Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
- научно-методическое сопровождение проектной деятельности (на базе Пермского краевого института повышения квалификации работников образования на кафедрах воспитания и дополнительного образования и психолого-педагогической реабилитации детей и подростков и научно-методического отдела краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения проводится обучение специалистов, разрабатываются и внедряются технологии отбора и подготовки потенциальных замещающих семей; разрабатываются и внедряются технологии подготовки детей для
проживания в семье; обеспечивается научно-методическое и консультационное сопровождение учреждений, занятых в сфере семейного устройства детей-сирот и пр.;
- совместная деятельность региональных властей с общественными организациями и волонтерскими движениями, наиболее значимые партнеры третьего сектора – Пермская Гражданская палата, Ассоциация директоров образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Пермского края «Возрождение», общественная организация «Преодоление» (работа с несовершеннолетними, вышедшими из мест лишения свободы), общественная организация «Гражданское образование», Пермский волонтерский добровольческий корпус (объединение студентов различных вузов г. Перми и Пермского края);
- системный мониторинг состояния и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях (ведется регистр персонифицированного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и всех замещающих семей, ежегодно проводится углубленные мониторинговые исследования по всему региону для оценки эффективности развития системы семейного устройства);
- создание межведомственной социальной инфраструктуры. Новые, современные, подходы в организации процесса управления устройством детей в семьи стимулируют развитие семейных форм воспитания, позволяют добиваться качественных результатов. Благодаря деятельности по проекту проект «Устройство детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи», в Пермском крае 18 тыс. детей-сирот проживают в семьях, что составляет 83% от общего числа детей-сирот, состоящих
на учете (по России – 68%), и на 13% больше данного показателя
в 2010 г. В целом по всем формам семейного устройства наблюдается положительная динамика. В течение 2010 г. почти в 4 раза был увеличен показатель устройства детей-сирот в семейные воспитательные группы и почти в 2 раза – возвращенных в результате реабилитации в кровную семью. Целенаправленная политика администрации края по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профессионализация труда замещающих семей создали реальные условия для начала процесса деинституционализации, что означает закрытие достаточного большого числа детских домов и создание максимально благоприятных условий для устройства детей в семьи.
В Калужской области в структуре Министерства образования, культуры и спорта действует Управление по делам приемной семьи и охране прав детства. В области создана система сопровождения замещающих семей32. Базовым учреждением психолого-педагогического сопровождения приемных семей является Областной психолого-педагогический центр (ОППЦ). Центром и его филиалами в семи муниципальных образованиях организованы постоянно действующие Школы приемного родителя. Все кандидаты в приемные родители, обращающиеся в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по вопросу подбора ребенка, имеют теперь не только заключение органов опеки о возможности быть приемными родителями, но и заключение психологических служб на предмет их готовности к осуществлению деятельности по воспитанию приемных детей, основанное на психологическом тестировании личностных качеств и прохождении обучения в «Школе приемного родителя». За год тестирование прошли более 230 кандидатов в замещающие родители. В рамках работы школы осуществляется обязательное сопровождение приемных семей и повышение психолого-педагогической компетентности всех приемных родителей, в том числе воспитывающих приемных детей не один год. Работа по подготовке кандидатов в приемные родители и сопровождению замещающих семей организована на базе муниципальных психологических центров и служб в 12 муниципальных районах и городских округах области, а в остальных районах – специалистами областного психолого-педагогического центра на выездной основе.
По данным Министерства образования и науки России, в 2011 г.
в семьях
граждан под опекой и попечительством
находятся 378,1 тысяч детей, 150,3 тысяч
– в семьях усыновителей, 38,4 тысяч
– в приемных семьях. За 2010 год в
замещающие семьи передано 119 тысяч детей,
лишенных попечения родителей. Количество
детей, устроенных в патронатные и приемные
семьи, увеличилось по сравнению с 2006 г.
более чем в 2 раза. Процесс деинституционализации
замещающей заботы о детях в России продолжается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного научного исследования можно сформулировать основные выводы, которые явились результатом рассмотрения поставленных исследовательских задач.
В научно-теоретическом плане мы можем констатировать, что опека и попечительство институализированы в два самостоятельных гражданско-правовых института, имеющих межотраслевую характеристику.
В административном праве существует правовой институт административная опека над недееспособными и ограниченно дееспособными лицами.
Правоотношения, складывающиеся в процессе реализации несовершеннолетними своих прав и охраняемых законом интересов, являются на сегодня развивающимися и требуют своего дальнейшего исследования как в общетеоретическом, так и в практическом плане, что важно для выработки и принятия новых правовых норм, регулирующих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения.
Необходимо отметить, что более разработанным в нормативно-правовом и теоретическом плане является институт опеки, а институт попечительства нуждается в дополнительном правовом исследовании, которое необходимо осуществлять, базируясь на теоретическом обосновании его обособленности от института опеки.
Генезис правоотношений по опеке и попечительству, рассмотренный при решении поставленных исследовательских задач, и выявленные в ходе этого сравнительно-исторические характеристики правотворческой эволюции опеки и попечительства позволяют сделать ряд выводов:
Римское право в своем развитии эволюционировало от семейно-родственных форм организации опеки к их общественно-государственному регулированию. В процессе эволюции правоотношений по опеке изменилось понимание объекта опеки и произошла его трансформация в институты опеки и попечительства.
Российское правотворчество в ХХI и XX вв. использовало позитивный опыт классической институализации опеки и попечительства, достигнутый в Римском праве, применительно к российским условиям и традициям, это касается введения возрастных критериев совершеннолетия, ориентации на сословные статусы в контексте национальных и этнических традиций народов, входящих в состав Российской империи.
При рассмотрении вопросов международного права можно сделать вывод, что правотворчество мирового сообщества эволюционирует в русле учета позитивного опыта классической и национальной институализации опеки и попечительства применительно к новым условиям развития цивилизации. Международные правовые институты опеки и попечительства не являются фиксированными качественными образованьями, но представляют некий набор правовых норм.
Правотворческая концепция сущности и функции опекунства и попечительства в международном праве трактуется в плане формирования потенциала развития личности, но при этом государство должно создавать все необходимые для этого условия, в том числе и через принятие соответствующих законодательных положений, а также гарантировать их исполнение.
В практическом плане для решения поставленных задач в генезисе развития правоотношений по опеке и попечительству необходимо внесение ряда изменений в действующее законодательство.
При
рассмотрении правоотношений по опеке
и попечительству на современном
этапе развития общества с учетом
поставленных исследовательских задач,
касающихся выявления качественных
образований институализации
На основе проведенного исследования можно утверждать, что для более качественной реализации своих прав участники правоотношений по опеке и попечительству нуждаются в едином правовом комплексе, в котором были бы собраны нормы, регулирующие опеку и попечительство. Это станет возможным с принятием Федерального закона «Об основах опеки и попечительства».
В действующем законодательстве необходимо провести четкое различие между опекой и попечительством, которое должно фиксироваться на нормативно-правовом уровне.
Механизм реализации прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, нуждается в детальной проработке с целью ликвидации пробелов в законодательстве, возможно, через внесение изменений в Гражданский и Семейные кодексы Российской Федерации. Необходимо детализировать процедуру реализации прав опекаемых и опекунов в части распоряжения имуществом, определить границы ответственности опекунов за неисполнение своих обязанностей, ввести льготы для опекунов и попечителей за выполняемые ими обязанности, а также урегулировать процедуру признания несовершеннолетнего, оставшегося без родительского попечения.
В детальном уточнении нуждается регламентация порядка отказа от опеки или попечительства, оценка возможностей лица выполнять опекунские обязанности, контроль за расходованием средств, выделяемых на опекаемого или подопечного. Необходимо уточнение правовых особенностей по представительству попечителя при расширении процессуальных возможностей подопечного на защиту своих прав.
При решении всех этих вопросов следует исходить из необходимости сбалансировать объем прав и обязанностей опекуна и подопечного. Ограничение прав одной стороны может привести к ущемлению прав другой, а необоснованное расширение объемов подопечного может вызвать отказы от выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями.
Требуют уточнения и формулировки закона о порядке отказа родителей от воспитания своих детей и полномочия органов опеки и попечительства по удостоверению подобного отказа с целью недопущения злоупотреблений при осуществлении данной процедуры и обеспечения в дальнейшем реализации лицом, от которого отказались, права знать своих настоящих родителей.
В особом уточнении нуждается процедура учета детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц, желающих взять их под опеку или попечительство, а также отбор и специальная подготовка лиц, желающих выполнять функции опекуна или попечителя, что возможно осуществить через законодательство субъектов Федерации.
Одна из проблем, которая требует разрешения, это точное определение круга лиц и вопросов их компетенции по выявлению детей, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в помощи. Это можно разрешить за счет привлечения к данной деятельности общественных организаций и внесения в законодательство положений, разрешающих им осуществлять подобную деятельность под контролем органов власти.
В органах местного самоуправления должны быть созданы специализированные структуры, отвечающие за работу с несовершеннолетними, оставшимися без родительского попечения, и они должны контролировать деятельность опекунов и попечителей.
Проведенное исследование показало, что только при появлении такого единого связующего органа, который возьмет на себя вопросы координации основных направлений работы, возможно изменение сложившейся тревожной ситуации, когда постоянно фиксируется рост числа безнадзорных детей. При создании такого органа уровни взаимодействия различных государственных структур сохранят линейный характер, но при этом будет осуществляться координация их деятельности со стороны государственно-властного органа, наделенного специальными полномочиями, что придаст законченность в построении административной структуры управления процессам защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения.
В
более детальной
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей