Составление описательных рассказов детими с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ
Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: состояние этапов построения связного высказывания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..………5
1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6
1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей построения описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………...............................16 2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента…….................16
2.2. Обсуждение результатов обследования…..……………………………....20
Заключение………………………………………………………………….......22
Список литературы .....…………………………………………….…..............23
Приложение …………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая 4.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..……5

1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6

1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10

1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...….14

Глава II Экспериментальное изучение особенностей построения описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………...............................16 2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента…….................16

2.2. Обсуждение результатов обследования…..……………………………....20

Заключение………………………………………………………………….......22

Список  литературы .....…………………………………………….…..............23

Приложение  …………………………………………………………………….25 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  проблемы исследования.

     К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее  недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

     Успешность  обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения  - все это и другие учебные действия  требуют  достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

     В последнее время в методике развития речи школьников активно изучаются  вопросы обучения описанию - важному  виду связной речи. В исследованиях  уточнено содержание работы над описанием, выявлены некоторые особенности построения описания учащимися разных классов, намечены пути формирования у школьников умений, необходимых для составления текста-описания.

     В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много  исследований, посвященных связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания (включая творческое рассказывание). Однако остается мало изученным вопрос о формирований у детей навыков и умений построения такого важного вида развернутого связного высказывания, ким является описание. Так, не уточнено содержание работы на отдельных этапах обучения, и что особенно важно на начальном этапе обучения в средней группе, не выявлены особенности построения описания детьми разных возрастных групп, не выделены необходимые для составления этого типа высказывания специальные коммуникативные умения, не определены наиболее эффективные пути и способы обучения и последовательность их применения.

     Долгое  время в методической науке обучение описанию (именуемому в методике описательным рассказом) отроилось без учета его видовой классификации, цели и способа изложения, без опоры на осознанность выполнения речевых действий при составлении текста данного типа. Очень часто как в методической литературе, так и в практике детского сада наблюдается смешение, отождествление двух видов связных высказываний - описания и повествования (или, как его называют в методике, сюжетного рассказа).

     Обучение  описанию способствует развитию связности  речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Задачи речевого развития дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования обучения высказыванию-описанию, диктуют необходимость разработки психолого-педагогических основ ее решения.

     Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ

     Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

     Предмет: состояние этапов построения связного высказывания.           Задачи:

     -  Изучить специальную литературу по проблемам связной речи у

     детей с ОНР;

  • выявить особенности построения связного описательного высказывания  детьми  5 лет.

      -  охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ по картине.

     Гипотеза: при составлении описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает не только языковое оформление, но и замысел и внутреннее программирование высказывания.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 21 наименование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием 
 

1.1 Характеристика связного высказывания и законы его построения. 

       Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Иными словами, связная речь – это сложное целое, которое представляет собой две и более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом.

     По  мнению А.В. Текучева, под связной  речью в широком смысле слова  следует понимать любую единицу  речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи»[5].

       В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

     Умение  рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность  в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

     Характеристика  связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической  и специальной методической литературы. Применительно к различным видам  развернутых высказываний Е. А. Баринова, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев в своих работах определяют связную речь как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

     Независимо  от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

      Термином  «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская и др.). К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

      Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др.

      Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. А.А. Зрожевская пришла к выводу, что описание как особый вид монологической речи (текста) доступно детям 4-х лет. Обучение необходимо начинать со средней группы, так как дети становятся более самостоятельными в составлении высказываний-описаний. Они уже понимают, что значит описать, как начать высказывание и закончить его. Но дети также испытывали некоторые трудности в составлении монологических высказываний описательного типа.

     Монологическая  речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

     Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

     В старшем дошкольном возрасте основными  видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

      Более подробно мы остановимся на описании. Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

      Описание  – это тип речи, который является моделью монологического сообщения  в виде перечисления одновременных  или постоянных признаков объекта. Постоянные признаки – это признаки, которые свойственны времени года, предмету, человеку, животному. Они могут обозначать, как внешние черты, так и характер, увлечения, повадки. Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.  Чаще всего описание начинается с названия объекта, затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и признаки.

      Рассказу  – описанию свойственны простые  односоставные и двусоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно. Часто в описании могут встречаться большое количество неполных предложений.

      В описаниях нет сюжета, нет событий  и действующих лиц. Вних изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы, действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений. В описании автор (писатель, ребенок) изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту [львов].

      Как известно, описательный рассказ имеет параллельную структуру, когда мысль каждого нового предложения не вытекает из мысли предыдущего предложения, а существует, как бы самостоятельно, подчиняясь только общей теме – рассказу о качествах и свойствах предмета. Отсюда все мысли в таком рассказе являются равноценными или, как принято говорить, рядоположными. Поэтому структура такого текста и носит название параллельной [4].

      Основу  описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые  в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

      принадлежность  к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)? за что нравится (не нравится)?

      По  данной модели, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

      Сложность овладения описательной речью связана с тем, что для его создания и понимания недостаточно накопленного сенсорного опыта ребенка, а необходима активная интеллектуальная работа, направленная на выделение не только видимых свойств и признаков предмета, но и тех его качеств, которые не представлены в явном виде. С другой стороны, трудности обучения описательной речи сопряжены с тем, что внутренняя, смысловая организация такого связного сообщения не имеет «жесткой» программы, как в рассказах повествовательного типа. Программа описательного рассказа носит условный, субъективный характер и зависит от последовательности выделения качеств предмета или характеристик явления в зависимости от целей коммуникации.  

Информация о работе Составление описательных рассказов детими с ОНР