Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ
Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: состояние этапов построения связного высказывания.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..………5
1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6
1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей построения описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………...............................16 2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента…….................16
2.2. Обсуждение результатов обследования…..……………………………....20
Заключение………………………………………………………………….......22
Список литературы .....…………………………………………….…..............23
Приложение …………………………………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..………5
1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6
1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...….14
Глава
II Экспериментальное изучение особенностей
построения описательных рассказов у
детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи…………………………………………..........
2.2. Обсуждение
результатов обследования…..……………………………....
Заключение……………………………………………………
Список
литературы .....…………………………………………….…......
Приложение
…………………………………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
К
числу важнейших задач
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В последнее время в методике развития речи школьников активно изучаются вопросы обучения описанию - важному виду связной речи. В исследованиях уточнено содержание работы над описанием, выявлены некоторые особенности построения описания учащимися разных классов, намечены пути формирования у школьников умений, необходимых для составления текста-описания.
В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, посвященных связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания (включая творческое рассказывание). Однако остается мало изученным вопрос о формирований у детей навыков и умений построения такого важного вида развернутого связного высказывания, ким является описание. Так, не уточнено содержание работы на отдельных этапах обучения, и что особенно важно на начальном этапе обучения в средней группе, не выявлены особенности построения описания детьми разных возрастных групп, не выделены необходимые для составления этого типа высказывания специальные коммуникативные умения, не определены наиболее эффективные пути и способы обучения и последовательность их применения.
Долгое время в методической науке обучение описанию (именуемому в методике описательным рассказом) отроилось без учета его видовой классификации, цели и способа изложения, без опоры на осознанность выполнения речевых действий при составлении текста данного типа. Очень часто как в методической литературе, так и в практике детского сада наблюдается смешение, отождествление двух видов связных высказываний - описания и повествования (или, как его называют в методике, сюжетного рассказа).
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Задачи речевого развития дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования обучения высказыванию-описанию, диктуют необходимость разработки психолого-педагогических основ ее решения.
Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ
Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: состояние этапов построения связного высказывания. Задачи:
- Изучить специальную литературу по проблемам связной речи у
детей с ОНР;
- охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ по картине.
Гипотеза: при составлении описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает не только языковое оформление, но и замысел и внутреннее программирование высказывания.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
двух глав, списка литературы, включающего
21 наименование.
Глава I Теоретические
основы изучения связной
речи по описательным
рассказам у детей с
нормальным и нарушенным
развитием
1.1
Характеристика связного
высказывания и законы
его построения.
Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Иными словами, связная речь – это сложное целое, которое представляет собой две и более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом.
По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи»[5].
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Характеристика
связной речи и ее особенностей содержится
в ряде трудов современной лингвистической
и специальной методической литературы.
Применительно к различным
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская и др.). К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др.
Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. А.А. Зрожевская пришла к выводу, что описание как особый вид монологической речи (текста) доступно детям 4-х лет. Обучение необходимо начинать со средней группы, так как дети становятся более самостоятельными в составлении высказываний-описаний. Они уже понимают, что значит описать, как начать высказывание и закончить его. Но дети также испытывали некоторые трудности в составлении монологических высказываний описательного типа.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Более подробно мы остановимся на описании. Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».
Описание
– это тип речи, который является
моделью монологического
Рассказу – описанию свойственны простые односоставные и двусоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно. Часто в описании могут встречаться большое количество неполных предложений.
В описаниях нет сюжета, нет событий и действующих лиц. Вних изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы, действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений. В описании автор (писатель, ребенок) изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту [львов].
Как известно, описательный рассказ имеет параллельную структуру, когда мысль каждого нового предложения не вытекает из мысли предыдущего предложения, а существует, как бы самостоятельно, подчиняясь только общей теме – рассказу о качествах и свойствах предмета. Отсюда все мысли в таком рассказе являются равноценными или, как принято говорить, рядоположными. Поэтому структура такого текста и носит название параллельной [4].
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)? за что нравится (не нравится)?
По данной модели, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Сложность
овладения описательной речью связана
с тем, что для его создания и понимания
недостаточно накопленного сенсорного
опыта ребенка, а необходима активная
интеллектуальная работа, направленная
на выделение не только видимых свойств
и признаков предмета, но и тех его качеств,
которые не представлены в явном виде.
С другой стороны, трудности обучения
описательной речи сопряжены с тем, что
внутренняя, смысловая организация такого
связного сообщения не имеет «жесткой»
программы, как в рассказах повествовательного
типа. Программа описательного рассказа
носит условный, субъективный характер
и зависит от последовательности выделения
качеств предмета или характеристик явления
в зависимости от целей коммуникации.
Информация о работе Составление описательных рассказов детими с ОНР