Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
У многих детей за время нахождения в приемной семье улучшилось
состояние здоровья, произошло позитивное изменение группы здоровья. На повторное обучение за 2009/2010 и 2010/20011 учебные годы не оставлен ни один ребенок из приемной семьи.
Приемные семьи в абсолютном большинстве успешны (95,7%).
Среди приемных детей практически нет лиц, совершивших преступления (3 случая за все годы), а также наркоманов, токсикоманов, алкоголиков.
Вот как, например, организована система сопровождения приемных семей в Сергиевском районе Самарской области. На территории муниципального района Сергиевский на 1.07.2010 в 63 приемных семьях проживают и воспитываются 98 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1 ребенок с ограниченными возможностями здоровья и 5 с проблемами в развитии. Система работы с замещающей семьей в районе состоит из подсистем:
- целенаправленной пропаганды замещающей семьи (данным вопросом занимаются специалисты службы семьи, общественные организации и СМИ);
- подбора и подготовки замещающих родителей (специалисты службы семьи с участием общественных организаций);
- комплексного сопровождения замещающих семей (социального, педагогического, психологического, правового, медицинского), осуществляют специалисты службы семьи совместно с заинтересованными социальными службами;
- регулярного финансирования расходов на поддержку семей;
- социальной адаптации лиц из числа сирот (жилье, проф.обучение, трудоустройство).
Специалисты центров «Семья» являются координаторами комплексного сопровождения замещающей семьи. Они составляют Программы сопровождения замещающих семей, реализуя стратегическую цель: «Восстановление утраченных ребенком функций и социальных связей, улучшение здоровья ребенка, его социальная активность и самореализация». Важную роль при организации сопровождения приемной семьи играет оперативное получение информации о развитии ребенка, возникающих проблемах в его воспитании, изменении жизненной ситуации и т. д.
Отдельное внимание уделяется мониторингу и оценке реализации реабилитационных и профилактических действий, проводимых в рамках программы реабилитации семьи, анализу эффективности коррекционно-реабилитационной работы с семьями, перспективного планирования и прогнозирования «успешности» семьи на будущее. Для решения этих задач на территории муниципального района Сергиевский была сформирована система взаимодействия заинтересованных ведомств и служб по работе с приемными семьями.
Первым шагом стала разработка общей сводной формы по семье и ребенку, содержащей весь комплекс информации: возраст, социальный статус, уровень здоровья, успеваемость ребенка, дополнительная занятость, результаты ПМПК, участие в мероприятиях и прочее. Введение данной формы позволило специалистам планово и поэтапно выстраивать работу с семьей и ребенком, не нарушая сроков реабилитационных и профилактических мероприятий и услуг.
В структуре службы семьи материнства и детства был создан коллегиальный орган – семейный консилиум, на котором решаются вопросы жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимаются решения о создании и функционировании приемных семей.
В 2004 г. для специалистов, работающих с приемными семьями, было разработано методическое пособие «Организация и систематизация документации по сопровождению приемных семей», где отражены основные этапы работы с семьей, расписана система документооборота в соответствии с этапами работы, разработана должностная инструкция воспитателя приемной семьи и ряд внутренних бланковых документов, содержащих общий информационный анализ по работе с ребенком и семьей.
В целях раннего выявления возникающих проблем была разработана серия межведомственных приказов между службой семьи и субъектами системы профилактики на территории муниципального района, в первую очередь с учреждениями здравоохранения, образования. В них определены вопросы сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, сроки подачи и обмена информацией между службами по различным аспектам жизнедеятельности несовершеннолетних. Разработаны и подписаны договора
с главами сельских поселений о совместной деятельности по таким вопросам, как профилактика безнадзорности, детской инвалидности и оказания помощи в социальном сопровождении приемных семей. В целях введения единого документооборота на территории муниципального образования разработаны бланки актов жилищно-бытовых условий, бытовых характеристик на приемных родителей и др., которые распространены среди специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, администрации поселений и т. д.
Отдельным аспектом является работа с приемными родителями. Помимо заключения с ними договоров о помещении ребенка и на оказание платных услуг, для них были разработаны должностные инструкции, регламентирующие деятельность по воспитанию детей. Кроме того, каждый приемный родитель получает уведомление 1 раз в полгода о необходимости предоставления информации в службу семьи по таким вопросам, как здоровье несовершеннолетнего, успеваемость в школе, расходование денежных средств и т. д.
Большую роль играет патронирование приемных семей специалистами Центра «Семья», в ходе которого осуществляется не только контроль за содержанием и воспитанием детей, но и оказывается необходимая комплексная помощь.
В Сергиевском районе на протяжении 5 лет стало традицией проводить месячник «Материнское сердце», цель которого – пропаганда успешных приемных семей и непосредственно самой формы жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. При центре «Семья» работают «Школа кандидатов в приемные родители» и «Школа приемных семей» (родительский клуб). Ежегодно в поселениях района с приемными семьями проводятся «Дни здоровья» – как форма активного семейного отдыха. Замещающие семьи Сергиевского района являются активными участниками различных творческих фестивалей и культурно-массовых мероприятий.
