Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Граждане
(супруги или отдельные
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
-дети-сироты;
- дети, родители которых неизвестны;
- дети,
родители, которых лишены родительских
прав, ограничены в родительских правах,
признаны в судебном порядке
- недееспособными, безвестно отсутствующими,
осуждены;
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Требования, предъявляемые
к приемным родителям
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Приемные
родители являются законными представителями
приемного ребенка, защищают его права
и интересы, в том числе в суде, без специальных
полномочий. Общее число детей в приемной
семье, включая родных и усыновленных,
не должно превышать, как правило, 8 человек.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на
воспитание в приемную семью, подают в
орган опеки и попечительства по месту
своего жительства заявление с просьбой
дать заключение о возможности быть приемными
родителями.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
Характеристика с места работы;
Автобиография;
Документ, подтверждающий наличие жилья у лица ( лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
Медицинская
справка лечебно-
Справка информационного центра УВД об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
Справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим нормам и правилам;
Справка о прохождении подготовки.
Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.
Алгоритм создания приемной семьи
Кандидат в приемные родители сдает в Управление опеки и попечительства пакет документов согласно перечню с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем.
Специалисты Управления опеки в течение 7 дней проводят обследование жилищно-бытовых условий проживания кандидата в приемные родители и акт обследования в течение 3-х дней утверждается руководителем органа опеки. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в 3-дневный срок гражданину, выразившему желание принять ребенка в семью Акт обследования может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
Готовится заключение о возможности кандидата быть приемным родителем, на основании которого выдается направление в госучреждение на знакомство с ребенком, его личным делом и медицинским заключением о его состоянии здоровья.
В случае положительно принятого решения кандидат пишет заявление о намерении принять ребенка в семью и заключить договор на создание приемной семьи для ребенка.
Государственное учреждение как законный представитель ребенка направляет ребенка на комиссионное обследование состояния здоровья ребенка, (как на усыновление) и вместе с медицинским заключением, своим согласием на передачу ребенка в приемную семью передает в Управление опеки пакет документов на ребенка.
Управление
опеки готовит заключение о возможности
передачи ребенка на воспитание в
приемную семью. Принимается решение о
назначении опекуна (приемного родителя),
о необходимости выплаты денежных средств
на вознаграждение, причитающееся приемному
родителю, и на содержание ребенка. Администрация
города в лице начальника Управления опеки,
действующего на основании доверенности,
подписывает с приемным родителем договор
о передаче ребенка в приемную семью
Управление опеки и попечительства дополнительно
к договору готовит индивидуальные условия
передачи ребенка, удостоверение приемного
родителя и вручает памятку приемному
родителю с документами ребенка. В случае,
если кандидат из другого МО, то личное
дело передается в МО по месту жительства
приемной семьи для выплаты денежных средств
и контроля.
Приемным родителям назначается выплаты
ежемесячных денежных средств на содержание
детей, переданных на воспитание в приемные
семьи, и денежное вознаграждение, причитающееся
приемному родителю (если семья воспитывает
ребенка до 3-х лет, с ЗПР, ребенка-инвалида,
то назначается доплата). Приемному родителю
выплачивается единовременное пособие.
Правовой
статус компетентного
органа, выявляющего
детей, оставшихся без
попечения родителей
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, то есть обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. Оран опеки и попечительства (орган опеки) – специально уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству14.
Обязанности
и права органа опеки распространяются
на сферу взаимоотношений
К функциям органов опеки и попечительства относят также надзор за правами несовершеннолетних (в том числе и имеющих родителей), урегулирование споров между родителями, отнесенных к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребенка и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.
Органы опеки и попечительства вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребенка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приемными родителями, патронатными воспитателями.
Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, - на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения15. По делам о возмещении расходов на содержание детей, находящихся под опекой, ответчиком является субъект РФ, которого представляет соответствующий финансовый орган16.
Орган опеки и попечительства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»17, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»18.
Основными задачами органа опеки и попечительства являются19:
1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
2. Защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
3. Защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
В
соответствии с возложенными задачами
орган опеки и попечительства
в отношении
- организует и осуществляет выявление и учет детей, нуждающихся в
государственной защите, может заключать договор о социальном патронате, организует и проводит работу по социальному патронату, ведет учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат;
- проводит
работу по профилактике
- дает заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвует в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения);
- осуществляет
защиту прав и интересов детей-
- подбирает
лиц, изъявивших желание и
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей