Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ
Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: состояние этапов построения связного высказывания.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..………5
1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6
1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей построения описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………...............................16 2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента…….................16
2.2. Обсуждение результатов обследования…..……………………………....20
Заключение………………………………………………………………….......22
Список литературы .....…………………………………………….…..............23
Приложение …………………………………………………………………….25
1.2 особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется несформированностью всех компонентов речи с различной степенью тяжести [9]. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням [7]. Мы рассмотрим уровни только по отношению к описательному рассказу.
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием связного высказывания. Понимание речи ограничено ситуацией. При попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.
Второй уровень речевого развития. У детей появляется фразовая речь, однако, весьма искаженная в фонетическом и грамматическом отношении.
Третий уровень речевого развития. Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
По данным литературы, у детей 6-го года жизни, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны:
Перечисление признаков предмета в любой последовательности;
Нарушение связности;
Незавершённость микротем;
Возвращение к ранее сказанному.
В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчётливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Анализируя
процедуру составления
Для
рассказов, составляемых детьми с ОНР,
в большинстве случаев
Рассказы детей ситуативны, их весьма затруднительно понять без опоры на наглядность. Наблюдается поиск слов, неправильное построение предложений, нарушение логической последовательности. Связь между предложениями нарушается или отсутствует (образуется цепь связанных между собой предложений, часты возвраты к уже сказанному).
При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи специальное внимание обращается на недостатки в грамматическом оформлении высказываний. Для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов; ошибки в употреблении глагольных форм; дублирование элементов фразы и др.[6].
Даже
при относительной
Также для детей с ОНР III уровня при составлении рассказа характерно отсутствие самостоятельности, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз их частей. Все это может свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.[14]
У многих детей связность повествования нарушена из-за пропуска моментов действия, отсутствуют связи между частями рассказа, смысловой и синтаксический связи между смежными предложениями и др.
У
детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи наблюдается
значительное отставание в формировании
навыков описательно-
Этапы порождения связного высказывания
Проблема порождения речи
Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву
По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).
• Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию».
• На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) – рема высказывания.
• Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
• Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому).
По АА Леонтьеву, этот процесс схематически можно представить следующим образом:
Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода.
Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации).
• Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи.
В
связи с этим, мы для себя определили
проблему: на каком этапе построения
высказываний, у детей больше всего возникают
трудности
Выводы по первой главе.
В
настоящее время в
Многие лингвисты и психолингвисты в качестве «базовой» модели порождения речи используют схему-модель, разработанную А.А. Леонтьевым. Он предлагает пять этапов порождения связного высказывания:
мотив,
замысел, этап внутреннего программирования,
этап лексико-грамматического
Связная речь детей при составлении описательных рассказов с ОНР III уровня характеризуется следующим образом:
1.
составление описательных
2.
Для высказываний детей
-
Перечисление признаков
- Нарушение связности;
- Незавершённость микротем;
Возвращение к ранее
3.
Отсутствие самостоятельности в составлении
рассказов.
ГЛАВА
2. Экспериментальное
изучение связного
монологического высказывания
по описательным рассказам
старших дошкольников
с общим недоразвитием
речи III уровня.
2.1.
Организация констатирующего
эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2011 года на базе «Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №165» г. Ижевска. Дети, участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификации Р.Е. Левиной. Количество участников в эксперименте составило 7 воспитанников в возрасте 5 лет. Все обследуемые имели первично сохранное зрение, слух, интеллект.
Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования связной монологической речи дошкольников по описательным рассказам Глухова В. П. структурированная и дополненная нами.
На основании
изученной и
Гипотеза: при составлении описательных рассказов У детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает не только языковое оформление, но и замысел и внутреннее программирование высказывания
В исследовании
участвовало 7 человек в возрасте 5 лет.
2.1 Методика обследования для ребенка 5-6 лет.
Задание 1: Составление описательного рассказа о лисе.
Цель: выявить умеет ли ребенок полно, точно и последовательно отображать основные свойства предмета и представлять содержание в языковой форме.
Информация о работе Составление описательных рассказов детими с ОНР