Развитие института приемных семей в Самарской области позволило приостановить негативную тенденцию воспроизводства социального сиротства и как следствие безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уменьшить количество воспитанников детских домов, социальных приютов и сократить количество учреждений несемейного воспитания. Модель приемной семьи – мобилизовать на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только дополнительные государственные средства, но и родительский потенциал приемных семей. Забота об этих детях становится не только проблемой государственных служб, но и самих граждан Самарской области.
Поддержку приемным семьям оказывают общественные объединения приемных родителей, созданные практически в каждом городе и районе: общественные ассоциации, советы приемных родителей, клубы приемных родителей. Существующие приемные семьи стали действенными проводниками политики семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Институт приемной семьи в Самарской области, наряду с другими формами семейного устройства детей, позволил добиться того, что более 84% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях.
В настоящее время в Московской области численность детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 16 207 (или 1,3% от общего числа детского населения области)30.
В
соответствии с действующим
В 2008 г. Министерство образования Московской области завершило работу над стартовым этапом разработки и запуска уникального проекта - «Видеопаспорт ребенка», позволяющего на совершенно новом, современном, уровне обрабатывать, хранить и распространять информацию о детях, оставшихся без попечения родителей. Система «Видеопаспорт ребенка» представляет собой полный комплекс необходимой и актуальной видеоинформации о ребенке. Будущие родители, которые хотят усыновить ребенка, смогут получить все сведения о нем из нескольких видео-рубрик,
в каждой из которых ребенок рассказывает о себе сам, о нем рассказывают его педагоги и воспитатели, его врач. Журналисты специально снимают сюжеты с участием самого маленького героя фильма, его друзей и всех, кто готов рассказать о нем подробно.
А глава «Человек и закон» посвящена семейным формам устройства детей, правам, льготам и дотациям. Здесь же можно увидеть ролик о тех людях, которые уже усыновили детей.
После
запроса кандидата в
Важным направлением работы Министерства образования является проведение праздников для приемных семей. Начиная с 2001 г. ежегодно проходит праздник-фестиваль «Приемная семья – теплый дом», на который приглашаются все приемные семьи. В 2008 г. праздник состоялся в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. В нем приняли участие 600 семей из 66 районов Московской области. Также проводятся региональные этапы Всероссийского конкурса замещающих семей, в котором в 2008 г. приняли участие 60 семей, Всероссийского конкурса детского творчества по теме «Моя семья» среди детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях (в 2008 г. в конкурсе приняло участие 137 детей).
Организационно и экономически успешная модель системы региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства создана Пермской гражданской палатой31.
Экспериментирование в области патронатной замещающей семьи в Перми позволило выделить ряд преимуществ данной формы замещающей заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.
Общественные лидеры Перми выстраивают модель региональной системы помощи семье, где определенно и четко прописан идеологический компонент, связанный с пониманием роли семейного воспитания в развитии ребенка, а усилия социальных служб направлены на предотвращение и смягчение семейных кризисов.
В настоящее время в крае осуществляются системные преобразования, которые являются многоуровневыми, что обеспечивает долгосрочность и надежность развития семейных форм устройства, стабильность помещения детей в замещающие семьи. В крае реализуется комплексный межведомственный подход, который обеспечивает
- внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного оказания помощи семье и ребенку;
- стимулирование развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- реформирование детских интернатных учреждений;
- создание инфраструктур, обеспечивающих сопровождение
замещающих семей;
- создание условий проживания, воспитания и образования для детей, которые не могут быть по разным причинам переданы на воспитание в семьи.
Среди наиболее значимых компонентов региональной модели числятся:
- нормативная база (около 30 законов, постановлений, указов, распоряжений);
- финансирование (разработан механизм гибкого и стабильного финансирования замещающих семей и учреждений, оказывающих комплексные услуги детям-сиротам и замещающим семьям, по итогам 2010г. из краевого бюджета были направлены средства в сумме 1 252 383 млрд руб. на содержание учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание детей в опекунских семьях, выплаты патронатным и приемным семьям.
Средства на единовременные выплаты российским усыновителям
составили 4,42 млн руб.);
- инфраструктура по оказанию комплексных услуг замещающим семьям: в настоящее время за всеми формами семейного жизнеустройства детей-сирот закреплены курирующие учреждения, четко определены их функции, мера ответственности, механизм межведомственного взаимодействия в части выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- информационные программы по пропаганде семейного устройства детей-сирот и привлечение населения к участию в воспитании детей-сирот, ведется работа по созданию позитивного имиджа семейных форм устройства сирот, политики региональных и муниципальных органов власти по данному направлению;
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей