Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения.
Особенно острой, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблемой является психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей — в домах ребенка, детских домах и интернатах.
Ребенок, который растет и воспитывает
Введение…………………………………………………………………3-5
Глава 1. Исследование причин агрессивности детей оставшихся без попечения родителей
1.1. Исследование понятий агрессии и агрессивности..………………6-9
1.2. Исследование психологических особенностей детей, оставшиеся без попечения родителей………………………...........................................10-13
1.3. Исследование причин агрессивности детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………..............................14-18
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………..20
Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РФ, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решается с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3 лет обычно помещают в дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие государственные учебные или лечебные учреждения.
Анализ
социальных причин сиротства показывает,
что 3% детей, поступающих в дома ребенка,
относятся к категории «
Полное
государственное обеспечение
Сафонова
Т.Я., автор учебника «Реабилитация
детей в приюте», считает что,
дети убегают от жестокого с ними
обращения, от сексуального насилия
со стороны близких либо знакомых
матери или отца, от издевательского
отношения к их личности, от гиперопеки
со стороны родителей, приобретающей
форму тяжелой семейной тирании.
Количество детей, по собственной воле
ушедших из семьи, растет. За последнее
десятилетие оно увеличилось
на 15%. Углубленное психологическое
обследование воспитанников одного
из приютов позволило установить,
что сексуальному насилию подверглись
21% приютских детей, причем только 1/3
имело место насилования
Необходимо
отметить, что у детей, оставшихся
без попечения родителей, воспитывающихся
в детских домах, очень серьезные
изменения претерпевает процесс
социализации. В трудах российских
и зарубежных психологов показано,
что в условиях детского учреждения
интернатного типа формируется совершенно
иной, в отличие от условий семейного
воспитания, тип личности ребенка. Дети,
которые попадают в печальную
«сиротскую» статистику, - это дети
с серьезными проблемами здоровья,
отягощенные алкогольной и
Многие проблемы проистекают из необычного социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в школе-интернате – он ничейный ребенок. По своей природе дети должны быть обязательно чьими-то, т.е. это дети конкретных людей, связанных с ними кровнородственными узами.
Но у сирот утерян статус родственной принадлежности. Биологические родители их бросили, социально приобретенных родителей, способных равноценно их заменить, нет, а у воспитателей детдома есть свои дети. Государство, берущее на себя общественную опеку за ними, не может быть субъектом родственного статуса.
Итак, рассмотрев понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей», мы выяснили, что это дети-сироты или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного либо пренебрежительного отношения родителей. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Исследования ученых показывают, что развитие сирот отличается от развития детей, живущих в домашних условиях (в семьях) и имеет:
1) замедленный темп психического развития
2) ряд
негативных особенностей (низкий
уровень интеллектуального
Все этапы развития у них проходят с искажением.
1.3.Исследование причин агрессивности детей, оставшихся без попечения родителей.
Джон
Боулби, английский психоаналитик и
основатель теории привязанности, обнаружил,
что дети, которые растут в детских
домах и сиротских приютах, часто
страдают различными эмоциональными проблемами,
включая неспособность
Об этом же пишет психоаналитик Дональд Винникотт: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть».
Действительно,
существует взаимосвязь между отсутствием
материнской любви и
Если
у ребенка сформировались надежные
отношения привязанности с
Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия
и особенностей взаимодействия с миром
и другими людьми кроются в прошлом опыте.
Ребенок-сирота – это ребенок, переживший
утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве
или, если речь идет о социальном сиротстве,
в детском или подростковом возрасте.
Скорее всего, ранний опыт такого ребенка
наполнен травматическими переживаниями.
Чаще всего матери таких детей не умели
или не могли выполнить те свои функции,
которые необходимы для полноценного,
гармоничного развития детей – обеспечить
возможность расти и познавать мир, не
опасаясь погибнуть.
Дети-сироты – это дети, испытывающие
на себе последствия материнской депривации.
Депривация (от позднелатинского deprivatio – лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей.
Как правило,
психическое состояние
Материнская депривация - синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи. Материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, в условиях полной материнской депривации могут наблюдаться нарушения формирования личности, нарушения психического и интеллектуального развития и даже психические расстройства.
Характерный
для депривированных детей
Дети, пережившие
разлуку с матерью и ставшие
воспитанниками учреждения для детей-сирот,
оказываются в условиях, которые,
к сожалению, не способствуют формированию
позитивных черт личности и не дают
возможности научиться
Нестабильность,
многочисленность и «текучесть»
социального окружения в
Исследованию
этой проблемы посвящены труды многих
зарубежных и отечественных
Результаты этих исследований показывают, что картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье.
Психические
травмы, полученные до поступления
в детский дом, наследственные и
психосоматические заболевания
могут проявляться в
Одной из
основных характеристик личности таких
детей называют агрессивность. Негативная,
агрессивная позиция по отношению
к другим людям является следствием
дефицита теплоты и принятия в
общении и нередко
Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься подростком-сиротой как повод для конфликта. Также сильно выраженной может быть и агрессивность воспитанников в отношении взрослых.
Другой существенной особенностью воспитанников является избыточная гиперсексуальность, проявляющаяся в повышенном интересе ко всему, что связано с половой жизнью, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной, повышающей половую возбудимость детей, является недостаточная общая способность детей к торможению своих первичных чувственных влечений. По мнению исследователей, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях.
Отсутствие
стабильности, присущей семейным отношениям,
необходимость постоянно
Развитие
самосознания, отношения к себе,
самооценки у воспитанников детских
домов также не просто отстает, а
имеет качественно иную форму. У
них складывается устойчивая заниженная
самооценка, часто наблюдается неприятие
себя, недоверие к себе, ориентация
в самооценке на мнение других людей.
Детям, воспитывающимся в учреждении
для детей-сирот, труднее, чем их
«обычным» сверстникам, осознавать
и ценить собственную уникальность:
вместо «чувства Я» у них формируется
«чувство Мы». В то же время подобная
зависимость не основывается на теплых
чувствах и добрых отношениях: уже
в младшем подростковом возрасте
устанавливается
Итак, психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним.
Информация о работе Агрессия детей оставшихся без попечения родителей