Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:09, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что сложившиеся социально – экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях распространёнными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жесткое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей – сирот – домов ребенка, детских домов, школ – интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывает, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развитию ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовывать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60% детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет. В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падения условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «вытесняются на улицу», и как следствие этого большой рост беспризорности.
Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятия из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что защита прав человека и в особенности несовершеннолетних детей зависит не только от разработки и исполнения справедливых законов, но и от усилий всего общества, объединенного общей идеей. В данном случае – идеей заботы о своих детях.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество – порядка 800 тыс. человек, 90% из них – «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны около (18млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшихся без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции увеличения количества таких детей. Совершенствование существующей системы устройства детей оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства.
Актуальность темы исследования объективно предопределена также тем, что действующее законодательство в данной сфере носит достаточно несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего – интересов ребенка.
Предметом исследования выступает нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также основные научно – теоритические концепции по проблематике темы.
Цель исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так и системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие о правах детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- привести
в систему существующее
- определить
и дифференцировать
Необходимо отметить, что монографический анализ всех существующих форм устройства детей, без попечения родителей, в нашей стране до настоящего времени не проводился. Отдельные правовые формы устройства детей, без попечения родителей, являются самостоятельными предметами исследования в ряде научных работ. Их анализу посвящены труды Е.М. Белогорской, А.М. Беляковой, Я.Р.Веберса, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, Б.М. Забродиной, И.М. Кузнецовой, А.М. Нечаевой, А.И. Пергамент, В.А. Рясенцева, Д.М. Чечота, В.П. Шахматова и других ученых.
В
работах указанных авторов
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частно-научных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Теоритической основой служат научные труды ученых в области философии, социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Г.В. Арутюняна, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, В.И. Бошко, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, М.Ф. Владимирского – Буданова, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, М.А. Галагузовой, И.В. Гессен, А.Г. Гойхбарга, К.А. Граве, Е.И. Домбровского, Н.М. Ершовой, К.Н. Забоева, В.Н, Забродиной, О.С. Иоффе, М.М. Клячко, О.А. Красавчикова, Е.А. Крашенинникова, И.М. Кузнецовой, Л.А. Кузьмичева, А.В. Малько, и других.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Научная новизна исследования состоит попытке провести комплексное исследование форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом современных новаций в российском законодательстве.
Методологической базой данного исследования являются законы и категории материалистической диалектики и исторический подход к трактовке общественно-правовых проявлений.
Для достижения поставленных целей и решения задач используются следующие методы исследования: герменевтический; историко-правовой; диалектико-материалистический метод научного познания; метод правового регулирования общественных отношений; анализ, синтез, логический метод и метод системного подхода к объекту изучения; частно-научные методы (системно-структурный и формально-юридический).
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании анализируется широкий круг недостаточно разработанных проблем, касающихся института усыновления, в том числе особого производства об установлении усыновления в гражданском процессе. Для этого проведено комплексное исследование усыновления российских детей иностранными гражданами как одного из способов защиты прав ребенка в суде посредством особого судопроизводства; изучены проблемы, связанные с усыновлением как формой устройства детей в семью и выдвинут ряд тезисов, которые, реализовавшись практически, приведут к существенному улучшению развития института усыновления как вида особого судопроизводства.
В результате проделанной работы исследователи пришли к новым или содержащим элементы новизны выводам, которые выносятся на защиту.
1.
Полагаем, что необходимо
а) рассмотрение дела об усыновлении именно в порядке особого производства и вынесение судебного решения способствует усилению гарантии прав российских детей, усыновленных иностранными гражданами, в наибольшей степени отвечает интересам усыновляемого ребенка и вместе с тем является способом защиты прав и интересов ребенка.
б)
нормы семейного и гражданского
процессуального
2.
Как нам представляется, надо
начать с разработки
Структура исследования
соответствует ее целям и задачам; включает
в себя: введение, основную часть, состоящую
из 3 глав, заключение и библиографический
список использованной литературы. Также
в дипломной работе есть приложения, отражающие
статистические данные усыновления
детей иностранными и российскими гражданами.
Глава
I. Права детей оставшихся
без попечения родителей
Законодательство и
защита прав и интересов
детей-сирот, детей оставшихся
без попечения родителей:
проблемы и пути их решений
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.1 Итак, меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом2, в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии.
1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
Лица
данной категории зачисляются на
полное государственное обеспечение
до окончания ими государственного
или муниципального учреждения начального,
среднего и высшего профессионального
образования. Кроме того, им выплачивается
стипендия, размер которой увеличивается
не менее чем на пятьдесят процентов по
сравнению с размером стипендии, установленной
для обучающихся в данном образовательном
учреждении (в области в высших учебных
заведениях стипендия составляет 345 рублей
в месяц, в средних специальных - 138 рублей),
а также выплачивается ежегодное пособие
на приобретение учебной литературы и
письменных принадлежностей в размере
трехмесячной стипендии.3
2. В области труда и занятости. Главной
задачей государства в сфере труда и занятости
выпускников учреждений для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
является предоставление им равных возможностей
в реализации права на труд и выбор профессии
с помощью различных мероприятий, включая
профессиональную подготовку, установление
квот, стимулирование работодателей к
приему этих граждан на работу, а также
резервирование отдельных видов работ
(профессий) для трудоустройства таких
граждан. Значительная роль в решении
данной задачи принадлежит законодательству
о труде молодежи, содержащему дополнительные
гарантии по охране труда, обеспечению
занятости молодежи, в том числе и временной
занятости путем привлечения молодых
безработных граждан к выполнению общественных
работ, имеющих социально полезную направленность
(благоустройство территории, восстановление
памятников архитектуры, уход за престарелыми
и т.д.).
3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей,
а также лицам из их числа, предоставляется
бесплатное медицинское обслуживание
и оперативное лечение в любом государственном
и муниципальном лечебно-профилактическом
учреждении, в том числе проведение диспансеризации,
оздоровления, регулярных медицинских
осмотров за счет средств соответствующего
бюджета. Кроме того, им предоставляются
бесплатные путевки в школьные и студенческие
спортивно - оздоровительные лагеря (базы)
труда и отдыха, в санаторное - курортные
учреждения при наличии медицинских показаний,
бесплатный проезд к месту отдыха, лечения
и обратно.
4. В жилищной сфере. Одним из важнейших
вопросов, с которым сталкиваются выпускники
учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей является вопрос
обеспечения жилой площадью. Защита жилищных
прав осуществляется в следующих направлениях:
закрепление жилья, предоставление жилья
и контроль за фактическим его использованием
до наступления совершеннолетия выпускников,
контроль при заключении сделок с жилыми
помещениями, принадлежащих несовершеннолетним
выпускникам.
Информация о работе Особенности процесса защиты детей, оставшихся без попечения родителей