Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:13, контрольная работа
Целью исследования являлось изучение основных направлений развития банковского сектора Республике Казахстан, а также эволюцию развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность, структуру банковского сектора РК;
- исследовать деятельность, показатели Национального банка Республики Казахстан;
Введение 3
1. Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан 5
1.1 Банковская система в условиях административно-командной экономики 5
1.2 Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономики 9
2. Банковская система Республики Казахстан на современном этапе 13
2.1 Роль Национального Банка в развитии банковского сектора экономики страны 13
2.2 Банки второго уровня, их роль в рыночной экономике 19
3. Проблемы функционирования и перспективы развития банковского сектора Республики Казахстан 3.1 Состояние банковской системы в условиях нестабильной экономики 25
3.2 Приоритеты развития банковской системы 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 35
Введение
1. Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан
1.1 Банковская система в условиях административно-командной экономики
1.2 Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономики
2. Банковская система Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Роль Национального Банка в развитии банковского сектора экономики страны
2.2 Банки второго уровня, их роль в рыночной экономике
3. Проблемы функционирования и перспективы развития банковского сектора Республики Казахстан 3.1 Состояние банковской системы в условиях нестабильной экономики
3.2 Приоритеты развития банковской системы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан». Национальный Банк осуществляет регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствует созданию общих условий для функционирования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Регулирующие и надзорные функции Национального Банка в отношении банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов.
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан. Банк с иностранным участием — банк второго уровня, более одной трети размещенных акций которого находятся во владении, собственности и/или управлении:
- нерезидентов Республики Казахстан;
- юридических лиц — резидентов Республики Казахстан, более одной трети размещенных акций или долей участия в уставных капиталах которых находятся во владении, собственности и/или управлении нерезидентов Республики Казахстан либо аналогичных им юридических лиц — резидентов Республики Казахстан; в) резидентов Республики Казахстан, являющихся распорядителями средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Казахстан либо юридических лиц, указанных в подпункте б) настоящего пункта.
Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Имея огромную власть во всем мире, банки в Казахстане, однако, потеряли свою изначально высокую роль.
Актуальность темы исследования заключается в значении развития банковского сектора в Республике Казахстан. Так в посткризисный период значение банковского сектора возросло, и стало ощутимым как для населения, так и для корпоративного сектора. При этом услуги банковских учреждений способны улучшить социальную обстановку в стране, в частности продуманная политика конкретного банка может стать стабилизирующим инструментом экономики, что подтверждает актуальность.
Целью исследования являлось изучение основных направлений развития банковского сектора Республике Казахстан, а также эволюцию развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность, структуру банковского сектора РК;
- исследовать деятельность, показатели Национального банка Республики Казахстан;
- проанализировать показатели банковского сектора РК;
- исследовать проблемы банковского сектора Республики Казахстан на современном этапе;
- представить перспективы развития банковских услуг в РК.
Объектом исследования является банковская система Республики Казахстан, Национальный и коммерческие банки республики.
Предметом исследования банковская система Республики Казахстан, её становление и развитие.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.
Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки. Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК». Основной задачей НБК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Национальный банк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран.
Созданный приказом Государственного банка СССР от 16 октября 1987 года № 177 Казахский Республиканский банк Госбанка СССР не отвечал требованиям нарождающихся рыночных отношений в составе аморфной банковской системы. Казгосбанк СССР не имел ни прав, ни полномочий Центрального банка. Более того, продолжал кредитно-расчетное обслуживание некоторых отраслей народного хозяйства: Министерства внутренних дел, Комитета Госбезопасности, Министерства обороны. Кредитные ресурсы для специализированных банков выделялись из Москвы. Управляемость банковской системы, в целом, в республике была ослаблена. На проводимых совещаниях со специализированными банками принимались решения рекомендательного характера, большинство из которых не выполнялось, если было не в интересах того или иного банка. О каких-либо методологических и надзорных функциях по отношению к другим банкам и речи быть не могло. Все указания и кредитные ресурсы они получали от своих головных московских банков. Кроме того, были не редки случаи, когда спецбанки самовольно выпускали деньги в обращение, используя единую систему МФО (межфилиальные обороты).
Следует при этом отметить, что структура банковского сектора зеркально отражала ситуацию отношений регион - центр. Союзные министерства предпринимали попытки усиления централизованного управления и не воспринимали объективной необходимости расширения прав и ответственности союзных республик.
Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отмстить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.
Трудность заключалась в том, что все члены рабочей группы знали о суверенитете столько, сколько было написано в имеющейся специальной литературе. Никто не знал окончательную судьбу СССР и сколько можно взять этого самого суверенитета, все знали пути перехода от капитализма к социализму, но не было опыта обратного перехода. Тем не менее, несмотря на все трудности, ведущие банкиры, ветераны банковской системы начали составлять соответствующие директивные документы и проекты законов.
Мы совершили это небольшое историческое отступление для того, чтобы можно было понять, в каких невероятных условиях готовился проект «Закона о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
В это время коммерческие и специализированные банки проводили свою кредитную, процентную и расчетную политику, не придавая значимости своим волевым действиям, а у Казахского республиканского банка Госбанка не было никаких законодательных прав.
Естественно, основная нагрузка по подготовке этого Закона ложилась на руководящий состав бывшего Казгосбанка. Точнее, она возлагалась на заместителя Председателя Госбанка Черных Ю.Ю. и советника Председателя Назарова В.К. Работа велась под непосредственным руководством Председателя Казгосбанка Рябова Бориса Дмитриевича. Безусловно, к работе над проектом закона были привлечены все специализированные и коммерческие банки, особенно на стадии обсуждения проекта в Верховном Совете Казахской ССР. Проект закона был разослан Госплану, Минфину, Минюсту и Другим компетентным органам. Замечания и предложения по проекту были получены также и от представителей МВФ.
Закон в корне менял существо и принципы построения банковской системы республики. Уже сам факт принятия такого закона являлся беспрецедентным. В законе было написано, что республика имеет двухуровневую банковскую систему, представленную Государственным банком Казахской ССР и сетью коммерческих банков. Госбанк Казахской ССР находится в собственности республики и является ее Центральным банком. Вес кредитные ресурсы, формируемые на территории Казахской ССР, являются достоянием республики.
Но, поскольку республика к тому времени не имела своей национальной валюты, и отношения с Россией в этом вопросе были весьма неопределенными, то, в законе, соответственно, пришлось записать, что взаимоотношения Госбанка Казахской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.
В законе, также определены основные задачи Казгосбанка, состоящие в обеспечении устойчивой единой денежной единицы, имеющей хождение на территории союзных республик, в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, расчетов, в разработке и соблюдении общих правил государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и других банков, организации валютного контроля и валютного регулирования.
В законодательном акте особо подчеркнуто, что Госбанк Казахской ССР, в своей деятельности независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, руководствуется настоящим законом и подотчетен Верховному Совету Казахской ССР.
Такая запись в Законе была вызвана тем, что в свое время Национальный банк не находил поддержки в установлении принципов независимого центрального банка страны. Это был период продолжающегося сильного влияния административно-