Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
Среди многочисленных семейных форм замещающей заботы о детях преобладает патронат (так называемые фостеровские семьи). Например, в США в патронатных семьях находится более 500 тыс. детей. Фостеровская семья в переводе на русский язык означает семью, заменяющая кровную и обеспечивающая заботу, уход и воспитание. Фостеровская семья представляет условия для содержания и ухода за ребенком, о которой заботятся местные органы власти. Этой семье не передается «родительская ответственность» по отношению к этому ребенку (так как она совместно исполняется родителями и местными органами власти), но семья наделяется
полномочиями действовать в соответствии с разумной необходимостью с целью защиты и обеспечения ребенка25.
Патронатная
семья рассматривается как
Патронат и усыновление имеют в зарубежных странах существенную специфику. Главная особенность усыновления заключается в том, что приемные родители не скрывают факта усыновления.
В законодательстве зарубежных стран нет такого понятия как «тайна усыновления», соответственно, нет уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления.
Каковы особенности функционирования патронатных семей в разных странах?
Согласно Закону о детях, принятому в Великобритании в 1989 г. только родная семья может предоставить ребенку возможность для максимально полного развития и для обеспечения его благосостояния, поэтому признается безусловный приоритет в сохранении родительских прав (родительской ответственности) у кровных родителей. В том случае, если семья находится под опекой социальных служб и ребенок находится вне дома, государственные органы, родители замещающей семьи (фостеровские родители) и другие лица, по закону обязаны способствовать контактам ребенка с его кровными родителями или родственниками. Кровные родители имеют право участвовать в процессе принятия решений о мерах помощи ребенку, а в трудной семейной ситуации приоритетный характер имеет устройство ребенка в семью родственников или знакомых.
Если это невозможно, ребенку подыскивается семья, «замещающая
кровную» (фостеровская семья). При содержании ребенка вне дома должны предприниматься активные меры по возвращению его в родную семью.
В Швеции существуют специальные службы, где воспитатели с высшим специальным образованием (обычно педагоги и психологи) создают благоприятные условия для детей временно не проживающих в биологических семьях. Если родители под влиянием разных причин перестали заниматься воспитанием детей, обращались с ребенком жестоко, социальные кураторские службы вмешиваются и направляют детей в эти службы. Условия для проживания детей вне семьи комфортабельны, у каждого ребенка есть отдельная комната, его могут навещать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные сады и школы. Через 8 недель или через полгода ребенка могут вернуть в семью, но только в том случае, если определенно известно, что родители изменили свое поведение. При неблагоприятном исходе ребенок передается на год в патронатную семью.
Через год биологические родители могут вернуть своих детей, при
этом в течение года дети и их биологические родители могут встречаться.
Первые фостеровские семьи появились в США уже в середине XIX в., однако система сиротских учреждений была по-прежнему развита. В 1930 г. число приютов в США приблизилось к ста пятидесяти. Со временем под значительным напором и при активном участии общественности была разработана комплексная система мер в виде экономической поддержки одиноких матерей, профилактики ранних отказов от детей, создания приемлемых условий для воспитания в семье детей с отклонениями в развитии. Уже в первой половине XX в. деинституализация становится наиболее устойчивой тенденцией в организации заботы о детях и с 1928 по 1940 гг. 50 в США было закрыто 300 учреждений сиротского типа. После публикации знаменитого исследования Дж. Боулби эта тенденция стала нарастать вплоть до полного отказа от сиротских учреждений. Страны бывшего социалистического лагеря включились в процесс деинституционализации замещающей заботы о детях на рубеже XX и XXI вв., активно используя западный опыт. В 1995 г. отделение «Международной помощи детям-сиротам» Фонда Бакнера (США) по приглашению государственных и правительственных структур начало свою работу, ориентированную на внедрение семейных форм замещающей заботы о детях-сиротах, в Румынии26, а уже в начале XXI в. в докладе Детского фонда ООН Румыния упоминалась как страна, добившаяся значительных успехов в ликвидации учреждений интернатного типа и в развитии современной замещающей заботы о детях.2 За короткий период в Румынии было закрыто более 50% учреждений, сократилась численность воспитанников школ-интернатов и детских домов.
Несмотря на общие принципы, объединяющие позиции различных стран в отношении деинституционализации, каждая из них обладает характерными чертами, которые передают особый колорит системы социального обеспечения каждой их стран.
Так, согласно политике правительства Великобритании, необходимо сделать все возможное, чтобы содействовать биологической семье в воспитании ребенка. Если интересы ребенка нарушаются, общество должно предоставить ребенку другие подходящие условия для постоянного проживания, при этом дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на усыновление, которое должно проводиться в максимально короткие сроки.
В Германии конституцией предусматривается баланс прав родителей и требований к обеспечению благополучия ребенка, при этом права родителей пользуются большим уважением. Решение о лишении родительских прав – серьезное вмешательство в дела семьи, допустимое только в том случае, если после использования всех возможностей сохраняется серьезная угроза безопасности ребенка. В Германии труднее лишить родителей родительских прав, а социальные службы готовы длительное время расходовать значительные средства на оказание помощи ребенку, определенному в замещающую семью на длительный срок.
В США ребенок также находится в центре внимания общества.
Интересы родителей и других заинтересованных лиц играют второстепенную роль. Если в биологической семье нарушаются права ребенка, используются другие формы попечения, при этом предпочтительным считается усыновление. Закон штата Массачусетс от 1851 г. был первым американским законом об усыновлении, создавшем прецедент для получения одобрения суда на право усыновления ребенка. Этот закон был принят как ответ на неспособность общественной системы оказать помощь десяткам тысяч детей, выброшенных на улицу в середине ХIХ в. Он определил требования обязательного согласия суда на усыновление детей штатом. В первые десятилетия ХХ в. появилась тенденция к секретности усыновления. Практика усыновления стала более открытой в 50-х гг. ХХ столетия, когда сироты Корейской войны были ввезены в США.
Многие из них были детьми смешанных, американо-корейских браков. Приемные родители стали признавать, что их дети усыновлены, и поиски биологических родителей не предпринимались. Секретность ранних усыновлений переросла в открытое усыновление практикуемое сегодня. Выгоды для приемных родителей включают личную безопасность и получение постоянной информации о ребенке, включая медицинскую.
Согласно результатам исследования, сделанного в 1997 г., Институтом усыновления Е.Б. Дональдсона, шесть из десяти американцев имеют опыт той или иной формы усыновления, что свидетельствует, что усыновление в США является распространенной практикой.
Однако статистические службы США отмечают, что средний доход приемной семьи достаточно высок – 56 тысяч долларов в год, а приемные родители, как правило, старше, чем биологические.
В 2010 г. Государственный департамент США опубликовал список
из 20 стран, чьих детей чаще всего усыновляют американцы. В первой десятке: США, Испания, Италия, Канада, Китай, Россия, Гватемала, Южная Корея, Украина. (Приложение 1)
Среди стран СНГ стремительно развиваются альтернативные формы замещающей семейной заботы о сиротах в Белоруссии. В результате работы по развитию семейных форм устройства, приведу пример в 2004–2005 учеб. г. на все школы-интернаты Минской области был укомплектован один первый класс, а на 2005–2006 учеб. год в Минске вообще не планировался набор в школы-интернаты. В Казахстане также проводится ситуационный анализ и продвигается патронат как форма профессиональной замещающей заботы.
Таким
образом, приоритет семейного устройства
ребенка из семьи, находящейся в кризисной
ситуации, и права биологической семьи
в воспитании детей стали центральными
идеями деинституционализации в европейских
странах и США.
3.2. Отечественный опыт реализации технологий
семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся
без попечения родителей
Сиротские учреждения в России пережили существенное число позитивных трансформаций. Создавались разновозрастные группы, уменьшалась наполняемость групп до 10 человек, детские дома из школьных и дошкольных трансформировались в детские дома смешанного типа, что позволяло социальным и реальным сиротам на протяжении детства сохранять привычную обстановку. Однако дальнейшее сокращение бюджетного финансирования не позволило ощутить положительный результат от реформирования закрытой сиротской системы.
В рамках президентской программы «Дети России» была создана программа «Дети-сироты», далее появились программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей», однако это не оказало радикального влияния на главную проблему – катастрофический рост числа социальных сирот на этапе острых социально-экономических реформ середины 1990-х27.
Стремительное возвращение семейных форм замещающей заботы о детях в большой мере стало возможно благодаря активности и готовности помочь со стороны зарубежных исследователей и практиков. Благодаря поддержке Министерства образования и науки РФ, благотворительной организацией «Христианская солидарность по всему миру» и Фонду Бакнера в ряде регионов формируется модель патронатной семьи на основе зарубежного опыта (Москва, Владимирская область, Калининградская область и др.).
В 2002 г. завершилась инвестиционная программа «Помощь детям сиротам в России», инициированная американским Агентством международного развития. Главная цель проектной деятельности Фонда – разработка региональных моделей системного решения проблемы сиротства.
В рамках грантов международных благотворительных программ в Москве был создан детский дом нового типа – детский дом № 19 (директор – М.Ф. Терновская), в основу функционирования которого была положена модель патронатного воспитания. В 1998 г. при активном участии Н.П. Ивановой данная модель начала апробироваться на базе двух детских домов в Перми28.
Патронатные сети в Европе и США создавались на основе идеологии приоритета биологической семьи ребенка как «помогающие семьи», тесно встроенные в целостную систему социальной помощи биологической семье. Поскольку российская социальная система подобными ресурсами помощи не обладала, было необходимо творчески переосмыслять западный опыт, сделать его приближенным к российским условиям. В отсутствии законодательной регламентации патронатного воспитания на федеральном уровне, правовая инициатива было отдана региональным органам законодательной власти.
Законы о патронатном воспитании приняты в 42 регионах Российской Федерации (в 32 регионах патронатное воспитание определяется как форма устройства ребенка в семью, в 10 – как форма воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В 80% регионов при патронатном воспитании применятся разграничение прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между учреждением по патронатному воспитанию, которое часто является еще и уполномоченной организацией по патронатному воспитанию, и патронатным воспитателем. В большинстве регионов применяется как долгосрочный патронат (до 18 лет), так и краткосрочный (гостевой). В ряде областей применятся постинтернатный патронат, в 31% регионов законом установлен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье в социально-опасном положении.1
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей