Формы воспитания детей без родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая по СЕМЕЙНОМУ.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Данная  категория дел предусматривает  обязательное участие в судебном заседании самого заявителя (независимо от наличия надлежащим образом уполномоченного представителя), представителя органа опеки и попечительства и прокурора. Суд вправе, при необходимости, привлечь к судебному разбирательству родителей (родителя) усыновляемого, представителей учреждения, в котором находится ребенок, самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд дает поручение органу опеки и попечительства представить заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого. Судья должен также истребовать от органа опеки и попечительства акт обследования условий жизни усыновителей и другие необходимые для усыновления документы.

      Перечень документов, необходимых для установления опеки  или попечительства:

На  опекуна:

  1. Заявление в Органы опеки.
  2. Характеристика с места работы или жительства, если заявитель не работает.
  3. Справка с места работы с указанием должности и зарплаты.
  4. Выписка из домовой книги.
  5. Копия финансово-лицевого счета.
  6. Заявление с выражением согласия другого супруга на установление опеки (попечительства) в вольной форме.
  7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №542).

   На  ребенка:

  1. Копия свидетельства о рождении.
  2. Справка из поликлиники о состоянии психического и физического здоровья.
  3. Копия финансово-лицевого счета, если ребёнок имеет своё жильё или прописку.
  4. Выписка из домовой книги.
  5. Сведения о родителях, подтверждающие возможность установления опеки:
  • решение суда о лишении (ограничении) родительских прав;
  • копия свидетельства о смерти;
  • справка из отделения милиции о месте нахождения родителей (розыск, следствие);
  • справка (заключение из ПНД) о болезни родителей, решение суда о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • справка из ЗАГСа (если мать-одиночка либо отец записан со слов матери);
  • акт о подкидывании;
  • решение суда об отмене усыновления;
  • приговор суда о помещении в места лишения свободы;
  • письменное согласие на опеку (попечительство) заверенное нотариально, по месту работы (службы), жительства или написанное лично на приеме в органах опеки и попечительства.
  1. Заявление с выражением согласия ребенка, достигшего 10-ти лет.

     Создание  приемной семьи с точки зрения оформления документации не сильно отличается от усыновления. Приняв решение создать  приемную семью, граждане (отдельный  гражданин) подают в орган опеки  заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К этому заявлению прикладываются те же основные документы, что и для оформления усыновления (справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию свидетельства о браке для тех, кто состоит в браке и документы, удостоверяющие личность).

     Для того чтобы подготовить такое  заключение, орган опеки составляет акт обследования жилищных условий. На основе перечисленных документов, а, также учитывая личные качества граждан, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, орган опеки в течение 20 дней должен составить заключение о возможности быть приемным родителем.

     Положительное заключение дает основание для подбора  ребенка (детей) в приемную семью. Для  этого приемным родителям выдается направление в то учреждение, где находится ребенок.

    1.     Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

      Количество  детей, оставшихся без попечения  родителей в стране – один из показателей ее благополучия  и стабильности.

     За  последние 10 лет снизилось количество государственных учреждений опеки и попечительства, но увеличилось число воспитывающихся в них детей. По соотношению таких домов и детей в них, можно говорить о разукрупнении этих учреждений. В России есть и такие детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей нельзя считать приближенной к семье. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

     Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открылись специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Детские приемники-распределители в настоящее время переполнены. Установленный законом предельный срок - 1 месяц - устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года).6 Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.

     На  сегодняшний момент в России зарегистрировано 384 приемные семьи - мизер для такой  большой страны, а в Семейном кодексе  приемным семьям отведена целая глава (№ 21), состоящая из 5 статей, регулирующая правоотношения, связанные с этой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

     Настоящий Семейным кодекс РФ не рассматривает  ранее существовавшую форму  воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей, - детские дома семейного типа, заменяя ее на новую форму – приемную семью. И как следствие, в постановлении Правительства от 17 июля 1996 года N 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа на территории Российской Федерации, то есть была исключена возможность создания их в будущем. Существующим детским домам семейного типа было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями этих домов договоры об образовании приемной семьи. Однако в 1988 детские дома семейного типа, созданные по инициативе Детского фонда во многом помогли решить проблему воспитания детей, оставшихся без родителей. За 10 лет их существования в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление. По существующему законодательству, взять на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида сложнее, чем в детский дом семейного типа. «Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только при наличии у необходимых условий, главным образом, финансового и материально-бытового характера».7

     «Комитет считает, что принятое Правительством решение о ликвидации детских домов семейного типа является мерой поспешной, неоправданной и даже жестокой. Оно не только существенно нарушает права существующих детских домов семейного типа, которых, по существу, насильственно, путем прекращения выплаты денежного вознаграждения, содержания, заставляют перерегистрироваться в приемные семьи, но и обрекает в будущем больных детей, которых в приемные семьи не берут, на пребывание в детских учреждениях на пребывание в детских учреждениях».8 Таким образом, можно сделать вывод, что сами парламентарии, принимавшие новое семейное законодательство, только через 3 года после вступления в силу Семейного кодекса, обнаружили пробел в законодательстве.

     Опека и попечительство – основные и самые распространенные формы воспитания детей, т.к. основным попечителем является государство в лице руководителей учреждений, осуществляющих такую опеку. По данным Генеральной прокуратуры в 1998 г. против 250 руководителей государственных детских домов и домов ребенка возбуждены уголовные дела по нарушению прав ребенка. Эти факты являются следствием отсутствия единого контроля над государственными учреждениями по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Даже в Семейном кодексе РФ нет утвержденной законодательной базы по контролю данных учреждений.

     В последние годы появились давно  на время забытые в России формы  поддержки детей, например, такие  как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время  Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме9. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации10. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

        Российское  законодательство позволяет усыновлять детей иностранным гражданам. В последнее время такое усыновление стало распространенным явлением на территории России. В 1994-1995 гг. зарегистрировано 369311 подобных факта, несмотря на достаточно сложную процедуру усыновления иностранцами. Широко известен процесс по делу Надежды Фратти – гражданки Италии, которая занималась посредничеством в незаконном усыновлении российских детей итальянскими гражданами. Она помогла некзаконно вывезти около шестисот детей из домов ребенка Волгоградской области по подложным документам. Основными поставщиками сирот в Италию выступили три приюта Волгограда, Волжского и Михайловского района. По версии следствия, вопреки всем существующим правилам, в Италию по согласованию с некоторыми районными судьями и областными чиновниками отправлялись вполне здоровые дети, преимущественно в возрасте до трех лет. На суде были оглашены данные, что за каждого переправленного за границу ребенка Фратти получала по две с половиной тысячи долларов. В апреле 2002 г. суд вынес Фратти оправдательный приговор. Однако Верховный суд России, рассмотрев кассационный протест областной прокуратуры, назначил повторное слушание дела в новом судейском составе. 16 декабря гособвинитель вновь потребовал признать всех фигурантов виновными и приговорить к различным срокам наказания - от двух до семи лет лишения свободы.12 Остается только надеяться на вынесение судом независимого приговора.

     Для предотвращения дальнейшей продажи и незаконного усыновления детей во всем мире в 2000 г. в Бразилии под эгидой ООН состоялся международный семинар, посвященный проблемам контрабандных перевозок живых людей. Согласно сведениям участников семинара, современная работорговля достаточно разнообразна и включает в себя незаконный вывоз детей с целью усыновления, похищение детей ради получения органов для трансплантации и, наконец, непосредственное использование рабского труда.13

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Многие наши современники – историки, политики, – называют время, которое переживает Россия смутным. Во многом оно напоминает начало прошлого века. Тогда, после революции, в стране было огромное количество беспризорных детей. В наше время, также как и тогда, такие дети превращаются в профессиональных нищих, не имеют даже начального образования. Большой процент воспитанников детских домов и интернатов, выходя из этих учреждений, попадают в тюрьмы и колонии.

     В дореволюционной России дети, оставшиеся без попечения родителей, в основном, жили за счет благотворительных взносов меценатов, членов императорской семьи и т.п.

            Опека (попечительство) и приемная семья – формы в  некоторых аспектах сходные между  собой. В том и в другом случае ребенка берут в семью на определенный срок – до 18 лет в приемные семьи и на попечительство и до 14 лет – под опеку. При достижении 18-летия лицо, находившееся до этого возраста на воспитании в приемной семье или под опекой, имеет такие же льготы и права, как дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, в частности, на получение жилплощади, материальной помощи. Но обе формы не имеют материального стимула. Мизерное количество приемных семей в России – один из показателей законодательного несовершенства данной формы воспитания детей.

            Несмотря  ни на что, усыновление является наилучшим  видом семейного воспитания детей, поскольку дети оказываются в  условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. Законодательным путем  введен ряд положений, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.

            Нынешнее состояние  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической  ситуации в стране в первую очередь отразились на детях.

Информация о работе Формы воспитания детей без родителей