Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.

Задачи исследования:

Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Файлы: 1 файл

диплом - гос служба.doc

— 530.00 Кб (Скачать)
 

     В государственном учреждении постоянно рассматривается и осуществляется множество разных дел. Так или иначе, любые из них связаны с устремлениями и практическими действиями людей. Поэтому даже при решении, казалось бы, преимущественно хозяйственных или чисто управленческих вопросов важно не отчитывать, не ругать (хотя бы действительно провинившегося или допустившего ошибку человека), а спокойно и доброжелательно, по-деловому разобраться в ситуации, определить пути и способы ее дальнейшего развития, выхода из противоречия, устранения препятствий и т.д.

     Высоким качеством государственного служащего  является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие. Скромность проявляется  в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Скромный человек, поэтому не придает особого значения  собственным положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными.

     Для государственного работника совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, подчиненным и посетителям. Скромность в общественной и личной жизни – одно из важнейших требований нравственности современного чиновника.28

     Государственный служащий должен отличаться подлинной  искренностью – важнейшим моральным  качеством, характеризующим личность и его поступки, делать и говорить то, в правильность чего он верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим. Искренность противоположна лицемерию, обману, попыткам создать неправильное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

     Хороший работник проявляет  перечисленные качества независимо от того, общается ли он с подчиненными, с равными по рангу или вышестоящими руководителями.

     Государственному  служащему в большей степени, чем представителю какой-либо другой профессии, должно быть абсолютно чуждо  такое качество, как чванство. Оно выражается в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости своим общественным положением, успокоенности достигнутым, в превознесении собственных успехов и достоинств, преувеличении своих способностей, возможностей и прав, основанном на представлении о личной или групповой исключительности.

     Обычно  чванство возникает на почве несоответствия  уровня сознательности и общей культуры людей масштабу возложенных на них  задач.

     В государственном служащем нетерпимо  и такое качество, как высокомерие, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще),  связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.

     Высокомерие является проявлением индивидуалистической психологии (отсутствие скромности, зазнайство, чванство, тщеславие).

     Непозволительно в государственном работнике  и честолюбие, проявляющееся как  мотив действий, которые совершаются  лишь ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Честолюбие сходно с тщеславием. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия  честолюбие связано не только с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ним почести и награды.

     Честолюбие  и высокомерие нередко сочетаются с ложной заботой о так называемой чести мундира. Честь мундира  необходимо беречь и укреплять достойными средствами, прежде всего, честными делами. Но бывает и наоборот: во имя ложно оберегаемого авторитета и чести мундира проявляются нетерпимость к критике, непомерные амбиции, нежелание признать ошибки, в том числе связанные с назначением на должность скомпрометировавших себя людей и т.д.

     Объективная нравственная самооценка, самокритичность, признание и исправление допущенных промахов и ошибок это не свидетельство слабости, а подтверждение силы. Учет общественного мнения о себе, предъявление к себе самых высоких требований и не только способствуют нравственному совершенствованию государственного служащего, но и дают ему моральное право требовать аналогичного от других. Умение, способность предъявить требование, спросить – это также одна из специфических норм профессионального морального кодекса государственного служащего.

     Требовательность должна сочетаться, соединяться с проявлением доверия и уважения, более того, выступать как одна из форм уважения к человеку.

     Показателем подлинного демократизма общения является такое личностное качество государственного служащего, как доступность. Быть доступным, значит быть постоянно готовым к общению с людьми, готовым внутренне, по убеждению, а не по формальной обязанности. Доступный государственный служащий не упустит случая, чтобы выслушать добрый совет, дельную критику, уловить настроение. И если кто-то настаивает на встрече с ним, у него нет и не может быть причин, которые могли бы заставить его отказаться от этой встречи. Исключение – отсутствие практической возможности у государственного служащего высшего звена повстречаться со всеми желающими. Но и эти руководители, несмотря на всю свою занятость, должны находить возможность регулярно встречаться с людьми, и не только во время очередного личного приема, интересоваться, чем они живут. Большое значение имеет здесь еще одна способность  государственного служащего – умение слушать. Слушать – это не только не перебивать собеседника, но уметь сопереживать. В данном случае сопереживание должно быть  внешне «оформлено». Речь идет, в частности о выражении лица. Человеку, с которым беседуют, вовсе небезразлично, что выражает это лицо: участие и готовность помочь или безразличие, нетерпение. Внутренние проблемы работника, даже если они неизмеримо более значительны и серьезны, чем те, которые обсуждаются в беседе, в его собственном настроении должны быть нейтрализованы: в момент разговора он живет проблемами собеседника.

     Тесно связана, со способностью быть, внимательным и такая норма, как корректность в общении. По сути дела, это выражение  таких внутренних личных свойств, как  самообладание, выдержка, уравновешенность. В самых различных ситуациях корректность способствует достижению лучшего взаимопонимания, лучшего контакта с людьми.

     Самым верным критерием моральных качеств  служащего выступает его авторитет. Он не приходит с должностью или  громкими фразами. Его истоки – глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства: честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство долга и ответственности. Авторитет государственного служащего выступает как результат признания особой ценности, важности тех или иных качеств его личности.

     Важность  авторитета объясняется тем, что  от субъекта управления «исходит» программа  воздействия на объект управления, передаются мысли, чувства, моральные  ценности, которые должны стать мыслями, чувствами, ценностями, стимуляторами его деятельности. Без высокого авторитета – и нравственного, и делового – успешно реализовать такое воздействие на людей невозможно.29 Моральный авторитет руководителя является тем «ферментом», который усиливает целенаправленное влияние на подчиненных через ориентацию на моральные ценности.

     Руководство, которое непременно входит в функции  государственного служащего, имеет  дело, прежде всего, с людьми, с «человеческим  фактором». В руководстве есть свои технические, технологические и экономические аспекты, но главное все же – люди.

     Социологические исследования показывают, что административные работники системы государственной  службы, ориентирующиеся прежде всего  на людей, добиваются лучших показателей в работе, чем те, кто главное внимание сосредоточивает на технических, экономических и других аспектах. Эти две стороны руководства, разумеется, не следует друг другу противопоставлять, однако повторяясь еще раз можно сказать: главным здесь является все же человеческий фактор – люди с их интересами, способностями, настроениями, склонностями.

     Государственный служащий должен научиться хорошо разбираться  в людях, и в первую очередь  в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление часто кружат голову незрелым руководителям, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности.

     Некоторые административные работники, чтобы  обеспечить себе поддержку, пытаются создать  вокруг себя группу «надежных» лиц, на которых они всегда и при всех случаях могут положиться. Это обычно отрицательно сказывается на их авторитете, так как восстанавливает против них остальную часть подчиненных.

     Значение  этических требований. Соблюдение государственными служащими моральных обязательств и требований, основанных на общепризнанных этических стандартах и принципах, призвано:30

    • содействовать укреплению авторитета государственной власти;
    • вызывать доверие граждан к институтам государства;
    • обеспечивать единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур;
    • противодействовать этической культуре в обществе.

     Государственный служащий занимает определенное место  в служебной иерархии и может  быть общественным деятелем, оказывающим влияние на развитие социальных и экономических процессов, руководителем персонала и членом коллегиальных органов, наемным работником и работодателем, а также является частным лицом.  Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего становятся такие этические дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют ясное и однозначное решение. Этические правила предотвращают коллизии, возникающие в практической деятельности государственного служащего. Вместе с тем они не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений человека, его совести и ответственности.

      Объективно  существует система определенных нравственных стандартов поведения государственных  служащих как особой социально-профессиональной группе людей, обеспечивающих реализацию государственных функций. Эти правила не регламентируют гражданскую жизнь государственных служащих, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы служебного поведения.

      Мораль государственных служащих основывается не только на их совести. Она определяется и общественными потребностями. Следовательно, этические нормы при исполнении служебных обязанностей предполагают специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и определяются отдельно. Служебное поведение является по определению контролируемым поведением.

      Этические правила государственного служащего  сообразуются с конкретной политической и правовой системой, представленными  в Конституции РФ, законах о концепции прав человека. Этические правила свободны от прямого воспроизведения правовых норм, не допускают понимания о соответствующих юридических позициях и не отсылают к законодательным актам. Этические правила государственного служащего не являются аналогом юридического закона ни по содержанию, ни по механизму своего применения и воздействия. Этическое поведение не складывается по формуле «законно – значит, правильно». Никакая юридическая процедура не отменяет моральных оценок и решений, основанных на личном восприятии ценностей.

      Этические нормы государственного служащего  являются более строгими, чем обычные  моральные нормы. Высшие должностные  лица, федеральный персонал и государственные  служащие иных категорий объективно наделены большей властью и полномочиями, поэтому и этические требования к ним должны быть еще более строги, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.  

      В обосновании этических правил на государственной службе следует  избегать двух опасных предположений. Во-первых, что государственные служащие внутренне бесчестны и развращенны и именно поэтому нуждаются в специальном этическом контроле. Государственные служащие как особая социально-профессиональная группа должны быть не менее честны и достойны доверия, чем остальные члены общества. Просто от профессиональной деятельности государственного служащего зачастую зависят благосостояние и безопасность многих людей. Во-вторых, не следует ожидать, что в нравственном смысле государственные служащие обязаны и могут сделать то,  что не под силу простым гражданам. Поэтому этические правила не должны походить на опеку, под которую берут не дееспособных и неполноценных членов общества, но также не должны требовать от государственных служащих героизма и святости как известной крайности.

Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих