Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.
Задачи исследования:
Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Этические правила должны укрепить уверенность добросовестных, профессионально подготовленных служащих в том, что их качества и усилия будут всесторонне оценены и вознаграждены по достоинству, должны учитывать реальные стороны профессиональной работы и держать их в этическом контексте, соединять с социальной мотивацией. Они не являются аналогом или заменителем правового нормативного акта. Вместе с тем этические стандарты должны быть ясно сформулированы, как и правовые нормы и рекомендованы к исполнению.
Выполнение или невыполнение данных действий — личное дело каждого, и может быть как основанием для продвижения по карьерной лестнице, так и свидетельством незаинтересованности в государственной службе.
Нарушение этических правил на государственной службе карается особой системой санкций, носящих, как правило, характер общественного осуждения и добровольного решения самого государственного служащего. Для каждого государственного служащего этические правила – это добровольно принятые на себя обязательности.
Быть
государственным служащим значит всегда
держать себя с людьми ровно, уметь
с ними ладить, не терять самообладания
при любых обстоятельствах, управлять
своими чувствами. Русский литературный
критик Н. А. Добролюбов по этому поводу
сказал очень хорошо: «Уметь разумно пользоваться
своей властью!».31
Можно
выделить следующие особенности
организации государственной
Руководители
в государственной службе практически
лишены возможности использовать фактор
материального стимулирования для
регулирования кадрового
Стремясь приобрести возможности материального воздействия на персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрового потенциала, руководители вступают в договорные отношения с руководящим персоналом и владельцами фирм и организаций, расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для своих сотрудников льготы и привилегии, не установленные законом. Например, можно договориться с фирмой о праве пользования сотрудниками государственной службы тренажёрами фирмы (раз или два в неделю) и т.д. Опасность в том, что потом руководитель должен учитывать интересы этой фирмы.
Во-вторых, государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных норм. Деятельность в этих вертикалях существенно различается по специфике и характеру труда, по целям деятельности. Особенностью устройства по вертикали является и то, что подчинённость здесь может оказаться для сотрудников даже более важной, чем принадлежность к определённому территориальному органу. Более качественно работники выполняют задания, пришедшие сверху или идущие наверх. В обыденной жизни это значит, что они предпочитают больше заниматься отчётами и т.д., нежели чем, например, заниматься благоустройством своей территории.
Жёсткость подчинения по вертикали приводит к тому, что очень сложно устанавливаются горизонтальные связи между сотрудниками разных вертикалей на промежуточных уровнях. Прохождение любого документа в государственной службе примерно в 1.5 – 2 раза медленнее, чем в других сферах деятельности.
Очень сложно организуются комплексные группы внутри территориального органа, где должны быть задействованы сотрудники нескольких вертикалей.
На чисто психологическом уровне между сотрудниками разных вертикалей внутри одного территориального органа могут возникать неприязненные отношения и конфликты, как правило, – скрытые, которые длятся долго. Выплёскиваются они чаще всего во время поощрения, премирования, продвижения людей в виде взаимных обид. В качестве одной из мер руководителю надо быть более внимательным к сотрудникам, а если конфликт выплеснулся, то решать его лучше на общем собрании (обидчиков и обиженных), а не каждому отделу по отдельности.
В-третьих, государственная служба строго выстроена по территориям. У населения, в отличие от других сфер деятельности, практически нет права выбора чиновника, который будет оказывать ему услугу. Все территориальные инспектора закрепляются по улицам, по алфавиту и т.д., отсюда у населения крайне малый опыт общения и очень мало информации для того, чтобы составить личные представления о государственных служащих в целом, об их личных качествах и о профессионализме. Подобное положение приводит к следующим следствиям:
В-четвертых, в обществе всегда есть слои и группы, которые более других заинтересованы в лояльном отношении к себе представителей государственной службы. Сюда относятся: вся сфера мелкого бизнеса, социально-поддерживаемые слои населения, руководители и владельцы фирм и предприятий и т.д.33 Особенности этого процесса – растянутость его во времени и зарабатывание положительного имиджа в глазах государственных служащих на перспективу. Каждый слой заинтересованных лиц проявляет интерес к своему уровню государственных служащих (социально поддерживаемые слои населения – к участковым инспекторам, руководители фирм – к руководителям государственной службы). Этот интерес выражается повышенным вниманием к сотрудникам государственной службы (услуги, подарки и т.д.). Опасность данного явления в том, что нравственно нестойкие чиновники постепенно входят во вкус и начинают вынуждать, а потом даже принуждать к оказанию услуг. Против этого явления существует несколько способов борьбы:
В-пятых, органы государственной службы отличает нестандартный характер смены персонала (текучести рабочей силы). Это определяется следующими причинами:34
Отток с государственной службы людей, которые не смогли приспособится к особенностям функционирования государственной службы, не смогли принять её этику, возможно, в результате внутриличностного конфликта между старой и новой системами ценностей.
И
наконец, в государственной службе,
в связи с развитием
Для
государственных служащих общение
представляет ещё особую сложность
в связи с тем, что на них
население в целом и отдельные
его слои возлагают особые надежды
в решении своих проблем. Однако
государственные служащие могут
удовлетворить эти надежды
3. В
этой стадии наступает
Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих