Формы воспитания детей без родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая по СЕМЕЙНОМУ.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

               Федеральное агентство образования РФ УИЭУиП

                 Нижнетагильский региональный факультет 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Курсовая работа

                           По предмету: Семейное право

             На тему: Формы воспитания детей без родителей 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила студентка 

                                                                     гр.Ю-501: Панина А.Н.

                                                                      Преподаватель: Малинова А.Г. 
 
 
 
 
 

                                   

                                      г. Нижний Тагил

                                             2011г. 
Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В постсоветский период в Российской Федерации постоянно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным Государственного Комитета по Статистике всего учтено таких детей и подростков:

  • в 1991 году - 414,5 тысяч детей,
  • в 1993 году  - 460,4 тысяч детей,
  • 1997 года - 596,8 тысяч,
  • 1999 - 636,9 тысяч,
  • 2000 - 123,2 тысяч детей,

из них  в 329 тысяч находятся под опекой и попечительством в семьях, 153,5 – на усыновлении, 170,2 тысяч – в государственных учреждениях.1

     Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

     Возрастающее  с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство  к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     По  статистике 17,2 % воспитанников государственных  сиротских учреждений – детдомовцы во втором поколении.

     Основные  формы устройства таких детей, согласно Семейного кодекса РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи.

     Россия  в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. Большая доля детей-сирот воспитывается  в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.

     Объект  исследования: дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство; опекуны (попечители), усыновители детей.

      Предмет исследования: система опеки и попечительства, усыновления над детьми в России.

      Основная  гипотеза: несмотря на существующие формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, они малоэффективны и требуют изменений.

      Цель  исследования: сформировать общую картину развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. 

    Задачи  исследования:

  1. Осветить правовой аспект современного российского законодательства.
  2. Проанализировать эффективность существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Рассказать о технологии принятия ребенка на усыновление, под опеку, в приемную семью.

 

  1.  РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    О ФОРМАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
 

      13 июня 1990 года СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.

     Согласно  Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).

     Государства-участники, которые признают и (или) разрешают  существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

     а) обеспечивают, чтобы усыновление  ребенка разрешалось только компетентными  властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

     б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в  качестве альтернативного способа  ухода за ребенком, если ребенок  не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

     в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления  ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

     г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы  в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило  к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

     д) содействуют в необходимых случаях  достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и  многосторонних договоренностей или  соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка  в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.2

     Семейный  Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г., рассматривает следующие формы воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей:

    1.   Усыновление (удочерение) детей
 

     Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между  родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.3

     Из  этого следует, что усыновление  влечет за собой следующие правовые последствия:

    • установление новой правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным и родственниками усыновителя,
    • прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.

     Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

     Усыновление является одним из самых древних  правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее  оптимальная форма устройства  детей, оставшихся без попечения родителей.

     За  период с 1980 г. по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей.4

     Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

     Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут  быть усыновлены.

     Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

     Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда  такое усыновление в силу тех или иных причин  отвечает интересам детей.

     Усыновление  детей иностранными гражданами или  лицами без  гражданства допускается  лишь в тех случаях, если не  представляется возможным передать  этих детей  на воспитание  в семьи граждан  РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места  жительства этих родственников.

     Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

     Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления  ребенка производится судом в  порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским  процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются  судом с обязательным участием  самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

     Судебный  порядок усыновления в наибольшей  степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

     Для установления усыновления ребенка  необходимо заключение органа опеки  и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте  личного общения  усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

     Усыновление является добровольным актом и может  быть произведено  только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить  ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

     Права и обязанности  усыновителя и  усыновленного ребенка  возникают  со дня  вступления в законную силу решения суда  об установлении усыновления.

     Усыновление ребенка подлежит государственной  регистрации в порядке, установленном  для государственной регистрации актов гражданского состояния.

     Лица, имеющие право  быть усыновителями:5

    1. Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • супругов, один из которых признан судом  недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом  в родительских правах;
    • лиц, отстраненных от обязанностей  опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение  возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если  усыновление отменено судом по их вине;
    • лиц, которые  по состоянию здоровья  не могут осуществлять  родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996. (см. Приложение 1);
    • лица, которые на момент  установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
    • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
    • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Информация о работе Формы воспитания детей без родителей