Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

      У многих детей за время нахождения в приемной семье улучшилось

состояние здоровья, произошло позитивное изменение группы здоровья. На повторное обучение за 2009/2010 и 2010/20011 учебные годы не оставлен ни один ребенок из приемной семьи.

      Приемные  семьи в абсолютном большинстве успешны (95,7%).

      Среди приемных детей практически нет лиц, совершивших преступления (3 случая за все годы), а также наркоманов, токсикоманов, алкоголиков.

      Вот как, например, организована система сопровождения приемных семей в Сергиевском районе Самарской области. На территории муниципального района Сергиевский на 1.07.2010 в 63 приемных семьях проживают и воспитываются 98 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1 ребенок с ограниченными возможностями здоровья и 5 с проблемами в развитии. Система работы с замещающей семьей в районе состоит из подсистем:

      - целенаправленной пропаганды замещающей семьи (данным вопросом занимаются специалисты службы семьи, общественные организации и СМИ);

      - подбора и подготовки замещающих родителей (специалисты службы семьи с участием общественных организаций);

      - комплексного сопровождения замещающих семей (социального, педагогического, психологического, правового, медицинского), осуществляют специалисты службы семьи совместно с заинтересованными социальными службами;

      - регулярного финансирования расходов на поддержку семей;

      - социальной адаптации лиц из числа сирот (жилье, проф.обучение, трудоустройство).

      Специалисты центров «Семья» являются координаторами комплексного сопровождения замещающей семьи. Они составляют Программы сопровождения замещающих семей, реализуя стратегическую цель: «Восстановление утраченных ребенком функций и социальных связей, улучшение здоровья ребенка, его социальная активность и самореализация».  Важную роль при организации сопровождения приемной семьи играет оперативное получение информации о развитии ребенка, возникающих проблемах в его воспитании, изменении жизненной ситуации и т. д.

        Отдельное внимание уделяется мониторингу и оценке реализации реабилитационных и профилактических действий, проводимых в рамках программы реабилитации семьи, анализу эффективности коррекционно-реабилитационной работы с семьями, перспективного планирования и прогнозирования «успешности» семьи на будущее. Для решения этих задач на территории муниципального района Сергиевский была сформирована система взаимодействия заинтересованных ведомств и служб по работе с приемными семьями.

      Первым  шагом стала разработка общей  сводной формы по семье и ребенку, содержащей весь комплекс информации: возраст, социальный статус, уровень здоровья, успеваемость ребенка, дополнительная занятость, результаты ПМПК, участие в мероприятиях и прочее. Введение данной формы позволило специалистам планово и поэтапно выстраивать работу с семьей и ребенком, не нарушая сроков реабилитационных и профилактических мероприятий и услуг.

      В структуре службы семьи материнства  и детства был создан коллегиальный орган – семейный консилиум, на котором решаются вопросы жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимаются решения о создании и функционировании приемных семей.

      В 2004 г. для специалистов, работающих с приемными семьями, было разработано методическое пособие «Организация и систематизация документации по сопровождению приемных семей», где отражены основные этапы работы с семьей, расписана система документооборота в соответствии с этапами работы, разработана должностная инструкция воспитателя приемной семьи и ряд внутренних бланковых документов, содержащих общий информационный анализ по работе с ребенком и семьей.

      В целях раннего выявления возникающих проблем была разработана серия межведомственных приказов между службой семьи и субъектами системы профилактики на территории муниципального района, в первую очередь с учреждениями здравоохранения, образования. В них определены вопросы сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, сроки подачи и обмена информацией между службами по различным аспектам жизнедеятельности несовершеннолетних. Разработаны и подписаны договора

с главами  сельских поселений о совместной деятельности по таким вопросам, как профилактика безнадзорности, детской инвалидности и оказания помощи в социальном сопровождении приемных семей. В целях введения единого документооборота на территории муниципального образования разработаны бланки актов жилищно-бытовых условий, бытовых характеристик на приемных родителей и др., которые распространены среди специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, администрации поселений и т. д.

      Отдельным аспектом является работа с приемными родителями. Помимо заключения с ними договоров о помещении ребенка и на оказание платных услуг, для них были разработаны должностные инструкции, регламентирующие деятельность по воспитанию детей. Кроме того, каждый приемный родитель получает уведомление 1 раз в полгода о необходимости предоставления информации в службу семьи по таким вопросам, как здоровье несовершеннолетнего, успеваемость в школе, расходование денежных средств и т. д.

      Большую роль играет патронирование приемных семей специалистами Центра «Семья», в ходе которого осуществляется не только контроль за содержанием и воспитанием детей, но и оказывается необходимая комплексная помощь.

      В Сергиевском районе на протяжении 5 лет стало традицией проводить месячник «Материнское сердце», цель которого – пропаганда успешных приемных семей и непосредственно самой формы жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. При центре «Семья» работают «Школа кандидатов в приемные родители» и «Школа приемных семей» (родительский клуб). Ежегодно в поселениях района с приемными семьями проводятся «Дни здоровья» – как форма активного семейного отдыха. Замещающие семьи Сергиевского района являются активными участниками различных творческих фестивалей и культурно-массовых мероприятий.

      Развитие  института приемных семей в Самарской области позволило приостановить негативную тенденцию воспроизводства социального сиротства и как следствие безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уменьшить количество воспитанников детских домов, социальных приютов и сократить количество учреждений несемейного воспитания. Модель приемной семьи – мобилизовать на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только дополнительные государственные средства, но и родительский потенциал приемных семей. Забота об этих детях становится не только проблемой государственных служб, но и самих граждан Самарской области.

      Поддержку приемным семьям оказывают общественные объединения приемных родителей, созданные практически в каждом городе и районе: общественные ассоциации, советы приемных родителей, клубы приемных родителей. Существующие приемные семьи стали действенными проводниками политики семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Институт приемной семьи в Самарской области, наряду с другими формами семейного устройства детей, позволил добиться того, что более 84% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях.

      В настоящее время в Московской области численность детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 16 207 (или 1,3% от общего числа детского населения области)30.

      В соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации и Московской области Министерство образования Московской области ведет государственный региональный банк сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях всех типов и видов в Московской области и проводит работу по устройству детей на воспитание в семьи. По состоянию на 2010 год в банке данных находятся сведения о 5 435 детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, из них 82% – дети школьного возраста.

      В 2008 г. Министерство образования Московской области завершило работу над стартовым этапом разработки и запуска уникального проекта - «Видеопаспорт ребенка», позволяющего на совершенно новом, современном, уровне обрабатывать, хранить и распространять информацию о детях, оставшихся без попечения родителей. Система «Видеопаспорт ребенка» представляет собой полный комплекс необходимой и актуальной видеоинформации о ребенке. Будущие родители, которые хотят усыновить ребенка, смогут получить все сведения о нем из нескольких видео-рубрик,

в каждой из которых ребенок рассказывает о себе сам, о нем рассказывают его педагоги и воспитатели, его врач. Журналисты специально снимают сюжеты с участием самого маленького героя фильма, его друзей и всех, кто готов рассказать о нем подробно.

      А глава «Человек и закон» посвящена семейным формам устройства детей, правам, льготам и дотациям. Здесь же можно увидеть ролик о тех людях, которые уже усыновили детей.

      После запроса кандидата в усыновители  сотрудник органов опеки при помощи специально разработанной программы делает подборку видео-паспортов детей, соответствующих определенным требованиям (пол, возраст). Этот материал будущие родители могут посмотреть на обычном DVD-проигрывателе дома, в спокойной обстановке, вместе с родными. И только после того, как усыновители выберут детей, состоится их очное знакомство. Таким образом удается избежать тяжелого психологического испытания для детей, когда потенциальные родители после знакомства их не выбирают.

      Важным  направлением работы Министерства образования является проведение праздников для приемных семей. Начиная с 2001 г. ежегодно проходит праздник-фестиваль «Приемная семья – теплый дом», на который приглашаются все приемные семьи. В 2008 г. праздник состоялся в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. В нем приняли участие 600 семей из 66 районов Московской области. Также проводятся региональные этапы Всероссийского конкурса замещающих семей, в котором в 2008 г. приняли участие 60 семей, Всероссийского конкурса детского творчества по теме «Моя семья» среди детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях (в 2008 г. в конкурсе приняло участие 137 детей).

      Организационно  и экономически успешная модель системы региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства создана Пермской гражданской палатой31.

      Экспериментирование в области патронатной замещающей семьи в Перми позволило выделить ряд преимуществ данной формы замещающей заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.

      Общественные  лидеры Перми выстраивают модель региональной системы помощи семье, где определенно и четко прописан идеологический компонент, связанный с пониманием роли семейного воспитания в развитии ребенка, а усилия социальных служб направлены на предотвращение и смягчение семейных кризисов.

      В настоящее время в крае осуществляются системные преобразования, которые являются многоуровневыми, что обеспечивает долгосрочность и надежность развития семейных форм устройства, стабильность помещения детей в замещающие семьи. В крае реализуется комплексный межведомственный подход, который обеспечивает

      - внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного оказания помощи семье и ребенку;

      - стимулирование развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

      - реформирование детских интернатных учреждений;

      - создание инфраструктур, обеспечивающих сопровождение

замещающих  семей;

      - создание условий проживания, воспитания и образования для детей, которые не могут быть по разным причинам переданы на воспитание в семьи.

Среди наиболее значимых компонентов региональной модели числятся:

      - нормативная база (около 30 законов, постановлений, указов, распоряжений);

      - финансирование (разработан механизм гибкого и стабильного финансирования замещающих семей и учреждений, оказывающих комплексные услуги детям-сиротам и замещающим семьям, по итогам 2010г. из краевого бюджета были направлены средства в сумме 1 252 383 млрд руб. на содержание учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание детей в опекунских семьях, выплаты патронатным и приемным семьям.

      Средства  на единовременные выплаты российским усыновителям

составили 4,42 млн руб.);

      - инфраструктура по оказанию комплексных услуг замещающим семьям: в настоящее время за всеми формами семейного жизнеустройства детей-сирот закреплены курирующие учреждения, четко определены их функции, мера ответственности, механизм межведомственного взаимодействия в части выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

      - информационные программы по пропаганде семейного устройства детей-сирот и привлечение населения к участию в воспитании детей-сирот, ведется работа по созданию позитивного имиджа семейных форм устройства сирот, политики региональных и муниципальных органов власти по данному направлению;

Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей