Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

       Попечительство прекращается по достижении ребенком 18 лет, а также при вступлении в брак и других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

       Орган опеки и попечительства освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей в случаях:

    - возвращения  ребенка родителям;

    - по  просьбе опекуна (попечителя) при  наличии уважительных причин;

    - в  случаях ненадлежащего выполнения  опекуном (попечителем) своих обязанностей.

     За  защитой прав и законных интересов  опекаемых (подопечных) можно обращаться:  
- В суды с жалобой на любые решения и действия (бездействия) органов власти, должностных лиц, нарушающих права. Жалоба подается по месту жительства ребенка или по месту нахождения органа, должностного лица.  
- В органы прокуратуры, которые полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах детей.  
- В любые другие государственные органы и органы самоуправления, которые обязаны решать проблемы детей.  
- Защитой прав несовершеннолетних в соответствии с законом занимаются непосредственно органы опеки и попечительства, районная комиссия по делам несовершеннолетних.

- В Комиссию  по права человека, если опекун (попечитель) уже обжаловал решение  в административном порядке, но не согласен с ответом.

     Документы на ребенка, передаваемого под опеку (попечительство):  
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.

2.Копия паспорта для ребенка, достигшего 14-летнего возраста.  
3.Согласие (заявление) подопечного, достигшего 10 лет, с назначением опекуна или попечителя.

4.Справка с места работы или учебы ребенка (или из дошкольного учреждения).  
5.Медицинское заключение на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, по результатам независимого медицинского освидетельствования, по форме №162/у.

6.Выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи.

7.Копия финансового лицевого счета с места жительства ребенка.  
8.Копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и иное недвижимое имущество ребенка (свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера).

9.Копия свидетельства о праве на наследство (при наличии).  
10.Копия полиса обязательного медицинского страхования.

11.Копия решения суда о взыскании алиментов.

12.Копия пенсионного удостоверения.

13.Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.  
14.Копия пенсионной книжки подопечного, получающего пенсию.  
15.Копия удостоверения об инвалидности (при наличии).  
16. Копия справки медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, индивидуальная программа его реабилитации (при наличии инвалидности).

17.Документы, подтверждающие отсутствие родителей  
- копии свидетельств о смерти;

 - решение суда о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, о признании безвестно отсутствующим;

- справка  о розыске;

- справка  о длительной командировке;

- документы,  подтверждающие длительную болезнь;

- копия  приговора об осуждении родителей;

 - заявления-согласия родителей на опеку/попечительство с указание срока;  
- другие документы.

18. Фотография  ребенка.

 
Патронатное воспитание как форма семейного устройства детей оставшихся без попечения родителей
 

     Патронатное воспитание является новой формой семейного  устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

     Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы  помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

       Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют. Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей –уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

       В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.

     В исследовании дан анализ управления процессом формирования системы  патронатного воспитания в детском  доме, который осуществляется как представителями администрации, так и коллегиальными органами управления: Совет по экспериментальной работе, совещание творческой группы педагогов - участников опытно-экспериментальной работы, Совет по передаче детей на патронатное воспитание, Исихолого-медико педагогический консилиум детского дома. Управление процессом внедрения и развития патронатного воспитания обеспечивает интеграцию компонентов структуры (чётко обозначенные цели, средства их достижения, субъект деятельности, определённые отношения и среда) в целостную систему, органично вписывающуюся в образовательное пространство детского дома.

Четвертой ступенью процесса формирования системы  патронатного воспитания в детском  доме по разработанной нами концепции  является включение патронатного воспитания в образовательное пространство детского дома.

     В ходе исследования доказано, что система  патронатного воспитания, формируемая  в образовательном пространстве детского дома, оказывает положительное  влияние на все три компонента, его составляющие: обучение воспитанников, а также их воспитание и социализацию (относительно социально контролируемую социализацию по определению А.В.Мудрика), организуемые педагогами детского дома различных специальностей и патронатными воспитателями.

     С одной стороны, доказано, что у  детей, пребывающих в патронатной  семье, отмечается повышение уровня интеллектуального развития, увеличения объема словаря, повышается запас знаний об окружающем мире, улучшается связная речь. Патронатные дети демонстрируют более высокий уровень обучаемости и большую эффективность при решении логических задач, по сравнению с детьми, оставшимися в детском доме. Анализ результатов исследования показал, что воспитанники дают максимальную положительную динамику интеллектуального, физического развития и повышение уровня социализированное™ при условии удовлетворения базовых и познавательных потребностей ребенка и создании психологического комфорта в патронатной семье.

     С другой стороны, воспитанники детского дома, не имеющие возможности быть переданными на семейное воспитание, также испытывают положительное влияние развития патронатной системы в детском доме. В процессе расширения круга общения воспитанников в результате знакомства с патронатными воспитателями, работы в клубе «Моя семья», участия в круглых столах патронатных семей, у детей пробуждается интерес к семейным социальным ролям и ценностям, появляется мотивация к планированию будущего жизнеустройства, осознание важности повышения уровня образованности. Кроме того, желание быть принятым в патронатную семью стимулирует самовоспитание и самообразование воспитанников детского дома.

