей декларации прав человека,
человеческое достоинство «является
основой свободы, справедливости
и всеобщего мира».
Собственно говоря, права человека
являются правами, которыми мы
обладаем просто потому, что мы
люди. У этой обманчиво простой
идеи, однако, очень существенные
социальные и политические последствия.
Права человека по той простой
причине, что они являются лишь
таковыми не более того, являются
универсальными, равными и неотъемлемыми.
Они принадлежат всем людям
на планете. Или ты человек,
или ты не человек. То же
самое с правами – либо как
человек ты обладаешь правами
человека, либо не обладаешь. И
лишиться этих прав так же
невозможно, как перестать быть
человеком, как бы бесчеловечно
к тебе не относились.
Мы имеем право на права
человека, и они, в свою очередь,
дают права нам. Каждый человек
обладает правами человека, защищающими
его от государства и общества,
и они создают определенные
рамки для политической организации
и определяют уровень политической
легитимности. В случаях, когда
происходит систематический отказ
в правах человека, требования
этих прав могут быть революционно-позитивными.
Даже в обществах, в которых права человека
в целом уважаются, они оказывают постоянное
давление на правительство и тем самым
обеспечивают свое соблюдение.
Понятие прав человека стало
реальностью политической теории
и практики в Европе в 17 веке.
Теория естественных прав впервые
была комплексно разработана
в работе Джона Локка «Второй
доклад о государстве», опубликованной
в 1688 г. Теория Локка исходит из того,
что на раннем, естественном этапе развития
общества люди были равными и обладали
естественными правами на жизнь, свободу
и имущество. Но эти права мало что дают
в условиях отсутствия государства. Людям
почти невозможно защитить свои права
в одиночку, а споры по поводу прав сами
по себе являются мощным источником конфликтов.
Люди создали общество – а общество создало
государство – именно для того, чтобы
иметь возможность пользоваться своими
естественными правами. Государство, по
мнению Локка, основано на общественном
договоре между правителями и управляемыми.
Граждане должны подчиняться только тогда,
когда государство защищает их человеческие
права, которые с моральной точки зрения
стоят выше требований интересов государства
и возникли раньше появления на свет государства.
Государство остается легитимным, пока
оно систематически защищает права человека
своих граждан и обеспечивает их осуществление.
Идея прав человека первоначально
связывалась с так называемыми
средними классами. В борьбе против
аристократии с ее традиционными
привилегиями нарождающаяся в
Европе буржуазия выдвинула политические
требования, основанные на понятии
естественного равенства людей
и неотъемлемости естественных
прав. Но эта буржуазная политическая
революция имела жестки рамки.
Локк, например, развил свою теорию
лишь для обеспечения защиты
прав владеющих имуществом мужчин
в Европе. Он не признавал каких-либо
прав за «варварами», слугами
и наемными работниками обоих
полов.
Но по мере роста популярности идеи всеобщих,
равных и неотъемлемых прав бремя представления
доказательств перешло к тем, кто отрицал
за другими возможность обладать этими
правами. Претензии на привилегии могли
быть обоснованы, например, утверждениями
о расовом или ином превосходстве. Чаще
всего привилегии обеспечивались путем
применения насилия. Но, приняв идею прав
человека, правящие элиты обнаружили,
что им становится все труднее противостоять
логике концепции о правах человека.
Но распространение прав человека
по свету не является естественным
или неотвратимым процессом. Угнетение
остается возможностью, а в ряде
случаев является вполне вероятной
формой правления. Остающиеся
в мире диктатуры не могут
оказаться весьма живучими. Но
главный урок прошлого десятилетия,
очевидно, состоит в том, что
когда людям дается шанс выбора,
они выбирают международно-признанные
права человека. И, несмотря на
все недостатки современной практики,
в мире остается все меньше
режимов, способных отказать своим
гражданам в праве сделать
такой выбор.
1.2.Классификация
прав человека.
Любая
классификация прав человека в известной
степени условна, поскольку некоторые
права с примерно равными основаниями
могут быть отнесены к разным видам
и должны охватывать друг друга. Права
и свободы человека и гражданина
разделяются на базовые (неотчуждаемые),
основные (конституционные) и общепризнанные
(закреплённые в международно-правовых
актах). В правовой доктрине по основной
сфере проявления в общественных
отношениях права человека обычно делятся
на личные, политические, социально-экономические
и культурные, однако, в значительной
степени и такое деление символично.
Для ряда из них существенно лишь
различие между правами человека
и правами гражданина. Права человека
также можно поделить на 1) личные
+ политические; 2) социально — экономические;
3) культурные + коллективные. Ниже приведена
наиболее популярная теория классификации
прав и свобод человека и гражданина.
Личные
Являются правами
каждого, и хотя часто именуются
гражданскими, не связаны напрямую
с принадлежностью к гражданству
государства, не вытекают из него. Считаются
прирождёнными и неотъемлемыми
для каждого человека
независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы
для охраны жизни, достоинства и свободы
человека. К личным правам обычно относят:
- Право
на жизнь. Право
на жизнь — неотъемлемое право
каждого человека, охраняемое законом.
Его содержание заключается в том, что
никто не может быть умышленно лишен жизни
иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом
за совершение преступления, в отношении которого
законом предусмотрено такое наказание.
Также право на жизнь налагает на государство
обязательство сделать всё для того, чтобы
человеческая жизнь оказалась вне опасности
и предпринимать эффективное расследование
убийств. В России существование права
на жизнь признаётся Конституцией Российской
Федерации.
- Право на свободу и личную
неприкосновенность.
Неприкосновенность личности — принцип,
согласно которому человек не может быть
произвольно лишён свободы . Статья 9 Всеобщей декларации
прав человека
предусматривает, что «никто не может
быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».
- Право на достоинство
личности.
Неприкосновенность частной жизни —ценность,
обеспечиваемая правом на неприкосновенность
частной жизни.
Право
на неприкосновенность частной жизни
включает:
- запрет на
сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его
согласия;
- право контролировать
информацию о себе;
- право на
защиту чести и доброго имени;
- право на защиту персональных
данных;
- право на тайну связи (иногда оформлено как
отдельное право);
- право на
неприкосновенность жилища (иногда оформлено
как отдельное право);
- врачебную тайну, тайну усыновления, тайну исповеди и другие виды профессиональной
тайны.
- Право на неприкосновенность
жилища
- Право на самозащиту, в том числе право на
эффективные средства самозащиты, такие
как огнестрельное оружие
- Право на национальную
и культурную самоидентификацию
- Свобода
совести и свобода
мысли
- Свобода передвижения и выбора местожительства;
- Свобода выбора национальности
и языка общения
- Право
на судебную защиту
- Свобода
вероисповедания
(каждый человек может придерживаться
любой религии, или создать свою собственную)
- Право
на имя.
Право на имя — неотчуждаемые права, являющиеся
субъектом гражданского, авторского, семейного
права. Как субъект авторского права, право
на имя существует бессрочно и его действие
в России не прекращается по
прошествии 70 лет, как у всех остальных
неимущественных авторских прав
- Право
на частную собственность
Политические
Политические
права и свободы отличаются от
личных, социальных, экономических
и других прав, тем, что как правило,
тесно связаны с принадлежностью
к гражданству данного государства.
Являются одной из групп основных
конституционных прав и свобод граждан,
так как определяют их участие
в общественной и политической жизни
страны. К политическим правам, как
правило, причисляются: