Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:11, реферат
По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы
По
данным социологического исследования,
проведенного Институтом социально-экономических
проблем народонаселения РАН
в группу, называемую "социальное
дно", попадает каждый десятый человек,
проживающий в городе. Результаты
исследования выявили состав социального
дна - это нищие, бомжи и т.д., а
также - беспризорные дети. При этом
их численность составляет около 25
% от всей группы.
Беспризорных детей на наших улицах становится
все больше и больше. Но это уже никого
не удивляет, и стало даже чем-то обыденным
и привычным. Мы как-то сразу смирились
и приняли факт существования таких детей
как должное.
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников. А по данным Interfax.ru в настоящее время в России насчитывается до 5 миллионов несовершеннолетних беспризорников, большинство из которых вовлечены в преступную деятельность. И сейчас таких детей, к сожалению, в три раза больше, чем было после Великой Отечественной войны. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения
Что же известно о причинах беспризорности?
В реальной жизни все эти причины тесно увязаны между собой и дополняют друг друга.
Понятия
«детская беспризорность» и «детская
безнадзорность» часто
- полное превращение связи с семьей, родственниками;
- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе, такими как воровство, попрошайничество и т.п.
Безнадзорность
детей - это социальное явление, обусловленное
отсутствием либо ненадлежащим исполнением
в отношении детей такой
При
этом беспризорность и безнадзорность
могут быть как сопутствующими явлениями,
так и самостоятельными. Однако необходимо
отметить, что там, где появляется
безнадзорность, рано или поздно появится
беспризорность, а там где есть
беспризорные дети и подростки, существуют
благоприятные условия для
В годы ВОВ доля беспризорных и безнадзорных была велика, но в стране делалось все возможное для «спасения» детей.
Огромное значение в борьбе с детской беспризорностью имело постановление Совнаркома СССР, принятое 23 января 1942 года, «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В соответствии с постановлением были образованы областные, краевые и республиканские комиссии, которые должны были заниматься этим вопросом.
Во
всех крупных населенных пунктах
и на железнодорожных станциях были
организованы детские приемники-
В
решении вопроса детской
Проводилась систематическая проверка мест скопления населения и других мест возможного нахождения беспризорных и безнадзорных детей.
В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существует, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием организационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого социального характер.
Существенное
значение для решения этой серьезной
проблемы имело постановление СНК
СССР от 15 июня 1943 года №659 «Об усилении
мер борьбы с детской беспризорностью,
безнадзорностью и
Одним из направлений борьбы с детской беспризорностью являлось трудоустройство. В 1943 году СНК СССР принял важное постановление «О трудовом устройстве подростков старше 14 лет воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД СССР и детей, оставшихся без родителей».
В конце 1943 года был поднят вопрос о создании дворцов пионеров и станции юных техников.
Но
несмотря на все выше перечисленные
меры проблема беспризорности не была
полностью ликвидирована. Рост беспризорности
сопровождался детской
В последние годы вновь приобрела остроту проблема ликвидации беспризорности, безнадзорности, профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
Существующее
законодательство России по вопросам
детской беспризорности является на
данный момент весьма устаревшим.
Эффективная борьба с подобными явлениями
затруднена, по мнению Нестеренко Р. И
Перкова А., по следующим причинам:
В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.
Положение
об особенностях воспитания современного
ребенка, ставшего в наше время самостоятельным
субъектом принадлежащих ему прав, обозначенное
в Конвенции ООН «О правах ребенка» нашедшее
отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно
внедряется в массовое сознание.
Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента 15 сентября 1990 года, 10 лет назад, Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. В 1992 году представила в Комитет ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический доклад о том, как наше государство эту конвенцию выполняет. "Выяснилось", что выполняет очень даже хорошо, правда, все еще есть "отдельные недостатки".
Члены комитета оказались умнее финансистов МВФ - на слово не поверили. Мало того, выработали свои рекомендации, надо сказать, достаточно жесткие.
Нам
было рекомендовано "провести всеобъемлющую
судебную реформу, что касается отправления
правосудия в отношении
Россия
эту рекомендацию не просто проигнорировала,
но и официально отклонила. 18 мая 2000
года (заметьте: 7 лет спустя) правительство
РФ направило в Госдуму
Нам было рекомендовано "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" за детьми, "лишенными семейного окружения". Похоже, что у нас несколько иное понятие семейного окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки.
Нам было рекомендовано "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними". Реакция - нулевая. Дети по-прежнему бесправны.
Нам
было рекомендовано "оказывать поддержку
неправительственным
Уяснив, что на официальный документ ООН попросту наплевали, Комитет по правам ребенка был вынужден повторить все свои рекомендации и дополнительно выразить озабоченность отсутствием реакции со стороны Правительства РФ. И снова оказался не услышанным.
А между тем только за 1995-1999 годы детское и подростковое население России сократилось на 3 625 000 человек.
Самое
"смешное", что на сегодняшний
день в России нет ни одной государственной
структуры, ответственной за социально-психологическое
состояние семьи. В отношении
же детей-сирот преобладает
РФ
от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав» и Концепцией совершенствования
государственной системы
В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.