Агрессия детей оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения.
Особенно острой, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблемой является психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей — в домах ребенка, детских домах и интернатах.
Ребенок, который растет и воспитывает

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3-5
Глава 1. Исследование причин агрессивности детей оставшихся без попечения родителей
1.1. Исследование понятий агрессии и агрессивности..………………6-9
1.2. Исследование психологических особенностей детей, оставшиеся без попечения родителей………………………...........................................10-13
1.3. Исследование причин агрессивности детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………..............................14-18
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Курсовая-агрессия.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5

Глава 1. Исследование причин агрессивности  детей оставшихся без попечения  родителей

1.1. Исследование  понятий агрессии и агрессивности..………………6-9

1.2. Исследование  психологических особенностей детей,  оставшиеся без попечения родителей………………………...........................................10-13

1.3. Исследование  причин агрессивности детей, оставшихся  без попечения родителей……………………………………………..............................14-18

Заключение………………………………………………………………19

Список  литературы……………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения.

Особенно  острой, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблемой является психическое развитие детей, воспитывающихся  вне семьи, без попечения родителей  — в домах ребенка, детских  домах и интернатах.

Ребенок, который растет и воспитывается  не в своей семье,— всегда нежелательное  и, скажем прямо, противоестественное  явление. Конечно, бывает много различных  трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и  т. п.), в результате которых ребенок  может оказаться без самых  близких и необходимых ему  людей — матери и отца, и тогда  родственники или государство берут  на себя заботу о нем.

Однако  особенно негативным социальным фактом является то, что в условиях мирного  времени, при достаточном в целом  уровне материальной обеспеченности всех слоев нашего общества в дома ребенка, детские дома и интернаты постоянно  поступают дети, переходящие на попечение  государства по воле их родителей. Анализ состава детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников  интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав, где одинокие родители не воспитывают своих детей или отказались от родительских прав при рождении ребенка; дети родителей, не дееспособных по болезни, и родителей, находящихся в заключении, сироты и подкидыши.

Это свидетельствует  о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответственном отношении  к беззащитному маленькому человеческому  существу. Но сами дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благоприятные  условия для всестороннего и  полноценного развития.Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная депривация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность  тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых  для выживания и развития каждого  ребенка.

В последние  годы психологи всех стран озабочены  проблемой усовершенствования воспитания детей в учреждениях интернатного типа. Чтобы воспитание и развитие детей, оставшихся без родителей  стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских  воспитательных учреждений научно обоснованными  психологическими рекомендациями по созданию условий, способствующих психическому развитию и формированию личности детей.

Одним из нарушений в поведении современных  детей является высокий уровень  проявления агрессивных реакций, особенно возрастающий в подростковом возрасте.

Проблема  агрессивности в психологии, в последнее время все чаще выходит на первый план. И связано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, направленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности. Сочетание личностных агрессивных тенденций и социальных норм, подпитывающих ее, приводят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявления могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убийства).

Проблема  агрессивности долгое время в  нашей стране была закрытой и поэтому  практически не разработана в  отечественной психологии. Лишь в  последнее время появились ряд  работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.).

 

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс. В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

Одним из актуальных вопросов является изучение вопроса агрессивного поведения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие родительского внимания у детей  серьезным образом сказывается  на дальнейшем развитии ребенка, в том  числе вызывает различные формы  агрессивного поведения.

Цель  работы состоит в исследовании агрессивных реакций детей, воспитывающихся вне семьи.

В ходе исследования ставились и решались следующие  задачи:

1. Теоретически  проанализировать исследовательскую  литературу по данной проблеме.

2. Исследовать  понятия агрессии и агрессивности.

3.Исследовать  психологических особенностей детей,  оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Исследование понятий агрессии  и агрессивности 

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией  понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

Под агрессией  понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые  вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая  реакция, характеризующаяся проявлением  силы в попытке нанести вред или  ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или  генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения  подростков и условия егокоррекции».

Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее  боль окружающим, поведение. Паренс Г. «Агрессия наших детей».

Имеющиеся определения можно условно разделить  на 2 большие группы:

1. Представление  об агрессии как мотивированных  действиях, нарушающих нормы и  правила, причиняющих боль и  страдания. В этом плане различаются  преднамеренная и инструментальная  агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил  своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было  необходимо действовать». В данном  случае мотив существует, но он  не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют  осознанный мотив - причинение  вреда или ущерба Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия.

 

 

2. Агрессия  как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р.  Бэрон и Д. Ричардсон См.: Можгинский  Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный  и кризисный механизм - дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

- агрессия  обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда  жертве;

-в качестве  агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам;

-жертва  должна обладать мотивацией избежания  подобного обращения с собой;

Из отечественных  психологов эту точку зрения разделяют  Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они  рассматривают агрессию как форму  социального поведения, которое  реализуется в контексте социального  взаимодействия, но поведение будет  агрессивным при двух условиях: когда  имеют место губительные для  жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения 

В свете  теории социального научения, предложенной Альбертом Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции  агрессии, мы примем за рабочее следующее  обобщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями -такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Реан А. А. предлагает не идентифицировать понятия  «агрессия» и «агрессивность». Давая  определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия это намеренные действия, направленные „на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному"».

Агрессивность это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Таки образом, можно разграничить понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные  детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек  склонен "тиражировать" удачные  модели поведения, что в последствии  закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается  переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока  наказания и т.д. Агрессия для  них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема.

Она глубоко  укоренилась в их личностной структуре  и как модель поведения чрезвычайно  устраивает, поэтому вряд ли они  с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению  этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности  в себе, формирование более зрелого  взгляда на жизнь и отношения  с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Исследование психологических особенностей  детей, оставшиеся без попечения  родителей

В любом  государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство  берет на себя заботу по развитию и  воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь  семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Основанное  на положениях ст.121 Семейного кодекса  законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в  возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного  или обоих родителей в связи  со следующими обстоятельствами: отсутствием  таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в  местах содержания под стражей, подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих  детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных  заведений и в иных случаях  признания ребенка оставшимся без  попечения родителей в установленном  законом порядке.

Информация о работе Агрессия детей оставшихся без попечения родителей