Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.

Задачи исследования:

Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Файлы: 1 файл

диплом - гос служба.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Нравственной  и служебной обязанностью государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения  к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной  и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления. Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих.

     Обществу  остро необходим новый тип  чиновника, который будет не просто узким профессионалом в своей сфере. Он должен быть человеком, понимающим глубокий смысл государственных целей и приоритетов, умеющим мыслить категориями государства и стоящим на страже интересов всего российского общества.7

     Недопустимо с позиций профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов на выполнение государственным служащим должностных обязанностей.

     Нравственной  основой служебной деятельности государственных служащих и основным содержанием деятельности социального государства выступают создание условии, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека.

     Под качеством жизни понимается степень  удовлетворения материальных и духовных потребностей, безопасности, комфорта жилищных условий, здравоохранения, образования, культуры, сферой обслуживания, экологическим состоянием окружающей среды, структурой досуга, информацией, творческим характером и содержанием профессиональной деятельности, структурой расселения.

     Безнравственно  требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающегося от условии жизни большинства населения страны.

     При наличии конфликтной ситуации между  интересами службы и интересами отдельных  индивидов, социальных групп и структур государственный служащий обязан руководствоваться требованиями закона, социально-политической и экономической целесообразности, общественных интересов, представлений населения о социальной справедливости и моральных ценностях. Публичные интересы выше частных.

     Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания.8 Нравственной обязанностью государственных служащих является обеспечение межнационального мира и межконфессионального согласия, уважение чести и достоинства любого человека, забота о его деловой репутации и нравственном облике в глазах окружающих.

     Нравственные  требования к государственному служащему  выходят за пределы его служебной  деятельности. Государственный служащий, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы, должен воздерживаться от поступков, высказывании, действий, наносящих ущерб авторитету государственного органа, правовому статусу и моральному облику государственного служащего.

     Каждый  государственный служащий обязан поддерживать и формировать в общественном мнении населения образ добросовестного, гуманного, компетентного и честного работника аппарата государственной  власти.

     Государственный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган государственной власти, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов.

     Государственный служащий не может допускать пристрастность при решении служебных дел, быть свободным от влияния общественного  мнения и других способов влияния, от опасений критики его служебной  деятельности, если он действует в соответствии с законом, принципом социальной справедливости, признания и соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, что является прямой обязанностью государства и каждого государственного служащего.

     Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.

     Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. Он обязан быть образцом и примером для подражания в отношении к службе, поддержании благоприятного морально-психологического климата, соблюдения требований служебной этики и этикета, тактичности и корректности в общении, любезности и деликатности при решении частных проблем граждан, обратившихся в организацию за помощью и содействием. Исключено всяческое игнорирование служебного этикета, дискретность в следовании его нормам. Приветствуется подчеркнутая доброжелательность, открытость к различного рода проблемам и нуждам граждан и даже подчеркнутая церемониальность в тех случаях, когда это необходимо.

     Государственная служба предполагает наличие у каждого  работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика государственной  службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно-распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

     Из  них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

  • Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
  • Соблюдение принципов государственной службы;
  • Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
  • Честная служба государству;
  • Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;
  • Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;
  • Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
  • Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
  • Не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;
  • Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;
  • Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
  • Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;
  • Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;
  • В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.9

     Также хотелось бы выделить принципы государственной  гражданской службы, в соответствии со ст. 4, Федерального Закона «О государственной  гражданской службе Российской Федерации», который был принят 7 июля 2004г., таковыми  являются:  
     1)  приоритет прав и свобод человека и гражданина;  
     2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;  
     3)  равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;  
     4)  профессионализм и компетентность гражданских служащих;  
     5)  стабильность  гражданской  службы;  
     6)  доступность  информации  о  гражданской  службе;  
     7)  взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;  
     8)  защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

     Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем. К идеологии государственной службы в современном социуме предъявляются высокие требования: ясность и четкость формулировок; открытость для государственных служащих и граждан; действенность.10  

     Требование  подчинения основных личных качеств  специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые  необходимы для достижения поставленных целей. В системе государственной  службы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к государственным служащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

     В организации государственной службы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от государственного служащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

    • специфическая форма оплаты труда в государственной службе;
    • ее территориальное устройство;
    • вертикальная выстроенность по направлению деятельности;
    • особый характер текучести рабочей силы;
    • особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности государственной службы.

     Таким образом, этика государственного служащего  представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств  комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства.

      Поэтому государственных служащих надо готовить чуть ли не со школьной скамьи. Такие  люди должны быть по сути своей внутри себя государственниками, они должны стремиться служить Отечеству.11

 
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы

     Профессиональная  этика — это система нравственных, моральных, этических норм, регулирующих служебное поведение государственных  служащих на основе принципов служения народу, обществу и государству, социальной справедливости, равенства, патриотизма, лояльности, незапятнанной чести, достоинства и неподкупности.12

     Служебная этика – самое широкое понятие  в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.13

     Требования  служебной этики:

  1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.
  2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.
  3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

     Профессиональная  этика государственного служащего  помогает конкретизировать, реализовать  моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих