Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

     Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в  семью, по согласованию с органами опеки  и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача  ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан  в приемную семью только с его согласия.

     Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет  право на все причитающиеся ему  алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при  отсутствии такового, имеет право  на предоставление  ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

     Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения  родителей, именуются приемными  родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

  На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

-дети-сироты;  
- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских  прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке  
- недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

 - дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

 - дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

  
 Требования, предъявляемые к приемным родителям

     Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

       - лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

       - лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

       - отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

       - бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

       - лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

     Приемные  родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.  
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

     К заявлению прилагаются  следующие документы:

       Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

       Характеристика с места работы;

       Автобиография;

       Документ, подтверждающий наличие жилья у лица ( лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

       Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

     Медицинская справка лечебно-профилактического  учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка  на воспитание в приемную семью;

     Справка информационного центра УВД об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

     Письменное  согласие совершеннолетних членов семьи  с учетом мнения детей, достигших 10-летнего  возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;

     Справка о соответствии жилых помещений  санитарным и техническим нормам и правилам;

     Справка о прохождении подготовки.

     Лицо, обращающиеся по вопросу получения  заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.

       Алгоритм создания приемной семьи

       Кандидат в приемные родители сдает в Управление опеки и попечительства пакет документов согласно перечню с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем.

     Специалисты Управления опеки в течение 7 дней проводят обследование жилищно-бытовых  условий проживания кандидата в  приемные родители и акт обследования в течение 3-х дней утверждается руководителем  органа опеки. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в 3-дневный срок гражданину, выразившему желание принять ребенка в семью Акт обследования может быть оспорен гражданином в судебном порядке.

     Готовится заключение о возможности кандидата быть приемным родителем, на основании которого выдается направление в госучреждение на знакомство с ребенком, его личным делом и медицинским заключением о его состоянии здоровья.

     В случае положительно принятого решения  кандидат пишет заявление о намерении принять ребенка в семью и заключить договор на создание приемной семьи для ребенка.

     Государственное учреждение как законный представитель  ребенка направляет ребенка на комиссионное обследование состояния здоровья ребенка, (как на усыновление) и вместе с медицинским заключением, своим согласием на передачу ребенка в приемную семью передает в Управление опеки пакет документов на ребенка.

     Управление  опеки готовит заключение о возможности  передачи ребенка на воспитание в  приемную семью. Принимается решение о назначении опекуна (приемного родителя), о необходимости выплаты денежных средств на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, и на содержание ребенка. Администрация города в лице начальника Управления опеки, действующего на основании доверенности, подписывает с приемным родителем договор о передаче ребенка в приемную семью 
Управление опеки и попечительства дополнительно к договору готовит индивидуальные условия передачи ребенка, удостоверение приемного родителя и вручает памятку приемному родителю с документами ребенка. В случае, если кандидат из другого МО, то личное дело передается в МО по месту жительства приемной семьи для выплаты денежных средств и контроля.

       Приемным родителям назначается выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, и денежное вознаграждение, причитающееся приемному родителю (если семья воспитывает ребенка до 3-х лет, с ЗПР, ребенка-инвалида, то назначается доплата). Приемному родителю выплачивается единовременное пособие. 

     Правовой  статус компетентного  органа, выявляющего  детей, оставшихся без  попечения родителей 

     Каждый  гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, то есть обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. Оран опеки и попечительства (орган опеки) – специально уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству14.

     Обязанности и права органа опеки распространяются на сферу взаимоотношений связанных  в первую очередь с опекой и  попечительством над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными (ограничено дееспособными) совершеннолетними лицами.

     К функциям органов опеки и попечительства относят также надзор за правами  несовершеннолетних (в том числе  и имеющих родителей), урегулирование споров между родителями, отнесенных к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребенка и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.

     Органы  опеки и попечительства вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребенка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приемными родителями, патронатными воспитателями.

     Опека и попечительство находятся в  ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно  глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, - на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения15. По делам о возмещении расходов на содержание детей, находящихся под опекой, ответчиком является субъект РФ, которого представляет соответствующий финансовый орган16.

     Орган опеки и попечительства руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»17, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»18.

     Основными задачами органа опеки и попечительства являются19:

1.  Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

2.  Защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

3.  Защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

     В соответствии с возложенными задачами орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних:

- организует  и осуществляет выявление и  учет детей, нуждающихся в

государственной защите, может заключать договор о социальном патронате, организует и проводит работу по социальному патронату, ведет учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат;

- проводит  работу по профилактике социального  сиротства, жесткого обращения  с детьми;

- дает заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвует в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения);

- осуществляет  защиту прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

- подбирает  лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих  требованиям, предъявляемым к  выполнению обязанностей опекуна,  попечителя, патронатного воспитателя,  готовит материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключает договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляет функции опекуна, попечителя;

Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей