Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:13, контрольная работа
Целью исследования являлось изучение основных направлений развития банковского сектора Республике Казахстан, а также эволюцию развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность, структуру банковского сектора РК;
- исследовать деятельность, показатели Национального банка Республики Казахстан;
Введение 3
1. Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан 5
1.1 Банковская система в условиях административно-командной экономики 5
1.2 Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономики 9
2. Банковская система Республики Казахстан на современном этапе 13
2.1 Роль Национального Банка в развитии банковского сектора экономики страны 13
2.2 Банки второго уровня, их роль в рыночной экономике 19
3. Проблемы функционирования и перспективы развития банковского сектора Республики Казахстан 3.1 Состояние банковской системы в условиях нестабильной экономики 25
3.2 Приоритеты развития банковской системы 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 35
Согласно действующему законодательству и «Программы Президента Республики Казахстан «2030» Национальный банк с целью усиления роли банков в экономике страны и повышения их конкурентоспособности принимает разнообразные принципы дальнейшего совершенствования и формирования стабильной и устойчивой банковской системы.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.
Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли. Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.
Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики. Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров. Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:
- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
- обеспечение функционирования платежных систем;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;
- осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;
- осуществление функции банка банков;
- осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;
- организация функционирования платежных систем;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;
- управление золотовалютными активами Национального Банка;
- осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.
- осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.
В структуру Национального Банка Казахстана входят:
1) центральный аппарат, состоящий из 12 департаментов (один департамент в г. Астана), 9 самостоятельных управлений;
2) 16 территориальных филиалов и два филиала в городе Алматы: Центр кассовых операций и хранения ценностей и Центр обеспечения деятельности Национального Банка
3) Представительство Национального Банка в Российской Федерации;
4) 4 подотчетных организации:
- Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан»;
- Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банковское сервисное бюро Национального Банка Республики Казахстан»;
- Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский монетный двор Национального Банка Республики Казахстан»;
- Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банкнотная фабрика Национального Банка Республики Казахстан».
Национальный Банк является учредителем акционерных обществ:
- «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»;
- «Резервный Центр Национального Банка Республики Казахстан «Q-BRO».
- Национальный Банк является одним из акционеров акционерного общества
- «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ».
За 2010 год доходы Национального Банка составили – 50 134,8 млн. тенге, затраты – 15 970,1 млн. тенге, чистая прибыль составила 34 164,7 млн. тенге и выросла по сравнению с 2009 годом на 3 967,7 млн. тенге (на 13,1%).
По монетарной деятельности Национального Банка за 2010 год в результате операций на внешнем и внутреннем рынках нетто-доходы сложились в размере 49 055,2 млн. тенге с ростом на 5 715,3 млн. тенге или на 13,2%. По операциям на внешнем рынке нетто-доходы сложились в размере 40 125,6 млн. тенге, с уменьшением на 27 074,9 млн. тенге (на 40,3%) в результате уменьшения нетто-доходов по валютному портфелю на 27 118,7 млн. тенге (на 40,6%), в том числе во внутреннем управлении нетто-доходы снизились на 24 063,8 млн. тенге и составили 42 732,7 млн. тенге, во внешнем управлении нетто-затраты составили 3 069,3 млн. тенге с ростом на 3 054,9 млн. тенге.
По портфелю золота нетто-доходы увеличились на 43,8 млн. тенге (на 10,5%) и составили 462,2 млн. тенге в связи с ростом цен на золото. По операциям на внутреннем рынке сложился нетто-доход в сумме 8929,6 млн. тенге с ростом на 30 712,6 млн. тенге (на 137,5%) за счет роста нетто-доходов по операциям с внутренней финансовой системой на 31 836,3 млн. тенге в связи с увеличением объема операций по рефинансированию банков.
Нетто-затраты по операциям с государственными ценными бумагами уменьшились на 11 582,1 млн. тенге (на 75,4%) и составили 3 787,5 млн. тенге в связи с уменьшением объема государственных ценных бумаг в портфеле Национального Банка по сравнению с 2009 годом по причине погашения облигаций, а также в результате продаж ценных бумаг.
Затраты по депозитам Правительства выросли на 55,3 млн. тенге (на 28,9%) и составили 246,6 млн. тенге, что связано с увеличением объема размещаемых депозитов. За 2010 год были созданы провизии по займам предоставленным банкам, в результате чего нетто-затраты составили 10 654,2 млн. тенге.
По немонетарной деятельности Национального Банка доходы за 2010 год составили 1 079,6 млн. тенге и увеличились на 244,8 млн. тенге (на 29,3%), затраты сложились в размере 15 970,1 млн. тенге и увеличились на 1 992,3 млн. тенге (на 14,3%). В результате нетто-затраты составили 14 890,5 млн. тенге.
Доходы по немонетарной деятельности увеличились в основном за счет непредвиденных доходов, которые составили 458,3 млн. тенге и выросли на 353,7 млн. тенге (в 4,4 раза) в связи с реализацией в отчетном периоде мини-слитков золота и передачей акций АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» в собственность Национального Банка в соответствии с постановлением Правительства № 668 от 7 мая 2009 года.
По итогам 2010 года инфляция сложилась на уровне 6,2% , что в 1,5 раз меньше по сравнению с инфляцией 2009 года (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года – 9,5%). Среднегодовая инфляция составила 7,3%.
В 2010 году замедление годовой инфляции произошло на фоне снижения темпов роста цен на продовольственные товары и платные услуги, тогда как темпы роста цен на непродовольственные товары ускорились. Продовольственные товары стали дороже на 3,0% (в 2009 году – на 10,8%), непродовольственные товары – на 8,6% (на 5,7%), платные услуги населению – на 8,4% (на 11,4%).
Национальный банк Республики Казахстан реализует денежно-кредитную политику. В 2010 году отмечалась устойчивая тенденция снижения инфляции. Низкая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровень годовой инфляции (% к соответствующему месяцу предыдущего года)
Примечание: Национальный банк Республики Казахстан
Наибольший рост продемонстрировали цены на сахар – на 38,7%, на моющие и чистящие средства – на 25,5%, на товары личной гигиены – на 20,8%, на медикаменты – на 20,0%, на медицинские услуги – на 13,7%, на услуги связи – на 11,3%. Постепенный рост мировых цен сказался на удорожании промышленной продукции казахстанских производителей в 2010 году. Промышленная продукция в целом за 2010 год стала дороже на 31,0% (в 2009 году – снижение на 18,6%).
При этом произведенная продукция стала дороже на 32,6%, в том числе продукция промежуточного потребления – на 36,0%, потребительские товары – на 9,3%, а средства производства подешевели на 1,7%. Услуги производственного характера стали дороже на 6,5%.
Инструменты денежно-кредитной политики. Замедление инфляционных процессов в 2010 году позволило Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.
В феврале 2010 года Национальным Банком был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за долл. +/-3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного баланса, сохранить золотовалютные резервы Национального Банка.
На внутреннем валютном рынке в 2010 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. За 2010 год нетто-продажа Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 5,4 млрд. долл. При этом, если с января по октябрь Национальный Банк обеспечивал предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, то в ноябре-декабре 2010 года Национальный Банк проводил операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, объем которых в этот период составил около 4 млрд. долл.
В 2010 году Национальным Банком приняты дополнительные меры по обеспечению стабильности на финансовом рынке. Принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным Банком.
В 2010 году Национальный Банк предоставлял займы рефинансирования банкам посредством операций обратного РЕПО и в январе-феврале 2010 года – операций СВОП. Общий объем операций обратного РЕПО за 2010 год составил 5,9 трлн. тенге, операций СВОП – 1,4 трлн. тенге. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней и 1 месяц.
В марте 2010 года Национальный Банк прекратил проведение операций валютный СВОП и СВОП под залог остатков денег на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке. По состоянию на конец 2010 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 404,9 млрд. тенге (рисунок 2).
Рисунок 2 - Объем непогашенной задолженности по выданным банкам займам рефинансирования
Примечание: Национальный банк Республики Казахстан
Был скорректирован перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО, который включает государственные ценные бумаги, облигации национальных компаний Казахстана, иностранных государств, международных финансовых организаций, АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Банк развития Казахстана», АО «Евразийский банк развития», а также долговые ценные бумаги банков, эмитенты которых находятся в прямой 100% собственности у государства или АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», или АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».
В результате предпринятых Национальным Банком мер на протяжении 2009-2010 годов по обеспечению стабильности финансового сектора ситуация с тенговой ликвидностью в банковском секторе значительно улучшилась. Как следствие, во второй половине 2010 года увеличился спрос со стороны банков на операции Национального Банка по изъятию ликвидности. Несмотря на то, что за 2010 год по сравнению с 2008 годом объем выпущенных краткосрочных нот уменьшился в 2,0 раза и составил 1,4 трлн. тенге, их объем в обращении в 2010 году вырос на 51,6% до 473,3 млрд. тенге.
Средневзвешенная доходность по нотам снизилась с 5,82% в декабре 2009 года до 2,23% в декабре 2010 года (рисунок 3).
Рисунок 3 – Эффективная доходность по краткосрочным нотам Национального Банка, %
Примечание: Национальный банк Республики Казахстан
С 10 августа 2010 года Национальный Банк приостановил размещение краткосрочных нот со сроком обращения 1 месяц, и начал выпускать ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев. От банков в 2010 году было привлечено депозитов на сумму 16,3 трлн. тенге, что в 2,7 раза больше, чем в 2009 году. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке выросли с 33,0 млрд. тенге на конец 2009 года до 488,9 млрд. тенге на конец 2010 года, т.е. в 14,8 раза. Итогом операций Национального Банка на внутреннем рынке стало изъятие ликвидности банков на 1,3 трлн. тенге за 2010 год (таблица 1). Также Национальный Банк привлек депозиты Министерства финансов в тенге на общую сумму 5 732,8 млрд. тенге по средней ставке 0,25% годовых, средний срок привлечения составил 7 дней.