Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих.

Задачи исследования:

Выявить истоки и содержание профессиональной этики государственной службы, обусловленные особенностями этого вида деятельности и ее организацией.
Определить этические требования государственным служащим на современном этапе развития Российского государства.
Проанализировать тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих.
На основе анализа литературы по проблеме исследования сформулировать принципы поддержания этики на государственной службе.
Сформулировать требования этикета в государственной службе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ 6
1.1. Истоки этики и культуры государственной службы как профессии 6
1.2. Содержание профессиональной этики государственной службы 18
1.3. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества. 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1. Тенденции изменения государственной службы и влияние этих процессов на этику и мораль госслужащих 42
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службе 56
2.3. Этикет в государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Файлы: 1 файл

диплом - гос служба.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Ниже  среднего уровня россияне оценивают  и такие деловые качества государственных  служащих, в основе которых обязательно  должно лежать нравственное начало, как  уважение к законам (1,88 балла) и ответственность  за дело (1,87 балла). Это уже относится к области профессионализма, ведь речь идет о базовых элементах положительной профессиограммы государственного служащего. И если внешние оценки не достигают даже среднего уровня, то следует ожидать и соответствующего отношения к профессиональным возможностям всей системы государственной службы, ее авторитету в обществе.

     Анализ  материалов опроса населения позволяет  выделить три основные группы негативных качеств, наиболее распространенных среди  государственных служащих. В каждой из них нравственные отклонения в профессиональном поведении государственных служащих имеют свою специфику.

  1. Профессионально - деятельностные отклонения:
    • бюрократизм         – 52,1 %
    • коррумпированность и взяточничество    – 49,0 %
    • стремление использовать свою работу в корыстных целях – 37,4 %
    • пренебрежение к законам       – 21,1 %
  2. Профессионально - нравственные отклонения:
  • безразличие, неуважительное отношение к людям  – 47,9 %
  • непорядочность, нечестность     – 25,1 %
  • отсутствие принципиальности     – 12,6 %
  1. Профессионально- функциональные отклонения:
  • имитация бурной деятельности       – 29,1 %
  • безответственное отношение к своим служебным обязанностям – 21,5 %

      Главная компонента негативных оценок нравственных качеств государственных служащих – это преследование ими целей не соответствующих интересам как государственной службы, так и населения, а также проявление пренебрежение к людям, обращающимся в органы государственной власти и управления.

      Причины безнравственного поведения государственных  служащих можно сгруппировать подобным же образом на основании ответов участников опроса и по их содержательному признаку. Выделяются две группы:

  1. Регулятивно-нравственная:
    • Правовая недостаточность регламентации деятельности государственного служащего, в том числе отсутствие нормативных документов по борьбе с коррупцией и бюрократизмом (49,9 %);
    • Отсутствие должного контроля со стороны общества (35,6 %);
    • Отсутствие должной требовательности вышестоящих органов, руководителей (31,8 %).
  2. Культурно-нравственная:
  • Падение нравственности в обществе (39,8 %);
  • Низкая общая культура государственных служащих (36,7 %);
  • Недостаточное воспитание государственных служащих (21,4 %).

Кроме этих двух основных групп причин, 34,9 % респондентов назвали неудовлетворительное материальное положение государственных служащих.

      Таким образом, рассматривая возможности  устранения или нейтрализации причин безнравственного поведения государственных  служащих, среди разрабатываемых  мер необходимо особое внимание уделить  организации деятельности государственной  службы и обеспечению за ней всестороннего  внутреннего и внешнего контроля.

      Организационная культура государственной службы, должна обеспечить необходимый уровень  требовательности к общим и профессиональным культурным и нравственным качествам  государственного служащего.

      С целью контроля могут быть использованы специальные административные и  общественные комиссии. За их создание высказались более половины участников опроса 52,1 %, против – 27,7 % опрошенных. Тем  не менее эти данные свидетельствуют  о готовности общественного мнения к усилению контроля над деятельностью и профессиональным поведение государственных служащих.

      В этой связи становится актуальным вопрос о введении определенного нормативного регулятора поведения государственных  служащих, основанного на обязательном соблюдении особых этических принципов. Таким регулятором может стать Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».44

      Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

  • Исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных  служащих;
  • Осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
  • Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
  • Соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
  • Соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
  • Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывая культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • Воздерживаться от поведения, которое  могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных (служебных)  обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • Не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся.

      Социологические данные показывают, что в наибольшей степени неэтичному поведению государственных  служащих способствуют, по их собственному мнению, факторы недостаточной правовой организованности пространства деятельности государственной службы (что можно охарактеризовать как системный недостаток государственной власти) и общее падение нравственности в обществе (что является уже системным недостатком социальной среды, общества в его конкретно-историческом состоянии).

      Это подтверждает вывод о том, что государственная служба по своему характеру и назначению является связующим звеном между государством и гражданским обществом и на нее в равной степени действуют системные противоречия, возникающие как в государстве (системным элементом которого она является), так и в гражданском обществе (с которым она связана по своему происхождению и в который она интегрирована как социальный институт). А такая причина, как «неудовлетворительные условия жизни», показывает субъективную индивидуальную зависимость государственного служащего от реальных условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения, характерных для всего общества в целом.

      Особое  положение государственной службы в системе взаимоотношений общества и государства, а также особый общественный статус государственного служащего определяют и особые требования, повышенное внимание к служебно-гражданским качествам этой категории. Это  обуславливается двумя основными обстоятельствами:

    1. Государственный  служащий по закону имеет особые  обязанности, связанные с его служебным положением и затрагивающие интересы и государства, и его граждан одновременно.
    2. Сам государственный служащий остается членом общества, непосредственно участвует как частное лицо в процессах формирования структур гражданского общества, т.е. сохраняет свою гражданскую природу, остается гражданином.

      Поэтому, в силу отмеченной специфики положения  государственного служащего, вопросы  нравственности, гражданственности  и социальной ответственности государственных  служащих, их влияние на эффективность деятельности всей системы государственной службы, несомненно, определяют очень многое во взаимоотношении государства и общества на современном этапе развития.

      Один  из самых важных моментов, очень  болезненных для российского  общества и российской государственности – проблема коррупции во властных структурах, в которую вовлечены:

  • отдельные наделенные особыми властными полномочиями высокопоставленные чиновники;
  • некоторые государственные органы, в основном занимающиеся распределением бюджетных средств или разрешительной деятельностью;
  • достаточно большое количество государственных служащих различного ранга, которые в силу тех или иных объективных и субъективных причин втянуты в коррупционные отношения;
  • государственные чиновники, недавно перешедшие из предпринимательской среды и сохраняющие личные связи с экономическими структурами.

      Вопрос  преодоления коррупционных явлений  в государственной службе нельзя ограничивать только рамками соответствия или несоответствия государственного влияния на складывающуюся ситуацию, например посредством принятия жестких законодательных норм в борьбе с коррупцией. Сегодня предоставляется более актуальным подвергнуть анализу моральное состояние общества, адекватность восприятия им остроты проблемы коррумпированности власти и осознание общественной значимости этой проблемы, а также гражданской ответственности за ее разрешение всех членов общества – и тех, кто является субъектом управления, и тех, кем  управляют.

      Одно  из общеупотребимых в мировой  практике определение коррупции  характеризует ее как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды. Следует отметить, что коррупция признается как обычное явление в странах с ограниченным уровнем социального и экономического развития и даже имеет свою правовую и административную регламентацию. Но для развитых обществ коррупция в органах государственной власти и управления однозначно представляет собой большую угрозу, так как она непосредственно влияет на общественные ценности и устои государственности. Собственно, по масштабам распространенности коррупции в обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени общественного развития.

      Анализируя  проблему коррупции, стоит также  обратить внимание на высокую степень гражданской толерантности населения по рассматриваемому вопросу. По оценкам некоторых исследователей, основанных на результатах сравнительного анализа, на момент начала общественной трансформации такая моральная норма, как нетерпимость к фактам дачи или получения взятки, в российском обществе оказалась самой низкой. Оценки распространенности коррупции в современной России, приводимые различными источниками, показывают, что это явление остается сегодня в числе наиболее опасных для государственного управления и общественной жизни. Исследование проблемы коррупции в органах государственной власти и управления охватывают различные направления:

  • институционно-правовые (достаточность законодательных и нормативных средств и методов противодействия коррупции);
  • организационно-управленческое (функциональность в распределении властных полномочий и контроль за их использованием должностными лицами);
  • аксиологическое  (ценностные ориентации государственных служащих);
  • этико-культурное (морально-нравственное состояние социально-профессиональной среды государственной службы) и др.

      Данные  социологического опроса населения  дают основание оценить дают основание  оценить общую картину коррумпированности властей как предельно угрожающую: подавляющее большинство респондентов (85 %) так или иначе попадали в ситуацию, которую можно определить как подстрекательство к взятке. Это, несомненно, влияет и на мнение о готовности государственных служащих оказать за вознаграждение любую, в том числе и незаконную, услугу – почти 70 % опрошенных отмечают массовость этого явления в среде чиновников (среди экспертов отмечают значительное распространение коррупции в органах государственной власти свыше 80 %).

      При этом среди основных причин, толкающих  государственных служащих на действия коррупционного характера, значительный вес, занимают именно материальные (Таблица 1).

      Нравственные  и гражданские позиции государственных  служащих тем более значимы, что  среди основных угроз со стороны коррупции эксперты отметили именно те, которые определяют ее влияние на содержание и направленность процессов государственного и общественного развития (Таблица 2).

      Приведенные социологические данные и аналитические  выводы не являются только предметом научного анализа. Как показывает практика политического государственного управления, вопросы морального соответствия государственных служащих своему месту и роли в жизни общества, различного рода отклонений от этических норм и правил в их деятельности стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества.          Таблица 1

      Причины, толкающие государственных служащих на действия коррупционного характера, % 45

Причины Население Эксперты
Необходимость компенсировать недостаточно высокую  зарплату 65,7 76,6
Стремление  к созданию резерва денежных и  имущественных средств на случай увольнения с государственной службы 48,3 49,6
Желание быть «не хуже» других состоятельных людей (коттедж, машина, престижный досуг и т.п.) 45,7 56,7
Особенность характера – не упускать возможность  извлечения личной выгоды из любых  предложений, в том числе незаконных 40,7 43,3

Информация о работе Проблемы формирования профессиональной этики государственных служащих