Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
• «Системы оценки динамики развития воспитанников в патронатной семье»,
• контроля состояния ребенка, пребывающего на кратковременном патронате с помощью Дневников наблюдения, которые ведут воспитатели групп.
Анализ
результатов мониторинга
Актуальными остаются для нас на сегодня следующие проблемы: 1. нет ясности в оформлении трудовых отношений сиротского учреждения с патронатным воспитателем, такой специальности нет в реестре профессий, возникают сложности с оформлением трудового стажа и социального пакета;
2. остаётся
часть воспитанников
3. очень
медленное развитие
Окружной уполномоченной
Исследование
носит ярко выраженный практико-ориентированный
характер. Результаты опытно-экспериментальной
работы используются всеми сиротскими
учреждениями Москвы и Московской области,
имеющими Уполномоченные службы по патронатному
воспитанию. Решены проблемы разработки
программно-методического обеспечения
работы уполномоченных служб патронатного
воспитания на базе сиротского учреждения,
вопросы профессиональной компетентности
кадров для патронатной службы и проведение
мониторинговых исследований процесса
внедрения данного подхода, анализа его
социально-педагогической эффективности.
(Структура семейного устройства детей
Приложение 5)
Глава III. Опыт практической реализации технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1.
Зарубежный опыт реализации
технологий семейного
устройства и воспитания
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей
Страны Европы и Северной Америки прошли путь от содержания
сирот в государственных «работных домах» и приютах при монастырях до осознания необходимости поддерживать биологическую, кровную семью ребенка, а в случае необходимости привлекать помощь других, специально подготовленных семей. В зарубежных исследованиях выделяются несколько этапов в истории общественного воспитания. На первом этапе создавались «работные дома» и благотворительные приюты и другие места для выживания брошенных детей и сирот. Второй этап характеризовался более осознанным и последовательным призрением детей, воспитывающихся
вне семьи. Его называют периодом физического разделения, поскольку сироты извлекались из дискриминирующей среды (тюрьмы,«работные дома», приюты) перемещались в специальные учреждения. На третьем этапе произошло разукрупнение сиротских учреждений, стали создаваться детские дома семейного типа. Современный этап (начиная с XX в.) характеризуется развитием института профессиональной семьи21. Движущими силами трансформаций форм замещающего воспитания детей-сирот становились инициативы местных общин и результаты научных изысканий, осмысленные и принятые обществом.
Роль
местных сообществ в
Одним из наиболее известных является пример доктора Р.К. Бакнера, баптистского пастора, жившего в кон. XIX – нач. XX вв. в Тенесси. Его усилиями был создан детский дом (Р.К. Бакнер использовал местную газету «Религиозный вестник» для сбора средств на создание детского дома)22. Сейчас именем Роберта Кука Бакнера назван благотворительный фонд, который осуществляет продвижение идеи патронатных семей не только в США, но и в других странах.
Существенной является роль научных исследований, которые коренным образом изменили представления общества об устройстве детей-сирот, оставшихся без попечения родителей23. Развитие исследований о детях, оставшихся без попечения родителей, прошло несколько этапов.
На начальном, эмпирическом, этапе (вторая половина XIX столетия до 30-х годов ХХ в.) главное внимание уделялось прояснению особенностей развития и самочувствия детей, которые воспитываются в сиротских учреждениях. В это время происходит накопление данных, обретение исследовательского опыта, но без достаточной систематизации и аналитической проработки.
Второй этап (30–40 гг. ХХ в.) непосредственно связан со Второй мировой войной, с изучением детей-беженцев, детей-заключенных концлагерей. Особые успехи достигаются венской школой, которая подробно рассматривает вопрос психического госпитализма, проводит исследования, которые включают наблюдения за детьми, перемещаемыми из закрытых учреждений в семью. Главной работой того времени стала монография Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье», изданная в 1951 г. и буквально перевернувшая представления общественности о роли семейного воспитания. Дж. Боулби сформулировал «закон» детско-родительских отношений, на основании которого строилась его концепция психологического здоровья: ребенок должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери (или лицу, замещающему мать) на основании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для них обоих представляет источник удовлетворения и радости.
По мнению ученого, ситуация, при которой ребенок страдает от не
достатка подобной эмоциональной связи приводит к целому ряду нарушений психического здоровья.
На следующем этапе развития исследований в центре внимания
исследователей находятся семьи, где психическая депривация присутствует, несмотря на наличие матери, а также изучаются ситуации депривации, которые у ряда детей-сирот не вызывают грубых нарушений.
С ХХ века начинается экспериментально-теоретический период, в котором феномен психической депривации предстает как междисциплинарная проблема, к изучению которой привлекаются этологи, врачи, педагоги, социологи и психологи. Депривация рассматривается как сложное комплексное явление, затрагивающее и психофизиологические, и социокультурные аспекты взросления. Открытия ученых становятся основополагающими для педагогического экспериментирования и инноваций в сфере социальной поддержки семьи и детства.
В
настоящее время зарубежные инновации
в сфере деинституализации замещающей
заботы о детях строятся на нескольких
основных теоретических подходах24.
Сторонники теории объектных отношений Британской школы считают, что для нормального психического развития необходимо установление здоровых отношений с ближайшим окружением. Согласно этой теории опыт взаимоотношений с объектами в период раннего детства (до 3 лет) имеет решающее значение для психического развития человека.
Родоначальник
теории интерперсональных
отношений Г. Салливен считал надежные
и эмоционально-
В России из данного списка теорий наиболее известна теория развития личности Э. Эриксона, в которой демонстрируется роль значимых отношений на каждом этапе развития личности и анализируется поэтапное решение личностных и социальных задач в процессе взросления и социализации, возможность отсроченного решения данных задач в определенных условиях.
Одна из наиболее популярных теорий, на которую опираются
практики деинституализации – теория привязанности Дж. Боулби, согласно которой необходимое условие сохранения психического здоровья детей в младенческом и раннем детстве – наличие теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом ее постоянно заменяющим).
В настоящее время в русле теории депривации в понятийном аппарате возрастной психиатрии появился новый термин «синдром сиротства», согласно которому потеря родителей вызывает у ребенка многообразные депрессивные реакции, нарушения развития навыков общения, речи, моторики. Данная теория описывает и так называемое «маскированное сиротство», характеризующееся эмоциональной холодностью, авторитарностью родителей, жестокостью в обращении с ребенком, а также девиантным поведением родителей. Депривационные симптомы, объединяющиеся диагнозом «реактивное расстройство привязанности», «расторможенное расстройство привязанности», рассматриваются как психиатрический диагноз и включены в Международную классификацию болезней (МКБ-10).
Опираясь на выводы перечисленных теоретических подходов,
европейская практика определенно переориентирована на то, чтобы уделять особое внимание роли биологической семьи в воспитании ребенка. Однако ситуация в европейских странах неоднородна наблюдаются существенные различия между западных и восточно-европейскими странами, что вполне объяснимо разным уровнем социально-экономического развития. Так, по данным статистики, 46 в 2000 г. в Центральной Европе вне семейной заботы находились 1916 детей на 100 тыс. населения в возрасте от нуля до 17 лет, в то время как, например, в Великобритании почти в 4 раза меньше – 490 детей. Но ни открытия исследователей, ни активность местного сообщества не были бы результативными, если бы их активность не получила законодательную поддержку государства в отношении детей-сирот и детей из «кризисных семей». Так, в 1964 г. в США был принят закон о защите семьи для сбалансирования прав детей и родителей. Закон дал полномочия штатам делать все возможное для сохранения семьи и устройства детей с наименьшими ограничениями для их воспитания. Согласно данному закону родителям оказывается поддержка в случае их неспособности осуществлять
воспитание до тех пор, пока эмоциональное и физическое состояние родителей будет вне опасности. Если ребенок изолирован от семьи, закон предусматривает помещение ребенка в условия, близкие к семейным.
В Швеции благодаря изменившемуся законодательству в послевоенный период закрылись детские дома, а, начиная с 90-х г. XX в., семья стала считаться оптимальным учреждением по уходу за детьми. Аналогичные трансформации происходили и в других европейских странах. При этом законодательство также активно развивалось в обосновании необходимости предоставления семьям, особенно семьям в трудной ситуации, различного вида помощи.
Таким образом, в странах Европы и Северной Америки основным направлением деятельности социальных служб является предупреждение социального сиротства: социальная поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям группы риска, активное выявление дисфунциональных семей и вовлечение их в коррекционную работу. Для своевременного выявления семей, нуждающихся в особой поддержке государства представители социальных служб (здравоохранения или социальной защиты) посещают семьи всех новорожденных и при выявлении факторов риска социального сиротства вовлекают их в профилактическую работу (Австралия, Великобритания, Дания, Китай, ЮАР, Эстония). Широко распространены родительские тренинги, направленные на улучшение взаимоотношений в семье, формирование или совершенствование навыков воспитания ребенка (Великобритания, Германия, Новая Зеландия, Сингапур, США). Коррекционная работа по сохранению семьи может осуществляться по запросу родителей, на основании рекомендации социальных работников, а также по решению суда, выступая в качестве альтернативы привлечения к ответственности или лишения родительских прав. Приоритетной задачей социальных служб в большинстве стран Европы и США является воссоединение семьи, поэтому агентства социальной помощи предлагают широкий спектр услуг по оказанию психологической помощи детям и социальной поддержки семьям. Этому способствует законодательно закрепленное положение о праве ребенка на возвращение в биологическую семью.
Документы каждого ребенка, переданного в замещающую семью или приют, регулярно пересматривается, чтобы по возможности вернуть его биологическим родителям в том случае, если условия проживания в биологической семье будут признаны приемлемыми и безопасными.
Устройство ребенка в замещающую семью рассматривается как временная мера, необходимая на период, пока агентство пытается помочь кризисной семье и совместно с судом решает вопрос о возможности воссоединения семьи или передачи ребенка на усыновление. В последнее время все большее распространение получает устройство детей в семьи родственников, особенно когда они нуждаются в приюте на короткий срок.
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей