Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.

Задачи исследования:

Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Файлы: 1 файл

диплом - гос служба.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

Список  сокращений 

РФ – Российская Федерация

РАГС – Российская Академия государственной службы

ФЗ – Федеральный закон

 

Содержание 
 
 

 

Введение

 
 

     Построение  правового социального государства  требует создания адекватной системы государственной службы, формирования высококомпетентного, нравственного персонала аппарата государственного управления. В связи с этим все большее значение приобретает профессиональная этика, нравственная культура государственных служащих, должностных лиц и руководителей органов государственной власти.

     Рост  социальной значимости этического момента  в деятельности государственных  служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера. Кардинальная ломка социально-политической системы, экономических отношений, крушение прежних и мучительные поиски новых идеалов создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и в не меньшей степени от уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

     Проблемы  нравственности государственной службы актуализируются в связи с  необходимостью преодоления устойчивого  негативного имиджа государственной  службы, и с потребностями гармонизации отношений чиновников и граждан, а также взаимодействия государственных служащих внутри своей социально-профессиональной группы.

     Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.

     Задачи  исследования:

    1. Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
    2. Определить этические требования  государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
    3. Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
    4. На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
    5. Сформулировать требования этикета в государственной службе.

     Объект  исследования – профессиональная этика государственной службы. Предмет – особенности содержания и формирования профессиональной этики государственных служащих на современном этапе развития российского государства.

     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определена актуальность темы исследования, сформулированы его цели, задачи, объект и предмет. В первой главе освещены вопросы возникновения, развития и факторов, влияющих на содержание этики и культуры государственных служащих, охарактеризованы основные категории и основные требования к личностным и профессиональным качествам, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении им своих обязанностей. Выделяются и этические начала служебной деятельности государственных служащих, и принципы государственной службы в соответствии со ст. 4, Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который был принят 7 июля 2004г.

     Во  второй главе  
 
 

       

 

Глава 1. Специфика этики государственной службы: Основные понятия, Проблемы и тенденции

 
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии

     Этика относится к древнейшим наукам, и  возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова «этос» – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н. э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова «moss» – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д.1

     В большинство языков мира понятия этика и мораль  вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова нрав, а от выражения по нраву, по сердцу. В связи с этим в России существует спор: «а существует – ли в России настоящее понятие нравственности, связанное с понятием нравов?».

     Многие  учёные считают отцом этики Демокрита. Он был родоначальником классического этапа в античной философии. В различных философских произведениях он писал об этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла – основных категорий этики.

     Основные  категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

     Категориями называются понятия, в которых наука  этика раскрывает сущность морали и  моральной деятельности человека. Категории  меняют свою иерархию в зависимости  от изучаемой сферы.

     Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

     Добро и зло – предельно общие  категории, дающие оценку с позиции  интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.

     Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального  морального сознания.

     Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека.

     Достоинство – собирательная категория, в  которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».

     Честь – это те границы, которые устанавливает  себе сам человек, в рамках которых  он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

     Долг  – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные  в представлениях о добре и  зле соответственного исторического  периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

     Ответственность – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

     Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки государственной службы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до н. э. в Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил государственной службы.2

     Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

     Наряду  с правом этика, как известно, является важнейшим регулятором жизни  государства и общества. История  Руси, а затем России, складывалась таким образом, что в течение  многих столетий систематизирующим  началом управленческой культуры в  меньшей мере были правоустановления, в большей – этика властеосуществления в том ее авторитарном воплощении, в каком отношения между государством и обществом выстраивались по вертикали «власть – подчинение», так что обществу официально отдавалась роль пассивного объекта государственно-властных воздействий.

     Государственной службе всегда принадлежала весьма важная роль в деле становления и развития российского государства.3

     Вместе  с законоустановительными мерами этика  реализовалась в виде систематизации и упорядочивания морального опыта управления, в качестве феномена, характеризующего и формирующего мораль лиц, власть предержащих.

     Развитие  русской, а затем и российской культуры государственного управления отмечено, с одной стороны, преемственностью ряда представлений об идеальном правлении, о его этико-ценностных основах, с другой – исторически обусловленными изменениями и в этой культуре и в этике властеосуществления.

     Среди устойчиво-стереотипных идеалов неизменно  выделяется идеал «человеколюбивого» 4 правления. На разных этапах истории Руси и России он так или иначе сочетался с иными духовно-нравственными ориентирами и ценностями, оказываясь в арсенале различно политико-правовых систем и режимов.

     Устойчивость  подобной преемственности коренилась в том, что «человеколюбие» в его специфически русском понимании являло собой и исконную черту национального характера. И универсальную ценность русской национальной культуры.

     В этико-ценностном плане человеколюбие  означало общечеловеческую обязанность  «любить в каждом живом человеке, будь он личный враг или последний из глубоко падших людей, не то, что он есть в действительности по отношению к нам, а то, чем мог и должен быть в качестве человека».5

     Далее можно выделит этические начала служебной деятельности государственных служащих.6

     Государственная служба — это служение людям, обществу.

     Нравственным  профессиональным долгом государственного служащего является служение всему  обществу, каждому его члену, а  не определенным социальным группам  или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом, в лице многонационального народа, для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых являются высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.

     Государственный служащий не имеет морального права  даже мысленно допустить возможность  игнорирования или нарушения  требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом.

     Исключается на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным интересам.

     Моральным долгом государственного служащего  является соблюдение основных правил нравственности: "не делай другому  того, что не желаешь себе" и "какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие положения могут быть применены в отношении его самого".

     Государственный служащий всех видов государственной  службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до остракизма, негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих