Банковская система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования являлось изучение основных направлений развития банковского сектора Республике Казахстан, а также эволюцию развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность, структуру банковского сектора РК;
- исследовать деятельность, показатели Национального банка Республики Казахстан;

Оглавление

Введение 3
1. Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан 5
1.1 Банковская система в условиях административно-командной экономики 5
1.2 Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономики 9
2. Банковская система Республики Казахстан на современном этапе 13
2.1 Роль Национального Банка в развитии банковского сектора экономики страны 13
2.2 Банки второго уровня, их роль в рыночной экономике 19
3. Проблемы функционирования и перспективы развития банковского сектора Республики Казахстан 3.1 Состояние банковской системы в условиях нестабильной экономики 25
3.2 Приоритеты развития банковской системы 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Банковская система Республики Казахстан, ее становление и развитие.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 1 - Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке, млрд. тенге

 

 

Cальдо операций НацБанка на денежном рынке

Участие НацБанка на валютном рынке

Чистое изъятие

ликвидности

2005

-303,5

478,0

174,5

2006

211,2

-48,6

162,6

2007

-997,8

1271,0

273,2

2008

644,5

-771,8

-127,3

2009

447,4

404,8

852,1

2010

-596,1

-729,9

-1326,0

Примечание: Национальный банк Республики Казахстан

В 2010 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. С 10 августа 2010 года Национальный Банк принимает депозиты от банков сроком на 7 дней и 1 месяц. Ставки по данным депозитам были первоначально установлены на уровне 2,0% и 2,5%, соответственно, а в последствии постепенно снижались. С 1 декабря 2010 года ставки по депозитам от банков сроком на 7 дней составляют 0,5%, по депозитам сроком на 1 месяц – 1,0% .

Минимальные резервные требования. С 3 марта 2010 года нормативы минимальных резервных требований для банков были снижены с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банка и с 3% до 2,5% по иным обязательствам банка. Данное снижение по оценке высвободило около 50 млрд. тенге ликвидности. С 30 ноября 2010 году в целях регулирования краткосрочной ликвидности для банков, находящихся в процессе реструктуризации, были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований в размере 0% для внутренних обязательств и 0% для иных обязательств банка.

В 2010 году векселя к переучету не принимались. В портфеле Национального Банка на 1 января 2011 года векселей не имелось.

Денежные агрегаты. Динамика показателей денежного предложения в 2010 году демонстрировала показатели роста: денежная масса выросла на 17,9%, наличные деньги в обращении увеличились на 6,5%, расширение денежной базы составило 60,7%. За 2010 год чистые международные резервы Национального Банка выросли на 14,2% до 22,7 млрд. долл.

 

 

 

 

 

2.2 Банки второго уровня, их роль в рыночной экономике
 

Нижнее звено кредитной системы состоит из сети самостоятельных учреждений, непосредственно обслуживающих народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на коммерческих началах. Это коммерческие, кооперативные и частные банки, объединенные в банковских законодательствах под общим названием коммерческих банков.

Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «коммерческий банк»). Но с развитием промышленности и других отраслей банки стали обслуживать другие сферы экономики и постепенно термин «коммерческий» в названии банка утратил свой первоначальный смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов деятельности хозяйственных агентов, независимо от рода их деятельности. Как и во всех государствах постсоветского пространства в Казахстане существует двухуровневая банковская система, которая основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и горизонтали. По вертикали – отношения подчинения между центральным банком (Национальным банком) как руководящим, управляющим и низовыми звеньями – коммерческими и специализированными банками. По горизонтали – отношения равноправного партнерства между различными банками (приложение).

На современном этапе развития банковская система характеризуется следующими тенденциями [2, c. 96]:

-                     консолидация банковского капитала, повышения уровня капитализации банков второго уровня;

-                     рост количественных показателей деятельности коммерческих банков;

-                     сокращение количества финансово неустойчивых банков;

-                     сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также уменьшение государственной доли в банковском капитале;

-                     приближение банков к международным стандартам деятельности.

Коммерческий банк является элементом банковской системы. Это означает, что он должен:

-                     обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций);

-                     функционировать по общим правилам игры;

-                     функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества;

-                     быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию;

-                     взаимодействовать с другими элементами банковской системы [3, c 82].

Все банки, функционирующие в Казахстане, кроме Национального банка РК, представляют собой второй уровень банковской системы и поэтому получили название «банки второго уровня».

Юридической основой деятельности банков второго уровня Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. №2443.

В соответствии с Законом банк второго уровня в Казахстане является юридическим лицом, осуществляющим независимо от собственности, коммерческую деятельность, основная цель функционирования которого – получение прибыли.

Банки второго уровня вправе открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства как на территории Казахстана, так и за его пределами.

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.

Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиентов. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов [4].

Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения.

Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

Банки могут выполнять следующие функции:[1]

-                     привлечение депозитов на платной основе;

-                     ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;

-                     предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;

-                     финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

-                     выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

-                     покупку, продажу и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

-                     выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

-                     приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);

-                     оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по риску;

-                     услуги по хранению документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес);

-                     финансирование коммерческих сделок, в т.ч. без права продажи (форфейтинг);

-                     доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);

-                     оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;

-                     осуществление лизинговых операций.

При наличии специальной лицензии Национального банка коммерческие могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).

Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать или уничтожать деньги, то есть увеличивать или уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано с депозитной и кредитной деятельностью банков. Депозит может создаваться двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк или выдачей заемщику кредита. При этом указанные операции различным образом влияют на объем денежной массы в обращении.

Однако банки способны не только создавать, но и уничтожать деньги. Это возможно при погашении заемщиками кредитов путем списания денег с их депозитных счетов. В данном случае общая денежная масса в хозяйстве сокращается.

При наличии спроса на кредит современный эмиссионный механизм позволяет расширять границы денежной эмиссии, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Но экономике требуется оптимальное, а не чрезмерное количество денег в обращении, поэтому коммерческие банки действуют в пределах ограничений (обязательных резервов), устанавливаемых центральными банками.

Коммерческие банки выполняют эмиссионно-учредительскую функцию, осуществляя выпуск и размещение ценных бумаг, в частности, акции и облигации. При этом банки имеют возможность направлять сбережения на производственные цели. Рынок ценных бумаг как бы дополняет систему кредита и взаимодействует с ней. По поручению предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Банки гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи непосредственно своим клиентам, а не методом свободной продажи на бирже.

Достаточная экономическая осведомленность и возможность контроля экономических ситуаций позволяют банкам осуществлять консультационное обслуживание клиентов. Банки проводят анализ финансовой деятельности предприятий, состояния их бухгалтерского учета, оценивают стратегию развития и выявляют возможные направления увеличения доходов. Занимаясь операциями с ценными бумагами, банки оценивают перспективность выпуска новых акций клиента и реальность их размещения; консультируют клиентов в выборе фирм, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг, и предоставляют другие консультационные услуги : от открытия счетов до рекомендации по совершению операций на денежном и товарном рынках .

Информация о работе Банковская система Республики Казахстан