Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
Попечительство прекращается по достижении ребенком 18 лет, а также при вступлении в брак и других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган опеки и попечительства освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей в случаях:
- возвращения ребенка родителям;
- по просьбе опекуна (попечителя) при наличии уважительных причин;
- в
случаях ненадлежащего
За
защитой прав и законных интересов
опекаемых (подопечных) можно обращаться:
- В суды с жалобой на любые решения и действия
(бездействия) органов власти, должностных
лиц, нарушающих права. Жалоба подается
по месту жительства ребенка или по месту
нахождения органа, должностного лица.
- В органы прокуратуры, которые полномочны
опротестовывать незаконные действия
или выступать в суде с иском в интересах
детей.
- В любые другие государственные органы
и органы самоуправления, которые обязаны
решать проблемы детей.
- Защитой прав несовершеннолетних в соответствии
с законом занимаются непосредственно
органы опеки и попечительства, районная
комиссия по делам несовершеннолетних.
- В Комиссию по права человека, если опекун (попечитель) уже обжаловал решение в административном порядке, но не согласен с ответом.
Документы
на ребенка, передаваемого под опеку
(попечительство):
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2.Копия
паспорта для ребенка, достигшего 14-летнего
возраста.
3.Согласие (заявление) подопечного, достигшего
10 лет, с назначением опекуна или попечителя.
4.Справка
с места работы или учебы ребенка (или
из дошкольного учреждения).
5.Медицинское заключение на ребенка, передаваемого
на воспитание в семью, по результатам
независимого медицинского освидетельствования,
по форме №162/у.
6.Выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи.
7.Копия
финансового лицевого счета с места жительства
ребенка.
8.Копии правоустанавливающих документов
на жилое помещение и иное недвижимое
имущество ребенка (свидетельства о государственной
регистрации права собственности, договоры
социального найма жилого помещения, ордера).
9.Копия
свидетельства о праве на наследство (при
наличии).
10.Копия полиса обязательного медицинского
страхования.
11.Копия решения суда о взыскании алиментов.
12.Копия пенсионного удостоверения.
13.Копия
страхового свидетельства обязательного
пенсионного страхования.
14.Копия пенсионной книжки подопечного,
получающего пенсию.
15.Копия удостоверения об инвалидности
(при наличии).
16. Копия справки медико-социальной экспертизы
установленного образца о признании подопечного
инвалидом, индивидуальная программа
его реабилитации (при наличии инвалидности).
17.Документы,
подтверждающие отсутствие родителей
- копии свидетельств о смерти;
- решение суда о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, о признании безвестно отсутствующим;
- справка о розыске;
- справка о длительной командировке;
- документы,
подтверждающие длительную
- копия
приговора об осуждении
- заявления-согласия
родителей на опеку/попечительство с указание
срока;
- другие документы.
18. Фотография ребенка.
Патронатное воспитание как форма семейного
устройства детей оставшихся без попечения
родителей
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют. Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей –уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.
В исследовании дан анализ управления процессом формирования системы патронатного воспитания в детском доме, который осуществляется как представителями администрации, так и коллегиальными органами управления: Совет по экспериментальной работе, совещание творческой группы педагогов - участников опытно-экспериментальной работы, Совет по передаче детей на патронатное воспитание, Исихолого-медико педагогический консилиум детского дома. Управление процессом внедрения и развития патронатного воспитания обеспечивает интеграцию компонентов структуры (чётко обозначенные цели, средства их достижения, субъект деятельности, определённые отношения и среда) в целостную систему, органично вписывающуюся в образовательное пространство детского дома.
Четвертой ступенью процесса формирования системы патронатного воспитания в детском доме по разработанной нами концепции является включение патронатного воспитания в образовательное пространство детского дома.
В ходе исследования доказано, что система патронатного воспитания, формируемая в образовательном пространстве детского дома, оказывает положительное влияние на все три компонента, его составляющие: обучение воспитанников, а также их воспитание и социализацию (относительно социально контролируемую социализацию по определению А.В.Мудрика), организуемые педагогами детского дома различных специальностей и патронатными воспитателями.
С одной стороны, доказано, что у детей, пребывающих в патронатной семье, отмечается повышение уровня интеллектуального развития, увеличения объема словаря, повышается запас знаний об окружающем мире, улучшается связная речь. Патронатные дети демонстрируют более высокий уровень обучаемости и большую эффективность при решении логических задач, по сравнению с детьми, оставшимися в детском доме. Анализ результатов исследования показал, что воспитанники дают максимальную положительную динамику интеллектуального, физического развития и повышение уровня социализированное™ при условии удовлетворения базовых и познавательных потребностей ребенка и создании психологического комфорта в патронатной семье.
С другой стороны, воспитанники детского дома, не имеющие возможности быть переданными на семейное воспитание, также испытывают положительное влияние развития патронатной системы в детском доме. В процессе расширения круга общения воспитанников в результате знакомства с патронатными воспитателями, работы в клубе «Моя семья», участия в круглых столах патронатных семей, у детей пробуждается интерес к семейным социальным ролям и ценностям, появляется мотивация к планированию будущего жизнеустройства, осознание важности повышения уровня образованности. Кроме того, желание быть принятым в патронатную семью стимулирует самовоспитание и самообразование воспитанников детского дома.
Последовательно прослежен процесс формирования системы патронатного воспитания в детском доме как опытно-экспериментальная деятельность педагогического коллектива детского дома.
Оценка
результатов и продуктов
• статистического анализа практической деятельности Уполномоченной службы по патронатному воспитанию;
• психологической диагностики воспитанников, патронатных воспитателей, семейных отношений;
• оценки динамики развития воспитанников в патронатных семьях. Анализ результатов практической работы Уполномоченной службы по патронатному воспитанию осуществляется по следующим направлениям:
1.
Информационная работа с одной
стороны служит для
2.
Отбор и подготовка
3. Подготовка воспитанников детского дома к переходу в патронатную семью. На данный момент около трети воспитанников детского дома находятся на патронатном воспитании, из оставшихся детей примерно половина готовится к переходу в патронатные семьи во время индивидуальных занятий со специалистами Уполномоченной службы и на занятиях клуба «Моя семья». Остальные дети либо не хотят иметь патронатного воспитателя, либо старше 18 лет, либо уже имеют какого-либо значимого взрослого (родственник, крёстный и пр.). Увеличение год от года количества детей, занимающихся в клубе «Моя семья» отражает рост заинтересованности воспитанников в знакомстве с укладом жизни в положительной успешной семье, которая не сразу пришла к детям, часто имевшим неудачный опыт семейной жизни или не имевшим его ранее.
4.Психолого-
Приведенный анализ этих данных позволяет сделать вывод, что патронатное воспитание дает возможность не только ребенку-сироте получить положительный семейный опыт, но и патронатным воспитателям, принявшим его в семью, приобрести новый смысл жизни и разрешить проблемы своей семьи.
5.Мониторинг состояния и развития детей, воспитывающихся в патронатных семьях, осуществляется в ходе:
• контрольных посещений патронатной семьи и заполнения бланка-отчёта,
• общения с патронатными семьями на круглых столах и родительских собраниях,
• отслеживания выполнения индивидуального плана развития ребенка,
• взаимодействия с образовательными учреждениями, которые посещают дети, воспитывающиеся в ПС, с целью оценки успешности обучения,
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей