Анализ системы государственной службы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной службы в РК. Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
- изучить общетеоретические основы государственной службы в Казахстане;
- раскрыть права и обязанности государственных служащих;
- определить принципы деятельности государственных служащих;
- проанализировать общее состояние системы государственной службы в Республике Казахстан;
- предложить пути реформирования системы государственной службы в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические основы государственной службы………………………..
5
1.1 Понятие государственной службы в Республике Казахстан…………..
5
1.2 Принципы государственной службы и содержание государственной должности………………………………………………………………………
7
1.3 Права и обязанности государственного служащего…………………….
9
2 Анализ системы государственной службы Республики Казахстан………
13
2.1. Анализ текущей ситуации системы государственной службы ……….
13
2.2 Мониторинг состояния кадров государственной службы Республики Казахстан………………………………………………………………………..
17
3. Совершенствование системы государственной службы Казахстана……
22
3.1 Формирование новой модели государственной службы Республики Казахстан……………………………………………………………………….
22
3.2 Совершенствование порядка поступления на государственную службу
26
Заключение………………………………………………………………………
33
Список использованной литературы………………………………………….
35

Файлы: 1 файл

курсовая Дана.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

3) обеспечение  высокого статуса и престижа  государственной службы, формирование  этических норм поведения государственных  служащих.

Для обеспечения  последовательного качественного кадрового обновления и профессионализации государственной службы будет модернизирована ее организационная структура и нормативная правовая база. 

Результатом формирования новой модели станет профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, а также соответствующая актуальным потребностям государственного социально – экономического развития. 

В международной  практике можно выделить две типовые  модели государственной службы – карьерную и позиционную. 

Несмотря  на существующие в данных моделях  различия в порядке поступления  и прохождения государственной  службы, для них характерен ряд  общих условий, обеспечивающих эффективность  системы государственной службы. Первое – это разделение государственных служащих на политических «назначенцев» и профессиональных «исполнителей». Второе – это прием на государственную службу на конкурсной основе, что позволяет отбирать на государственную службу квалифицированных и компетентных специалистов и снизить возможности для патронажной системы отбора и продвижения кадров.

Важной  особенностью системы государственной  службы за рубежом является высокий  престиж и статус государственной  службы.

В настоящее  время большинство стран предпочитает выстраивать смешанные модели государственной службы, учитывающие особенности национальной системы государственного управления.

Во  многих эффективных моделях государственной  службы (Нидерланды, Сингапур, США, Италия) для разграничения процесса принятия политических решений от процесса их реализации действует институт старшей государственной службы, функциями которого являются выработка управленческих установок и проведение административной деятельности в соответствии с общей государственной политикой.

Новая модель государственной службы Республики Казахстан будет оставаться смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы. 

Вместе  с тем, в новой модели государственной  службы согласно Стратегическому плану  развития Республики Казахстан до 2020 года будет четко прослеживаться корпусная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы. 

Формирование  новой модели предполагает утверждение к 2012 году нового реестра государственных должностей, основанного на трех корпусах.

В корпус политических государственных служащих будут включены служащие, формирующие  государственную политику, осуществляющие руководство отраслью (сферой) государственного управления, определяющие стратегические направления государственного развития в соответствующей сфере, а также служащие, назначение которых носит политико-определяющий характер. 

В состав политических государственных должностей будут отнесены следующие должности: первые руководители центральных государственных органов, органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и города республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан. 

В новой  модели в структуре административной государственной службы будет сформирован  управленческий корпус «А», обеспечивающий реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением. 

Назначения  на административные должности управленческого  корпуса «А» будут осуществляться исключительно из кадрового резерва, для обеспечения эффективности его использования будет предусмотрена правовая норма, предусматривающая обязательность нахождения кандидата в кадровом резерве корпуса «А». 

Формирование  политического кадрового резерва  и кадрового резерва управленческого  корпуса «А» административной государственной службы будет обеспечиваться Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан на основе предложений государственных органов и акимов областей, столицы, города республиканского значения.

Состав и положение о Национальной комиссии по кадровой политике будут определены Президентом Республики Казахстан. 
В новой модели государственной службы будет пересмотрен реестр политических государственных должностей и ограничено число политических государственных должностей, в том числе будут четко определены роль и степень ответственности лица, назначенного на должность ответственного секретаря, и разработан открытый, транспарентный, основанный на заслугах механизм его назначения.

Учитывая  приоритеты развития государственной службы, определенные Президентом Республики Казахстан, должность ответственного секретаря будет отнесена к управленческому корпусу «А», соответственно, полномочия, права, обязанности ответственных секретарей будут определены в рамках нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данного корпуса.

Также в целях сохранения преемственности  в работе государственного органа будет  устанавливаться срок, на который  назначаются ответственные секретари, вне зависимости от периода пребывания в должности первых руководителей государственных органов.

Отбор в управленческий корпус «А» административной государственной службы будет проводиться  на основе постоянного рекрутинга из числа государственных служащих, отнесенных к исполнительному корпусу  «Б», зарекомендовавших себя в качестве профессионально компетентных и эффективно работающих сотрудников.

Расширение  имеющегося кадрового потенциала и  открытость системы государственной  службы также будет обеспечиваться за счет так называемого механизма  «социального лифта».

Данный  механизм позволит профессионально  подготовленным кадрам, не являющимся государственными служащими, но занимающим руководящие должности в организациях государственного и частного сектора, участвовать в конкурсном отборе для включения в кадровый резерв корпуса «А».

Критерии  для зачисления в политический кадровый резерв и кадровый резерв управленческого  корпуса «А» будут определены отдельным нормативным правовым актом по представлению уполномоченного  органа по делам государственной  службы.

В частности, основанием для принятия решения  о зачислении кандидата в политический кадровый резерв и кадровый резерв управленческого корпуса «А»  административной государственной  службы целесообразно определить следующие  критерии:

- уровень и профиль образования, стаж и опыт работы, оценка профессиональных и личностных компетенций, соблюдение служебной этики, наличие письменной рекомендации политического государственного служащего либо административного служащего управленческого корпуса «А» с многолетним опытом работы на руководящих должностях.

К кандидатам для поступления в управленческий корпус «А» будет применяться  оценка профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным служащим функциональных обязанностей на управленческой должности.

Механизмами конкурсного отбора в кадровый резерв управленческого корпуса «А»  административной государственной  службы станет проведение тестирования на основе профессиональных и личностных компетенций, а также профессионально  ориентированного собеседования и экзаменов.

Для формирования эффективного механизма, обеспечивающего  при смене руководителя государственного органа, занимающего политическую должность, стабильность работы административных государственных служащих и внутриведомственную  преемственность, будет устанавливаться срок пребывания государственного служащего в должности корпуса «А».

Назначение  на должность и освобождение от должности  служащего управленческого корпуса  «А» будет согласовываться уполномоченным органом по делам государственной  службы на основании решения Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан.

Для обеспечения  высокого уровня профессиональных и  управленческих навыков предусматривается  проведение ротации государственных  служащих. Ротация государственных служащих будет проводиться на системной основе по следующим схемам: межуровневая («центр – регион», «регион – центр»), межрегиональная («регион – регион»), межсекторальная («центр – центр»), что позволит обеспечить приток профессиональных кадров как в центральные государственные, так и местные исполнительные органы.

Условия и порядок проведения ротации  государственных служащих будут  определены по представлению уполномоченного  органа по делам государственной  службы актом Президента Республики Казахстан.

Для успешного  проведения межуровневой и межрегиональной  ротации государственной службы будет разработан механизм социального  обеспечения, в том числе установления «надбавок» (региональных коэффициентов) к должностному окладу и будет  обеспечено наличие жилищного фонда в регионах для государственных служащих, назначаемых в порядке ротации.

Разделение  действующих административных государственных  служащих на управленческий корпус и  исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию (в соответствии с должностью, которую в настоящий момент занимает государственный служащий).

В исполнительный корпус «Б» государственной административной службы будут включены государственные  служащие, занимающие исполнительные должности (должности, не отнесенные к  корпусу «А»).

Основной  задачей государственных служащих корпуса «Б» станет реализация государственной  политики (исполнительская деятельность) в соответствии с установками  государственных служащих управленческого  корпуса «А».

С учетом положительной практики действующего реестра должностей административных государственных служащих по категориям, для должностей управленческого корпуса «А» и исполнительного корпуса «Б» административной государственной службы будут установлены категории.

При формировании в структуре административной государственной службы корпусов «А» и «Б» предусматривается оптимизация действующего реестра должностей административных государственных служащих.

Реестр  государственных должностей, основанный на трех корпусах, будет утверждаться Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа по делам государственной службы. 

 

 

3.2 Совершенствование порядка поступления на государственную службу

 

 

В международной  практике поступление на государственную  службу осуществляется на конкурсной основе, где основным принципом является принцип меритократии, то есть признание личных заслуг и достижений.

Общей схемой конкурсного отбора является рассмотрение конкурсного пакета документов претендента и проведение тестирования, интервью, устных и письменных экзаменов, позволяющих оценивать профессиональные знания и опыт, а также личностные компетенции претендента на вакантную должность.

Следует отметить, что в эффективных моделях  государственной службы поступление  на государственную службу и проведение конкурсного отбора неразрывно связано с формированием кадрового резерва.

В новой  модели порядок поступления на государственную  службу будет принципиально усовершенствован путем внедрения двухэтапного конкурсного  отбора, отличительными характеристиками которого станет расширение содержательной части конкурсных процедур и обязательное нахождение кандидата на вакантную должность в кадровом резерве административной государственной службы.

В настоящее  время уполномоченным органом по делам государственной службы проводится пилотный проект по двухэтапному конкурсному отбору, по результатам которого будет проведена соответствующая нормотворческая работа.

В новой  модели государственной службы на первом этапе конкурсного отбора уполномоченным органом и его территориальными управлениями будет проводиться отбор в кадровый резерв административной государственной службы. Иными словами, будет формироваться единая база данных кандидатов для поступления на государственную службу.

Отбор в кадровый резерв административной государственной службы будет основываться на тестировании, определяющем уровень знания Конституции Республики Казахстан и законодательства о государственной службе, а также уровень профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным служащим функциональных обязанностей вне зависимости от отраслевой специфики государственного органа.

Для проведения оценки профессиональных и личностных компетенций государственного служащего  понятие «профиль компетенций государственного служащего» будет нормативно закреплено, что позволит использовать его как составную часть квалификационных требований к кандидатам на занятие административных государственных должностей.

Уполномоченным  органом по делам государственной  службы для каждого уровня административной государственной службы (управленческого и исполнительного) будет утверждаться типовой профиль компетенций, на основе которого будут разрабатываться отраслевые профили компетенций. 

Информация о работе Анализ системы государственной службы Республики Казахстан