     Последовательно прослежен процесс формирования системы патронатного воспитания в  детском доме как опытно-экспериментальная деятельность педагогического коллектива детского дома.

     Оценка  результатов и продуктов экспериментальной  деятельности по патронатному воспитанию осуществляется в виде:

• статистического  анализа практической деятельности Уполномоченной службы по патронатному воспитанию;

• психологической  диагностики воспитанников, патронатных  воспитателей, семейных отношений;

• оценки динамики развития воспитанников в  патронатных семьях. Анализ результатов  практической работы Уполномоченной службы по патронатному воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

     1. Информационная работа с одной  стороны служит для привлечения  внимания общественности и информирования  населения с целью пополнения  базы кандидатов в патронатные  воспитатели; с другой стороны, информационная работа позволяет транслировать результаты экспериментальной деятельности, и представляет собой методические материалы для использования специалистами по устройству детей сирот на семейные формы воспитания. За время работы Уполномоченной службы отмечено значительное увеличение количества выступлений в средствах массовой информации и печатных работ, а также расширение форм информационно-аналитической работы. Это связано с наработкой опыта по реализации технологии «Патронатное воспитание», с появлением положительных результатов работы, которые уже можно анализировать и транслировать, с повышением профессиональной компетентности, специалистов Уполномоченной патронатной службы.

     2. Отбор и подготовка патронатных  семей. Проанализированы мотивация и результаты обращения граждан в патронатную службу. Выявлено, что примерно половина обратившихся в патронатную службу так и не решается сделать практические шаги в сторону сотрудничества с детским домом, а почти половина оставшихся и прошедших школу патронатных воспитателей, по тем или иным причинам не имеет пока возможности создать патронатную семью. Поэтому только в четверти случаев обращений процесс подготовки завершается формированием патронатной семьи. Анализ характеристик сложившихся патронатных семей показал, что в начале работы патронатной службы детского дома  кандидатами в патронатные воспитатели становились в основном молодые (до 30 лет) одинокие женщины со средним специальным образованием. По мере приобретения опыта Уполномоченной патронатной службой, появления законодательной базы и расширения среди населения представления о патронатном воспитании и понимания серьёзности и ответственности решения о принятии сироты в семью, портрет патронатного воспитателя изменился: воспитанников принимают в основном полные семьи с высшим образованием, часто имеющие своих детей. Возраст патронатных воспитателей стал более зрелым (большинство от 30 до 49 лет и старше).

     3. Подготовка воспитанников детского дома к переходу в патронатную семью. На данный момент около трети воспитанников детского дома находятся на патронатном воспитании, из оставшихся детей примерно половина готовится к переходу в патронатные семьи во время индивидуальных занятий со специалистами Уполномоченной службы и на занятиях клуба «Моя семья». Остальные дети либо не хотят иметь патронатного воспитателя, либо старше 18 лет, либо уже имеют какого-либо значимого взрослого (родственник, крёстный и пр.). Увеличение год от года количества детей, занимающихся в клубе «Моя семья» отражает рост заинтересованности воспитанников в знакомстве с укладом жизни в положительной успешной семье, которая не сразу пришла к детям, часто имевшим неудачный опыт семейной жизни или не имевшим его ранее.

     4.Психолого-педагогическое и социальное сопровождение патронатных семей с одной стороны помогает патронатным воспитателям и детям адаптироваться к новым условиям жизни, справляться с возникающими проблемами, создавать благоприятный психологический климат в семье. С другой стороны тесный контакт с патронатными семьями в процессе этой работы позволяет специалистам Уполномоченной службы исследовать процесс формирования и развития патронатной семьи, что даёт возможность прогнозировать возможные ошибки и трудности и проводить профилактическую работу по их предупреждению. Данные такого исследования позволили выделить следующие этапы формирования семейной системы: предварительный этап (до перехода ребенка в семью); «Знакомство» (около 3-х месяцев приема ребенка в семье); «Привыкание» (от 6 месяцев до года приема); «Идентификация» (от года до полутора); завершающий этап (после двух-трёх лет приёма).

     Приведенный анализ этих данных позволяет сделать  вывод, что патронатное воспитание дает возможность не только ребенку-сироте получить положительный семейный опыт, но и патронатным воспитателям, принявшим его в семью, приобрести новый смысл жизни и разрешить проблемы своей семьи.

     5.Мониторинг  состояния и развития детей,  воспитывающихся в патронатных  семьях, осуществляется в ходе:

• контрольных  посещений патронатной семьи и заполнения бланка-отчёта,

• общения  с патронатными семьями на круглых  столах и родительских собраниях,

• отслеживания выполнения индивидуального плана  развития ребенка,

• взаимодействия с образовательными учреждениями, которые  посещают дети, воспитывающиеся в ПС, с целью оценки успешности обучения,

Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей