Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
Таким образом, в России «патронатная семья» – это в большинстве случаев профессиональная замещающая семья, где ребенок, лишенный родительского попечения, проживает долговременно, вплоть до 18 лет и не ожидает возвращения в биологическую семью. Родители «патронатной семьи» – воспитатели детского дома, за которыми осуществляется контроль, им предоставляется психолого-педагогическое сопровождение, а сам детский дом превращается в модель социальной службы, способной оказывать социальную и психолого-педагогическую поддержку семье в кризисной ситуации.
Кроме зарубежных благотворительных фондов, ориентированных на развитие патронатного воспитания, в России также осуществляют свою деятельность различные организации, занимающиеся усыновлением российских социальных и реальных сирот иностранцами. Как правило, усыновлению «за рубеж» подлежат дети, лишенные родительского попечения, которые не могут надеяться на усыновление в России (дети-инвалиды). Так, 2010 г. в семьи передано 194 ребенка-инвалида, лишенных родительского попечения, из них 18 – в российские семьи, 176 – в зарубежные. (Приложение 2)
После реакции СМИ на несколько уголовных дел, инициированных правоохранительными органами США в отношении приемных родителей детей из России, были ужесточены требования к организациям, занимающимся процедурой усыновления. В соответствии с подготовленными правительством поправками в федеральный закон об усыновлении, в настоящее время усыновление возможно лишь через агентство, обладающее государственной аккредитацией. В большинстве случаев, когда российские дети подверглись жестокому отношению со стороны приемных родителей, усыновление осуществлялось при посредничестве незарегистрированных организаций.
Внимание на брошенных родителями детей, которые остались в России, обратила Генеральная прокуратура России, что было чрезвычайно важно, учитывая, что в настоящее время, по международным данным, около трети всех детей-сирот в мире, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России.
Выяснилось, что дети в сиротских учреждениях зачастую находятся в бедственном положении. В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей в Мордовии расходы на одного воспитанника в день составили в 2005 г. 2,79 руб., в Карелии в аналогичном интернате – 1,4 руб. В детских учреждениях Республики Коми, Красноярском и Краснодарском краях, Ивановской и Пензенской областях воспитанники не только недоедают, но и полураздеты: обеспеченность одеждой и обувью в некоторых детдомах здесь составляет от 72 до 85% от потребности. Помещения многих специализированных учреждений Красноярского края, Астраханской, Ивановской, Пензенской и других областей не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, нуждаются в капитальном ремонте. В Краснодарском крае недофинансирование статей расходов на капитальный ремонт, приобретение оборудования, одежды и обуви детям в ряде учреждений достигает 40%. Тем не менее в республиках Алтай, Карелия, Коми, Мордовия, Красноярском крае, Иркутской и Ивановской областях, Санкт-Петербурге в дома ребенка, дома-интернаты для детей инвалидов, социальные приюты даже существует очередь.
В 2010 г. российские семьи приняли на воспитание 160 тыс. детей. Правительство России запланировало на треть сократить число детских домов «советского образца». По предварительным данным государственной статистики, в России было отменено более 1 000 решений о помещении ребенка на воспитание в семью по причине невыполнения приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В том числе по причине жестокого обращения с детьми. Свыше 2,5 тысяч решений об устройстве ребенка в семью отменено по инициативе усыновителей, опекунов, приемных родителей. Более 80 усыновителей, опекунов, приемных родителей привлечено к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью. Таким образом, только принципиальные изменения в идеологии семейного устройства замещающей заботы о детях-сиротах и развитие системы социальной и психолого-педагогической поддержки семьи, принимающей ребенка, лишенного попечения биологических родителей, может стать основой успешного развития семейных форм замещающей
заботы о детях в России.
В России в более десяти регионах существуют негосударственные образовательные учреждения для детей, лишенных родительского попечения. Всего, согласно статистике неправительственных организаций, в них воспитывается 762 ребенка, что составляет 0,13% от общего числа детей-сирот. Так, в Москве находится 175 детей, в Московской области – 165, Красноярском крае – 113, Белгородской области – 50, Мурманской области – 40, Новосибирской области – 50, Орловской области – 92, Ярославской области – 28 и т.д.
Как правило, в негосударственных учреждениях создаются условия жизнедеятельности и воспитания, приближенные к семейным (отдельные коттеджи, условия для общения с родственниками, подсобные хозяйства постинтернатные блоки, комнаты для выпускников). Кроме того, ряд российских неправительственных организаций проводит существенную работу с семьей в кризисе, направленную на предотвращение социального сиротства (например: Институт раннего вмешательства и Корчаковский центр, Санкт-Петербург).
Представляет интерес опыт практической реализации в российских регионах технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Самарской области29 приемные семьи начали создаваться в 1994 г. Широкое распространение этой формы устройства детей обусловлено:
• активной позицией региональных органов исполнительной власти;
• созданием специализированных органов исполнительной власти (комитетов по вопросам семьи, материнства и детства при областной администрации и во всех муниципальных образованиях), занимающихся реализацией семейной политики, и передача и функций органов опеки и попечительства;
• созданием инфраструктуры учреждений, осуществляющих социальную работу с семьей;
• многократное (в 10 раз) увеличение числа специалистов по охране детства в органах опеки и попечительства; материальная поддержка приемных родителей – за каждого взятого в семью ребенка выплачивается заработная плата.
Средства, высвобождающиеся за счет экономии, направляются самарским правительством на обучение специалистов, на открытие реабилитационных центров, издание методической литературы и т.д.
В Самарской области смогли преодолеть межведомственную разобщенность и создали Комитет по делам семьи, материнства и детства, который аккумулирует и распределяет бюджетные средства на решение проблем детства, координируя работу других ведомств.
Рассмотрим подробнее модель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области. Самарская область одна из первых в России начала работу над проектом «приемная семья», который основывался на идее стимулирования передачи детей, оставшихся без попечения родителей лицам, не состоящим в родстве с ребенком, а также возможности семейного жизнеустройства детей, чьи родители временно по объективным причинам не могли заниматься их воспитанием (длительная болезнь, нахождение в местах заключения и т. п.). Актуальность проблемы заключалась в том, что в Самарской
области из 3,2 тыс. опекаемых детей, только 11 человек не состояли в родственных отношениях с опекунами, усыновлялись, как правило, дети в возрасте до 3-х лет.
Проблемой (при создании модели приемной семьи) являлось также оптимальное совмещение ролей родительских отношений (безусловных) и педагога-воспитателя (договорных и оплачиваемых), то есть практической реализации задач создания профессиональной замещающей семьи, нового феномена для России.
Ежегодно
увеличивается численность
Отличительной особенностью модели института приемной семьи в Самарской области является наличие системы, которая обеспечивает успешность образуемых приемных семей, в том числе семей, которые берут на воспитание детей-инвалидов, детей с проблемами в развитии, детей с проблемами в воспитании.
Модель института приемной семьи Самарской области состоит из следующих блоков:
– правового (нормативного) обеспечения деятельности приемных семей,
–
финансового обеспечения
– комплексного сопровождения приемных семей.
Особенностью правового обеспечения является то, что в Законе Самарской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» четко прописаны полномочия всех субъектов в сфере опеки. В соответствии с этим законом, правительство Самарской области является основным субъектом управления по организации деятельности в сфере опеки и попечительства. Министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области непосредственно осуществляет функции государственного управления по опеке и попечительству. Определены исполнительные (уполномоченные)
органы в городах и районах области, которыми являются комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства. Наделены полномочиями сопровождения приемных семей – территориальные центры социальной помощи семье и детям «Семья», центры диагностики консультирования, установлены критерии оплаты труда приемных родителей.
Финансирование содержания детей в приемных семьях и оплата труда приемных родителей на протяжении всего периода осуществляется из областного бюджета. Это позволило создавать приемные семьи одновременно во всех городах и районах области независимо от возможностей местных бюджетов.
Еще до образования института приемной семьи в каждом городе и районе Самарской области была создана комплексная служба социального сопровождения семей и детей – это территориальные центры социальной помощи семье и детям «Семья», центры диагностики и консультирования, а также центр, осуществляющий организационное и методическое сопровождение процесса деятельности института приемной семьи в Самарской области (областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних).
Важнейшей особенностью социального сопровождения приемных семей в Самарской области является то, что оно начинается на этапе подбора кандидатов в приемные родители, когда детально изучаются ресурсные возможности приемной семьи: личные качества приемных родителей и других членов семьи, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Осуществляется обучение кандидатов в приемные родители.
В целом это дает возможность удовлетворить основные жизненные
потребности приемного ребенка (физиологические, познавательные, эстетические, в безопасности, в уважении, в самореализации, в самоактуализации) на осознанном родителями уровне. Подробно прогнозируются взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с приемными родителями, способность членов семьи работать в сотрудничестве со специалистами службы семьи. Прогнозируются отношения приемных и биологических родителей.
Для решения вопросов адаптации и реабилитации в процессе воспитания ребенка в приемной семье муниципальный комитет (отдел) по вопросам семьи, материнства и детства совместно с территориальным центром социальной помощи семье и детям «Семья», центром диагностики и консультирования, приемными родителями, составляет индивидуальную программу комплексного сопровождения приемной семьи.
Индивидуальная программа комплексного сопровождения приемной семьи основывается на: комплексной диагностике потребностей ребенка и ресурсных возможностях приемной семьи.
Программа
состоит из следующих этапов реабилитации
приемного ребенка: 1. подготовительно-
Индивидуальная программа комплексного сопровождения приемной семьи разрабатывается как комплекс мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на восстановление утраченных социальных связей и интеграцию ребенка в социум.
Индивидуальная программа комплексного сопровождения приемной семьи составляется на период до одного года и ежегодно корректируется, уточняется и дополняется.
Особое внимание службы социального сопровождения уделяют вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе социальной адаптации приемного ребенка после его воспитания в приемной семье (профобучение, трудовая занятость, создание своей семьи). Постоянный мониторинг становления и развития приемных семей позволяет быть уверенным в успешности воспитания приемного ребенка.
По состоянию на 1 июня 2010 г. в 2417 приемных семьях Мурманской области воспитывается 3605 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 170 детей-инвалидов, 159 детей имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии.
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей