Права человека и формирование правового государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:22, реферат

Краткое описание

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя его роль для них неодинакова, несмотря на существующие точки соприкосновения. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……....3
1.Права человека………………………………………………………..…….4
1.2.Классификация прав человека…………………………………………...7
2.Формирование правового государства в России………………………...7
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы…………………,………………………………………16

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 40.83 Кб (Скачать)
  • Свобода слова (свобода информации)
  • Свобода средств массовой информации (доступ к информации)
  • Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
  • Право на объединение (свобода союзов)
  • Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
  • Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
  • Право на гражданство
  • Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
  • Право на участие в отправлении правосудия
  • Право сопротивления угнетению

Социально-экономические

К социально-экономическим  правам относятся:

  • Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • Право на частную собственность
  • Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • Право на социальное обеспечение
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на справедливое взимание налогов
  • Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

Культурные

Культурные права  обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

  • Право на образование
  • Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • Право на участие в культурной жизни
  • Академические свободы
  • Право на благоприятную окружающую среду
 
 
 
 
 
 
 

     2.Формирование правового государства в России

     В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.), С.Е.Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской3 и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М.Сперанского, а также революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.

     Более целенаправленное и академическое  отражение идеи о правовом государстве  получили в работах представителей теории и философии права. Так, к  убеждению о наличии твердых  принципов и бесспорных элементов  в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н. М. Коркунов. «Право,— писал Б. А. Кистяковский,— должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям — это значит извращать его природу».

     Важно подчеркнуть, что названные и  многие другие русские исследователи (Н. И. Палиенко, С. А. Котляревский и т. д.) связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.

     Конституционализм как идея и реалия в истории  России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных  проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.

     С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной  императорской власти провозглашались  дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к  выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения  представительным органом всех издаваемых законов, идеи правового государства  получили новый импульс. Реально  оценивая ситуацию в стране, отдельные  ученые справедливо полагали, что  конституционное государство можно  считать лишь шагом к государству  правовому. Оно «так же далеко не сказало  еще своего последнего слова, как  и само право, господство которого оно  гарантирует и поддержание которого оно совершенствует в интересах  развития человеческого общества».

     Таким образом, несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку, слабость общественных структур, широкую палитру  мнений, основополагающие идеи правовой государственности неуклонно пробивали  себе путь в российском политическом и культурном бездорожье.

     После Октябрьской революции 1917 г. и окончания  гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Еще до революционных бурь видные теоретики права Б. А. Кистяковский и П. И. Новгородцев говорили о возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы. Уже с конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма.

     Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е  гг. и интенсивное развитие получил  в последнее десятилетие. Этому  способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

     Новизна его состоите том, что: а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР; б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере; в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Преемственность же названного процесса выражается в  следующем: а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека).

     Для России путь к правовому государству  не был и никогда не будет простым  и быстрым. Причин тому много.

     Во-первых, гражданское общество в нашей  стране еще только формируется, его  структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся  социальной структуры к новой  болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

     Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно  и непоследовательно с точки  зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем  однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

     В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность  общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

     В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие  противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На мой взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения  в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

            На данный момент нет альтернативы  правовому государству, если мы  принимаем общечеловеческую систему  ценностей западной цивилизации. 

Таким образом, государство занимает в  политической системе центральное  место, обусловливаемое его природой и назначением как особого  инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует  интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское  согласие, оно взаимодействует с  другими субъектами политической системы  как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

            Путь к правовому государству  долгий и трудный, полный заблуждений  и иллюзий. Многие государства  сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это  слишком дорогой социальной ценой.  Построение правового государства  должно опираться на тщательно  продуманную стратегию и тактику.  Необходимо постоянно помнить  о том, что функции правового  государства не остаются неизменными,  а трансформируются и наполняются  новым содержанием по мере  развития самого правового государства.  Также не обойтись и без  учета опыта других стран, однако  этот опыт должен сочетаться  с собственными традициями и  реалиями.

           Суровая закономерность, а может  быть и трагическая неизбежность  в том, что человеческая природа  и социальная жизнь все еще  далеки от совершенства.

          Ориентация политики на интересы  людей, живущих в обществе, ее  очеловечивание осуществляется  с помощью определенных принципов,  воплощающих гуманистические ценности  во взаимоотношениях между индивидом,  обществом и государством. Такой  специфической конкретизацией гуманистических  представлений применительно к  миру политики являются права  человека.

         Под влиянием заключенных в  последнее время международных  договоров по правам человека  кардинально изменилось российское  законодательство. Новые законы  разрабатываются и рассматриваются  с точки зрения их соответствия  общепризнанным принципам и нормам  международного права, которые  являются составной частью правовой  системы Российской Федерации.  Основой этих актов является  то, что каждый человек обладает  естественными, неотъемлемыми правами,  берущими начало от свойственных  природе личности стремлений  к свободе, справедливости и  достойной жизни. По сути, в  российском законодательстве сложился  межотраслевой институт — институт  прав человека.

Информация о работе Права человека и формирование правового государства в России