Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.
Задачи исследования:
Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Ниже среднего уровня россияне оценивают и такие деловые качества государственных служащих, в основе которых обязательно должно лежать нравственное начало, как уважение к законам (1,88 балла) и ответственность за дело (1,87 балла). Это уже относится к области профессионализма, ведь речь идет о базовых элементах положительной профессиограммы государственного служащего. И если внешние оценки не достигают даже среднего уровня, то следует ожидать и соответствующего отношения к профессиональным возможностям всей системы государственной службы, ее авторитету в обществе.
Анализ материалов опроса населения позволяет выделить три основные группы негативных качеств, наиболее распространенных среди государственных служащих. В каждой из них нравственные отклонения в профессиональном поведении государственных служащих имеют свою специфику.
Главная
компонента негативных оценок нравственных
качеств государственных
Причины безнравственного поведения государственных служащих можно сгруппировать подобным же образом на основании ответов участников опроса и по их содержательному признаку. Выделяются две группы:
Кроме этих двух основных групп причин, 34,9 % респондентов назвали неудовлетворительное материальное положение государственных служащих.
Таким образом, рассматривая возможности устранения или нейтрализации причин безнравственного поведения государственных служащих, среди разрабатываемых мер необходимо особое внимание уделить организации деятельности государственной службы и обеспечению за ней всестороннего внутреннего и внешнего контроля.
Организационная культура государственной службы, должна обеспечить необходимый уровень требовательности к общим и профессиональным культурным и нравственным качествам государственного служащего.
С целью контроля могут быть использованы специальные административные и общественные комиссии. За их создание высказались более половины участников опроса 52,1 %, против – 27,7 % опрошенных. Тем не менее эти данные свидетельствуют о готовности общественного мнения к усилению контроля над деятельностью и профессиональным поведение государственных служащих.
В этой связи становится актуальным вопрос о введении определенного нормативного регулятора поведения государственных служащих, основанного на обязательном соблюдении особых этических принципов. Таким регулятором может стать Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».44
Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
Социологические данные показывают, что в наибольшей степени неэтичному поведению государственных служащих способствуют, по их собственному мнению, факторы недостаточной правовой организованности пространства деятельности государственной службы (что можно охарактеризовать как системный недостаток государственной власти) и общее падение нравственности в обществе (что является уже системным недостатком социальной среды, общества в его конкретно-историческом состоянии).
Это подтверждает вывод о том, что государственная служба по своему характеру и назначению является связующим звеном между государством и гражданским обществом и на нее в равной степени действуют системные противоречия, возникающие как в государстве (системным элементом которого она является), так и в гражданском обществе (с которым она связана по своему происхождению и в который она интегрирована как социальный институт). А такая причина, как «неудовлетворительные условия жизни», показывает субъективную индивидуальную зависимость государственного служащего от реальных условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения, характерных для всего общества в целом.
Особое
положение государственной
Поэтому,
в силу отмеченной специфики положения
государственного служащего, вопросы
нравственности, гражданственности
и социальной ответственности
Один из самых важных моментов, очень болезненных для российского общества и российской государственности – проблема коррупции во властных структурах, в которую вовлечены:
Вопрос
преодоления коррупционных
Одно из общеупотребимых в мировой практике определение коррупции характеризует ее как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды. Следует отметить, что коррупция признается как обычное явление в странах с ограниченным уровнем социального и экономического развития и даже имеет свою правовую и административную регламентацию. Но для развитых обществ коррупция в органах государственной власти и управления однозначно представляет собой большую угрозу, так как она непосредственно влияет на общественные ценности и устои государственности. Собственно, по масштабам распространенности коррупции в обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени общественного развития.
Анализируя проблему коррупции, стоит также обратить внимание на высокую степень гражданской толерантности населения по рассматриваемому вопросу. По оценкам некоторых исследователей, основанных на результатах сравнительного анализа, на момент начала общественной трансформации такая моральная норма, как нетерпимость к фактам дачи или получения взятки, в российском обществе оказалась самой низкой. Оценки распространенности коррупции в современной России, приводимые различными источниками, показывают, что это явление остается сегодня в числе наиболее опасных для государственного управления и общественной жизни. Исследование проблемы коррупции в органах государственной власти и управления охватывают различные направления:
Данные
социологического опроса населения
дают основание оценить дают основание
оценить общую картину
При этом среди основных причин, толкающих государственных служащих на действия коррупционного характера, значительный вес, занимают именно материальные (Таблица 1).
Нравственные
и гражданские позиции
Приведенные социологические данные и аналитические выводы не являются только предметом научного анализа. Как показывает практика политического государственного управления, вопросы морального соответствия государственных служащих своему месту и роли в жизни общества, различного рода отклонений от этических норм и правил в их деятельности стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества. Таблица 1
Причины,
толкающие государственных
Причины | Население | Эксперты |
Необходимость компенсировать недостаточно высокую зарплату | 65,7 | 76,6 |
Стремление к созданию резерва денежных и имущественных средств на случай увольнения с государственной службы | 48,3 | 49,6 |
Желание быть «не хуже» других состоятельных людей (коттедж, машина, престижный досуг и т.п.) | 45,7 | 56,7 |
Особенность характера – не упускать возможность извлечения личной выгоды из любых предложений, в том числе незаконных | 40,7 | 43,3 |
Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих