Агрессия детей оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения.
Особенно острой, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблемой является психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей — в домах ребенка, детских домах и интернатах.
Ребенок, который растет и воспитывает

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3-5
Глава 1. Исследование причин агрессивности детей оставшихся без попечения родителей
1.1. Исследование понятий агрессии и агрессивности..………………6-9
1.2. Исследование психологических особенностей детей, оставшиеся без попечения родителей………………………...........................................10-13
1.3. Исследование причин агрессивности детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………..............................14-18
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Курсовая-агрессия.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

Социальное  сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения  родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей  недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Социологи установили круг причин возникновения  социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение  родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого  обращения, насилия. Подобное наблюдается  в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди  родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РФ, и их ставят на полное государственное  обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса  ребенка как сироты, решается с  учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие  в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка  до 3 лет обычно помещают в дом  ребенка. Затем его переводят  в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие государственные  учебные или лечебные учреждения.

Анализ  социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя  свое нежелание его воспитывать  отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в  дома ребенка, квалифицируются как  матери одиночки. Определенная часть  матерей ссылается на недостаточную  психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей  поступают в дома ребенка от родителей  – алкоголиков .

Полное  государственное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем  госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или  возмещение их полной стоимости при  отсутствии хотя бы одного из этих видов  обеспечения.

 

 

Сафонова  Т.Я., автор учебника «Реабилитация  детей в приюте», считает что, дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия  со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского  отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей  форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее  десятилетие оно увеличилось  на 15%. Углубленное психологическое  обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только 1/3 имело место насилования посторонним  лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного  сексуального насилия со стороны  кровных родственников или фактических  воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так  и девушки 13-17 лет. В ряде случаев  сексуальные посягательства со стороны  родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.

Необходимо  отметить, что у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся  в детских домах, очень серьезные  изменения претерпевает процесс  социализации. В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного  воспитания, тип личности ребенка. Дети, которые попадают в печальную  «сиротскую» статистику, - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической  наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически  запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения в степени  дебильности» не так уж и редки. Изменения  происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок  попадает в детский дом: несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать  своего ребенка; изъятие ребенка  из семьи по социальным показаниям – в этих случаях ребенок становится социальным сиротой.

Многие  проблемы проистекают из необычного социального статуса ребенка, оставшегося  без попечения родителей, в школе-интернате  – он ничейный ребенок. По своей  природе дети должны быть обязательно  чьими-то, т.е. это дети конкретных людей, связанных с ними кровнородственными узами.

Но у  сирот утерян статус родственной  принадлежности. Биологические родители их бросили, социально приобретенных  родителей, способных равноценно их заменить, нет, а у воспитателей детдома  есть свои дети. Государство, берущее  на себя общественную опеку за ними, не может быть субъектом родственного статуса.

Итак, рассмотрев понятие «дети, оставшиеся без попечения  родителей», мы выяснили, что это  дети-сироты или те дети, которые  не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения  родителей свободы, или пагубного  либо пренебрежительного отношения  родителей. В этом случае заботу о  детях берет на себя общество и  государство.

Исследования  ученых показывают, что развитие сирот  отличается от развития детей, живущих  в домашних условиях (в семьях) и  имеет:

1) замедленный  темп психического развития

2) ряд  негативных особенностей (низкий  уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и  воображение позднее формирование  навыков саморегуляции и правил  поведения)

Все этапы развития у них проходят с искажением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Исследование причин агрессивности детей, оставшихся без попечения родителей.

Джон  Боулби, английский психоаналитик и  основатель теории привязанности, обнаружил, что дети, которые растут в детских  домах и сиротских приютах, часто  страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать  и поддерживать близкие и продолжительные  отношения с окружающими. Он называл  таких детей «личностями, лишенными  любви» и считал, что они неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к материнской фигуре. Эти симптомы проявлялись и у детей, которые в течение некоторого времени росли в семьях, но затем были надолго разлучены с родителями.

Об этом же пишет психоаналитик Дональд  Винникотт: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда  такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего  эмоционального развития человека. Подавляется  или вообще утрачивается способность  любить, появляется ненависть».

Действительно, существует взаимосвязь между отсутствием  материнской любви и эмоциональными нарушениями у детей, воспитывающихся  вне семьи. Отношения привязанности, складывающиеся между матерью и  младенцем в первые недели и месяцы жизни, не только служат основой, образцом для будущих отношений с другими  людьми, но и определяют последующее  отношение к самому себе.

Если  у ребенка сформировались надежные отношения привязанности с близким, ухаживающим за ним человеком, то в дальнейшем он сможет справляться  с тревогой и страхом потерять любимый объект и будет способен выстраивать адекватные отношения  с внешним миром. Если же привязанность  ненадежна, то человек не может доверять ни самому себе, ни окружающему миру. Эти люди ведут себя так, будто  отказались от возможности иметь  теплые отношения с кем-либо: их общение  с другими людьми часто поверхностно, они эгоцентричны и не способны к  истинной близости. Они словно говорят  своим поведением: боль от новой  потери будет слишком велика, и  поэтому мы не можем позволить  себе роскошь любить и быть любимыми.

Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть. 
Дети-сироты – это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации.

Депривация (от позднелатинского deprivatio – лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей.

Как правило, психическое состояние депривированной  личности обнаруживается в повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой неудовлетворенности собой, своим  окружением, своей жизнью. Эти состояния  находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

Материнская депривация - синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи. Материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, в условиях полной материнской депривации могут наблюдаться нарушения формирования личности, нарушения психического и интеллектуального развития и даже психические расстройства.

Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недоразвития эмоциональной  сферы, задержки или искажения формирования психических функций называется «синдромом сиротства».

Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие  воспитанниками учреждения для детей-сирот, оказываются в условиях, которые, к сожалению, не способствуют формированию позитивных черт личности и не дают возможности научиться устанавливать  прочные связи с другими людьми.

Нестабильность, многочисленность и «текучесть»  социального окружения в детских  домах, отсутствие главной фигуры, заботящейся  о ребенке, ведут к закреплению  чувств нестабильности и беззащитности  и тормозят психическое развитие ребенка-сироты.

Исследованию  этой проблемы посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей. Изучены особенности самооценки, уровня притязаний, навыков общения, проведен анализ особенностей эмоциональной  сферы воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения  родителей.

Результаты  этих исследований показывают, что  картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье.

Психические травмы, полученные до поступления  в детский дом, наследственные и  психосоматические заболевания  могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной  неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой  нервной истощаемости, сниженной  концентрации внимания.

Одной из основных характеристик личности таких  детей называют агрессивность. Негативная, агрессивная позиция по отношению  к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в  общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер.

Агрессивность проявляется в том, что любые  действия окружающих могут восприниматься подростком-сиротой как повод  для конфликта. Также сильно выраженной может быть и агрессивность воспитанников  в отношении взрослых.

Другой  существенной особенностью воспитанников  является избыточная гиперсексуальность, проявляющаяся в повышенном интересе ко всему, что связано с половой жизнью, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной, повышающей половую возбудимость детей, является недостаточная общая способность детей к торможению своих первичных чувственных влечений. По мнению исследователей, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях.

Отсутствие  стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться  и заслуживать хорошее отношение  окружающих снижают у детей-сирот  активное отношение к жизни: не формируются  собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая        конформность - зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.

Развитие  самосознания, отношения к себе, самооценки у воспитанников детских  домов также не просто отстает, а  имеет качественно иную форму. У  них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие  себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей. Детям, воспитывающимся в учреждении для детей-сирот, труднее, чем их «обычным» сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется  «чувство Мы». В то же время подобная зависимость не основывается на теплых чувствах и добрых отношениях: уже  в младшем подростковом возрасте устанавливается потребительское  отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств.

Итак, психическое  и личностное развитие детей-сирот  носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в  себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующей с  ним.

 

Информация о работе Агрессия детей оставшихся без попечения родителей