Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ
Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: состояние этапов построения связного высказывания.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..………5
1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6
1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей построения описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………...............................16 2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента…….................16
2.2. Обсуждение результатов обследования…..……………………………....20
Заключение………………………………………………………………….......22
Список литературы .....…………………………………………….…..............23
Приложение …………………………………………………………………….25
Наглядный материал: картинка с изображением лисы, план – схема.
Инструкция: расскажи о лисе.
Способы помощи:
1- Предъявление предмета изображения.
2 - Наводящий
вопрос (о чем будешь говорить?
Какая она по цвету, размеру,
на ощупь? Что есть у лисы?)
3- Предъявление схемы рассказа - описания.
4- План рассказа
5- предъявление
эталонного рассказа и
Эталонный рассказ.
Это лиса. Она рыжая, пушистая, мягкая. Мордочка у лисы вытянутая. Лапки коротенькие, черненькие. У лисы длинный пушистый хвост, зелёные хитрые глаза. Она питается мышами, зайцами, кроликами, птицами, ягодами. Живет лиса в лесу. Ее детенышей называют лисята.
Задание: Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть картину, а затем составить о нем рассказ. по данному вопросному плану.
План рассказа:
1. как зовут?
2. какого цвета животное?
3. Описание внешности:
а) общая характеристика (размер или особенности поведения).
б) описание частей тела: из чего состоит туловище лисы?
- голова (уши, нос, глаза, усы); шерсть; лапы, ноги; хвост.
4. Где живет?
5. Чем питается?
6. назови его детенышей.
Задание 2: Составление описательного рассказа о времени года – зима.
Цель: выявить умеет ли ребенок полно, точно и последовательно отображать основные признаки предмета и представлять содержание в языковой форме.
Наглядный материал: картинка с изображением зимы, план – схема.
Инструкция: расскажи о зиме.
Способы помощи:
1- Предъявление предмета изображения.
2- Наводящий вопрос (о чем будешь говорить? По каким признакам мы можем отличить зиму, от другого времени года? Какая погода? Как греет солнце? Чем покрыта земля? Во что одеты люди зимой?)
3- Предъявление схемы рассказа - описания.
4- План рассказа
5- предъявление эталонного рассказа и повторение этого рассказа ребенком.
Эталонный рассказ.
Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки. Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год
Задание: Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть картину, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.
План рассказа:
1. Какая погода зимой?
2. Какие деревья?
3. Какие птицы прилетают зимой?
4. Во что одеты люди?
5. В какие игры зимой играют дети?
6. Какие праздники
отмечаем зимой?
2.2 Обсуждение результатов
эксперимента.
При оценке содержания рассказов нами учитывалась степень их информативности, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по заданной теме, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.
В процессе анализа результатов констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика качественных особенностей формирования монологического высказывания по описательному рассказу у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ обследования связного высказывания детей по первому заданию, составление описательного рассказа о лисе, показал, что четыре ребенка достаточно полно изложили материал, их рассказ логически завершен. В их рассказах имеется некоторая смысловая незавершенность, этим детям требовались небольшие наводящие вопросы. Также присутствуют единичные недостатки в лексико – грамматическом оформлении высказываний (она ест утенков, детеныши – лисички, лисенки).
Трем
детям оказывалась помощь в виде
последовательного
Ещё большие затруднения вызывало у детей с речевым недоразвитием выполнение второго задания – составление описательного рассказа о зиме. Это задание сложнее, чем первое, в том плане, что оно более абстрактное и требует планирования содержания.
Было установлено, что почти всем детям, кроме Матвея О. и Данила К. требовались повторные наводящие вопросы, предъявление схемы, их рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования. Их рассказ не отображает многих существенных свойств и признаков. Последовательности нет, а простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета. Также отмечаются лексико – грамматические нарушения.
Анализ
рассказов детей с речевым
недоразвитием позволяет
Существенные трудности при построении высказывания отмечались, прежде всего, на уровне замысла и внутреннего программирования высказывания. Это проявлялось при начале рассказа (ребенок долго думает, что сказать) и между частями рассказа (делает необоснованные паузы).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие связного высказывания по описательным рассказам, выражающееся в нарушении последовательности, логичности изложения материала,
Всех детей можно поделить на 2 группы:
1 группа – это дети, у которых страдает отбор содержания будущего высказывания и этап внутреннего программирования.
2 группа
– это дети, у которых страдает и языковое
оформление, и отбор содержания будущего
высказывания.
Заключение
У детей дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенное исследование с использованием двух видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи по описательным рассказам, детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
На основании проведенных исследований мы сделали следующие
выводы:
наблюдается значительное отставание в формировании навыков составления описательных рассказов.
4.
При обучении детей построению описательных
рассказов логопед должен учитывать,
что больше всего трудностей у детей возникают
на этапе замысла и внутреннего программирования
высказывания, для того, чтобы правильно
осуществлять коррекционный процесс.
Список литературы
1. Аксенова
А. К. Методика обучения
2. Алмазова
А.А Обучение построению
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 2004. – 255с.
4. Воробьева
В. К. Методика развития
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: 2004. – 168с.
6. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология, 1990. - №6
7. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. ; Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: 1968.
9. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. // Основы теории речевой деятельности. – М.: 1974.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1975. – 209 с.
11. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
12. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2004. – 464с.
13. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.– М.: 1985. – 176с.
14. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: 2004. – 200с.
15. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М.: 1980. – 414с.
16. Тихеева Е.И. развитие речи детей./ под ред. Ф.А. Сохина. – М.: 2005 – 159с.
17. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». - М.: 2008. - 24 с.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: 2004. – 287с.
18. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 1996. – 40 с.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. 2004.
19. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
20. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
21.Шашкина
Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками:
Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова,
И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 240с.
Протокол обследования
Этапы высказываний | Деятельность ребенка | Виды помощи |
Мотив (для чего) | Сразу отвечает | Не требуется |
Замысел (о чем говорить) | Сам отвечает | Не требуется |
Внутреннее программирование | Долго думает, не знает что сказать | Предъявление схемы |
Лексико – грамм развертыв | Замены (рыжий - красный) | исправление |
говорение | Звукопроизнош. нарушено | Предъявление образца |
Итоговый контроль | Все рассказал. | Наводящие вопросы (про детенышей рассказал?). |
Информация о работе Составление описательных рассказов детими с ОНР