Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.

Задачи исследования:

Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Файлы: 1 файл

диплом - гос служба.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Этический  принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих в  частности, никогда не дискриминировать одних  путем предоставления льгот  или привилегий другим, не допускать  субъективности в оценке личностно-деловых  качеств людей и т.д.

     Из  положений Законодательства РФ предусматривающих  обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и  свободы граждан, вытекает этический  принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому  человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности.

     Между тем сегодня в представлении  достаточно большого количества людей  чиновник – человек, работающий, прежде всего, на удовлетворение интересов  предпринимателей, государственных  предприятий, других структур, и лишь 11,4 % опрошенных  связывают его работу с удовлетворением интересов граждан.20

     С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

     Любая деятельность, особенно та, которая  непосредственно направлена на человека, должна быть оценена, одухотворена высокой  идеей. Поэтому профессиональная этика  государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.21

     Осуществляя служебные функции, государственный  служащий обязан руководствоваться  моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего  взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.

     Этическое требование, запрещающее должностным  лицам принимать подарки и  различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений,  связанных с государственной службой.

     Придание  этической норме правового статуса  в этом случае обусловлено проявлением  взяточничества и коррупции в  среде чиновничества всех уровней власти. Проведенные в последние годы в Москве социологические исследования показали, что одной из основных причин пробуксовывания проводимых реформ, по мнению 57,2 % опрошенных, коррумпированность и нравственная неустойчивость чиновников. Да и по мнению самих государственных служащих (41 % опрошенных), борьба московских властей с бюрократизмом государственного аппарата оценивается неудовлетворительно. Четверть опрошенных представителей столичных властей среди частных причин бюрократизации аппарата управления называют низкий уровень нравственности чиновников.22

     Административная  часть неразрывно связана с механизмами  ответственности за принимаемые  решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

     С принципом моральной ответственности  связаны такие понятия, как гражданская  совесть, честь, проявляющиеся в  единстве слова и дела. Проведенные  исследования показывают, что лишь 20 – 30 % руководителей выполняют  данное слово. Только 16 – 17% опрошенных признают ответственность руководителей, а свыше 70% обвиняют чиновников в беспринципности и безответственности.23

     Принципы  законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности  составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности, как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявление бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации. Тогда мы имеем дело с «корпоративной» этикой.

     Следование принципам «корпоративной» этики превращает должность в самоцель, толкает чиновников к использованию в корыстных интересах находящихся в их расположении средств. Эта деформация морального сознания выражается в безразличии чиновников к социальному смыслу, назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, подмене общих государственных интересов корпоративным, ведомственным, а иногда и личным, порождает бездушное отношение к людям. Тем самым наносится урон авторитету государства, разрушается связь между должностными лицами и гражданами, блокируется развитие позитивных качеств государственного служащего, который оказывается в ситуации, чреватой утратой истинных ценностей и моральной дезориентацией его личности. Корпоративная среда, ориентированная лишь на свои цели и интересы, вовлекает в свою орбиту и тех, кто, придя в аппарат, придерживается иных ценностей и этических норм. Тем самым им наносится значительный нравственный ущерб.

     Социальная  защищенность общества и каждого  его члена, доверие к государству, его органам и полномочным представителям в лице государственных служащих могут покоиться только на неукоснительном соблюдении каждым должностным лицом законности и следовании общим этическим принципам и нормам. Преодоление проявлений корпоративной этики лежит в правовой, организационной, кадровой и морально-психологической плоскости решения проблем.

     Правовой  аспект предусматривает необходимость  скорейшего принятия недостающих нормативно-правовых актов, в том числе закона о  коррупции, а также выработку организационных механизмов реализации этих актов.

     Организационный аспект включает централизацию мероприятий  по борьбе с коррупцией и взяточничеством, организацию жесткого контроля (внутреннего  и внешнего, со стороны государства  и общества), определение «зон повышенного риска» нарушение этики государственной службы, обеспечение гласности, публичности ее деятельности, широкой и правдивой информации населения о фактах нарушений этики в государственной службе и реальных мерах по их устранению и предупреждению, придание показательного характера мерам исключения выявленных фактов, гласный отчет каждого чиновника о своих действиях.

     Кадровый  аспект предупредительных мер предполагает обязательное включение в программы  подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих курса этики государственной службы и этикеты деловых отношений. Высокие нравственные качества и безупречная репутация должны стать обязательным условием при замещении государственной должности и продвижении по службе. Коррумпированный служащий не имеет права продолжать выполнение служебных обязанностей. Необходима также выработка конкретных мер наказания за этические проступки, действия, включая меры административного, материального и морального порядка.

     Один  из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона – принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).24

     В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый  стиль управления персоналом (его  называют партиципативным стилем), отличительные черты которого –  открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.25

     Вместе  с новым стилем управления в этике  деловых отношений государственных  служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом  субординации. Известно, что эффективность  обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

     Государственная служба предъявляет к личности государственного служащего различные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы. Это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складывается этический уровень служащего, его нравственная культура.

     Нередко бывает так, что служащие находятся в одних и тех же условиях, используют внешне сходные методы работы, обладают примерно одинаковым уровнем знаний и опыта, но одни из них добиваются значительно больших результатов, чем другие. Ключ к этой задаче зачастую лежит в разнице этических качеств этих работников.

     Каковы  же качества – и общечеловеческие, и специфические, - составляющий профессиональный этический облик государственной  службы?

     Плодотворная  служба требует в процессе общения  между служащими наличия отношений  взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего, следование которым дает моральное право занимать предоставленную ему должность. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение, понимать их психологию.

     Сделка  государственного служащего с совестью, в чем бы она не проявлялась  – в стремлении взять под защиту нарушителя законности, в снисходительном отношении к людям, за плечами которых те или иные провинности, в постоянной капитуляции перед соблазном извлечь выгоду из своего служебного положения, в извинении собственной инертности или бездеятельности – это не просто его личная слабость. Это нанесение урона авторитету представляемого им государственного  учреждения и в конечном итоге – дискредитация государственной службы в целом.

     Вместе  с тем следование названной норме  позволяет государственным кадрам извлечь из нее и более узкий, собственно профессиональный, практический смысл: оперировать снизу вверх и сверху вниз точной и исчерпывающей, правдивой информацией, без которой невозможна сама государственная служба, выработка правильных решений и рекомендаций.

     Честность и правдивость тесно связаны  с другими нормами профессионального  этического кодекса государственного служащего – его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.26 Поступать в соответствии с данными этическими нормами любому государственному служащему приходится практически повседневно. Государственное учреждение и каждый работник его аппарата находится как бы на перекрестке человеческих судеб. Сюда люди идут со своими общественными и личными заботами и проблемами, с новыми замыслами и сомнениями, с жалобами и вопросами. Чтобы всякий такой приход не был пустым, необходимо понять человека, учесть все мотивы его поступка или позиции, все основания заявлений. Часто одной только логики, одного только оперирования фактами и аргументами для правильных умозаключений бывает мало. Нужны человечность, доброжелательность. Только при этом возможно наиболее полное понимание.

     Для половины государственных служащих большое значение имеет честность, для четвертых из каждых десяти опрошенных – принципиальность и др. (Таблица № 1).27 

     Таблица 1

     Показатели  общественного престижа государственных  служащих %.

Показатели  общественного престижа % опрошенных
Честность 50
Принципиальность  40
Неподкупность 25
Необходимость уважения прав и свобод граждан 14

Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих