Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.
Задачи исследования:
Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий другим, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств людей и т.д.
Из положений Законодательства РФ предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности.
Между тем сегодня в представлении достаточно большого количества людей чиновник – человек, работающий, прежде всего, на удовлетворение интересов предпринимателей, государственных предприятий, других структур, и лишь 11,4 % опрошенных связывают его работу с удовлетворением интересов граждан.20
С
принципом гуманизма
Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть оценена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.21
Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.
Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.
Придание
этической норме правового
Административная часть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.
С
принципом моральной
Принципы
законности, справедливости, гуманизма,
неподкупности и
Следование принципам «корпоративной» этики превращает должность в самоцель, толкает чиновников к использованию в корыстных интересах находящихся в их расположении средств. Эта деформация морального сознания выражается в безразличии чиновников к социальному смыслу, назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, подмене общих государственных интересов корпоративным, ведомственным, а иногда и личным, порождает бездушное отношение к людям. Тем самым наносится урон авторитету государства, разрушается связь между должностными лицами и гражданами, блокируется развитие позитивных качеств государственного служащего, который оказывается в ситуации, чреватой утратой истинных ценностей и моральной дезориентацией его личности. Корпоративная среда, ориентированная лишь на свои цели и интересы, вовлекает в свою орбиту и тех, кто, придя в аппарат, придерживается иных ценностей и этических норм. Тем самым им наносится значительный нравственный ущерб.
Социальная защищенность общества и каждого его члена, доверие к государству, его органам и полномочным представителям в лице государственных служащих могут покоиться только на неукоснительном соблюдении каждым должностным лицом законности и следовании общим этическим принципам и нормам. Преодоление проявлений корпоративной этики лежит в правовой, организационной, кадровой и морально-психологической плоскости решения проблем.
Правовой
аспект предусматривает необходимость
скорейшего принятия недостающих нормативно-
Организационный аспект включает централизацию мероприятий по борьбе с коррупцией и взяточничеством, организацию жесткого контроля (внутреннего и внешнего, со стороны государства и общества), определение «зон повышенного риска» нарушение этики государственной службы, обеспечение гласности, публичности ее деятельности, широкой и правдивой информации населения о фактах нарушений этики в государственной службе и реальных мерах по их устранению и предупреждению, придание показательного характера мерам исключения выявленных фактов, гласный отчет каждого чиновника о своих действиях.
Кадровый
аспект предупредительных мер
Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона – принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).24
В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого – открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.25
Вместе
с новым стилем управления в этике
деловых отношений
Государственная служба предъявляет к личности государственного служащего различные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы. Это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складывается этический уровень служащего, его нравственная культура.
Нередко бывает так, что служащие находятся в одних и тех же условиях, используют внешне сходные методы работы, обладают примерно одинаковым уровнем знаний и опыта, но одни из них добиваются значительно больших результатов, чем другие. Ключ к этой задаче зачастую лежит в разнице этических качеств этих работников.
Каковы
же качества – и общечеловеческие,
и специфические, - составляющий профессиональный
этический облик
Плодотворная
служба требует в процессе общения
между служащими наличия
Сделка государственного служащего с совестью, в чем бы она не проявлялась – в стремлении взять под защиту нарушителя законности, в снисходительном отношении к людям, за плечами которых те или иные провинности, в постоянной капитуляции перед соблазном извлечь выгоду из своего служебного положения, в извинении собственной инертности или бездеятельности – это не просто его личная слабость. Это нанесение урона авторитету представляемого им государственного учреждения и в конечном итоге – дискредитация государственной службы в целом.
Вместе
с тем следование названной норме
позволяет государственным
Честность
и правдивость тесно связаны
с другими нормами
Для половины государственных служащих большое значение имеет честность, для четвертых из каждых десяти опрошенных – принципиальность и др. (Таблица № 1).27
Таблица 1
Показатели общественного престижа государственных служащих %.
Показатели общественного престижа | % опрошенных |
Честность | 50 |
Принципиальность | 40 |
Неподкупность | 25 |
Необходимость уважения прав и свобод граждан | 14 |
Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих