Развитие системы государственной службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение современной государственной службы России невозможно без первоначального изучения базовых категорий института государственной службы (понятия «государственная служба», «государственная должность», системы государственной службы), так как именно данные понятия являются первоэлементами данного института, формирующими дальнейшие особенности в организации государственной службы.
Во-первых, в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ дается новое определение понятия «государственная служба», уточняющее предназначение деятельности государственных служащих.
Во-вторых, устранена неясность, которая до этого имелась в вопросе о военнослужащих, проходивших службу не в государственных органах, а в воинских частях и соединениях, а также о лицах, проходивших службу не в государственных органах, а в учреждениях правоохранительной системы и имевших специальные звания и классные чины (сотрудники правоохранительной службы).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие и сущность государственной службы………………………….9
§ 1. Понятие государственной службы……………………………………………..9
§ 2. Признаки и сущность государственной службы…………………………….17
Глава 2. Система государственной службы………………………………………19
§ 3. Виды государственной службы……………………………………………….19
§ 4. Особенности правового регулирования отдельных видов
государственной службы……………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсовая Жилинская.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

Система государственного и муниципального управления

(дисциплина)

 

 

Курсовая работа по теме:

Развитие системы государственной службы в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Студент Жилинская Оксана Игоревна

 

Группа 11462

 

Дата 02.09.2013

   
 

Преподаватель Фахрутдинова А.З.

   
   
   
   

 

 

Новосибирск 2013 г.

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии

преподавателя

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Понятие и сущность государственной службы………………………….9

§ 1. Понятие государственной службы……………………………………………..9

§ 2. Признаки и сущность государственной службы…………………………….17

Глава 2. Система государственной службы………………………………………19

§ 3. Виды государственной службы……………………………………………….19

§ 4. Особенности правового регулирования отдельных видов  

       государственной  службы……………………………………………………...31

Заключение………………………………………………………………………….45

Список использованной литературы……………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие XX в. в России произошли коренные изменения как в экономической, так и в политической сфере, начались правовые преобразования, вызванные перестройкой отношений собственности и системы власти. Формируется и новая, соответствующая переходному периоду система государственного управления.

В течение 1992-2002 гг. в России сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. Однако в этот период не была решена главная задача: не была создана комплексная нормативная правовая база, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права. Как отметил Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию на 2003 год1, наш государственный аппарат малоэффективен, и это сводит на «нет» экономические и другие реформы. Поэтому потребовался новый этап административной реформы, важнейшей составной частью которой стало дальнейшее реформирование государственной службы. В настоящее время проблема создания современной высокоэффективной государственной службы находится в центре внимания Президента и Правительства страны. Ведь от решения этой ключевой проблемы во многом зависит, состоится ли экономическое, политическое и социально-культурное формирование России, ее становление как истинно демократического федеративного правового государства. Добиться этого можно, в том числе, и посредством совершенствования института государственной службы. 15.08.2001 Президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы РФ2.

Анализ положений Концепции позволяет сделать вывод, что в целом она базировалась на последних достижениях юридической науки и науки административного права, в частности. Институт государственной службы продолжает оставаться объектом углубленного исследования отечественных ученых, прежде всего ученых-юристов.

Весьма критические выводы, изложенные в Концепции, относительно состояния государственной службы, тем не менее имеющие объективный характер, требовали принятия неотложных мер комплексного характера по кардинальному изменению сложившейся ситуации, что нашло выражение в соответствующих решениях Президента РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2002 № 1336 утвержден такой важный документ, как Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»3.

Данным Указом Президента РФ предписано, что в 2003-2005 годах необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы Российской Федерации.

Кроме того Федеральной программой констатирована необходимость разработки и принятия ряда приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов (о системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной службы, о местном самоуправлении и муниципальной службе и других).

Следствием осуществляемых мероприятий, предусмотренных «Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации» и Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» явилось принятие 27.05.2003 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации» (далее – Закон № 58-ФЗ)4 и 27.07.2004 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ)5.

В связи с тем, что многие положения Федеральной программы не реализованы, 12.12.2005 Президентом был издан Указ «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы»6. Опыт осуществления мероприятий вышеуказанной федеральной программы выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

В 2009 году принята программа, мероприятия которой направлены на дальнейшее реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации,  а именно – Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»7. Целью настоящей программы является создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Ввиду исключительно важной роли государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях, необходимо рассматривать государственную службу с учетом тех коренных изменений, которые внесены вышеупомянутыми Федеральными законами, а также новшеств, содержащихся в других реформаторских актах.

Однако, рассмотрение современной государственной службы России невозможно без первоначального изучения базовых категорий института государственной службы (понятия «государственная служба», «государственная должность», системы государственной службы), так как именно данные понятия являются первоэлементами данного института, формирующими  дальнейшие особенности в организации государственной службы.

Во-первых, в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ дается новое определение понятия «государственная служба», уточняющее предназначение деятельности государственных служащих.

Во-вторых, устранена неясность, которая до этого имелась в вопросе о военнослужащих, проходивших службу не в государственных органах, а в воинских частях и соединениях, а также о лицах, проходивших службу не в государственных органах, а в учреждениях правоохранительной системы и имевших специальные звания и классные чины (сотрудники правоохранительной службы).

В-третьих, изменен подход к категории «государственная должность». Установлены новые виды должностей государственной службы. Вместо ранее существовавшего деления должностей государственной службы на две категории, введена их новая классификация.

В-четвертых, Закон № 58-ФЗ установил новую систему государственной службы Российской Федерации. Эта система включает в себя три отдельные ее вида – гражданскую, военную и правоохранительную. Различие между ними проводится по функциональным признакам, а не по государственным органам, так как в соответствии с п. 3 ст. 8 данного Закона в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов службы.

В 1996-2013 гг. появилось большое количество публикаций по вопросам государственной службы. Абсолютное большинство из них статьи. Учеными-административистами В.Г. Игнатовым8, Ю. В. Стариловым9, В. М. Манохиным10, Н. М. Казанцевым11, А. А. Гришковцом12, Б. Н. Габричидзе, Б. П. Елисеевым, А. Г. Чернявским13, Г. В. Атаманчуком14, В. Д. Гражданом15, Д. М. Овсянко16 и другими учеными были опубликованы крупные работы по данной тематике. Кроме того, существуют работы, посвященные отдельным видам государственной службы17. В этих научных трудах дана многоаспектная характеристика государственной службы как принципиально нового для современной России государственно- и административно-правового института. Многие положения из этих работ использованы при подготовке настоящей курсовой работы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность государственной службы

 

Предваряя раскрытие темы, приведу весьма емкую и точную характеристику особенностей организации государственной службы, данную В.М. Манохиным: «Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной  службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы»18.

 

§ 1. Понятие государственной службы

 

Понятие "служба" имеет несколько значений. Это может быть вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль рассматривал понятие "служба" не просто как вид работы или деятельности, а более широко. Он связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.  
Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Рубежным событием, придавшем службе подлинно государственное значение, стал утвержденный 24.01.1722 Петром I года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных», в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был». Этот законодательный акт сыграл большую роль в судьбе Российской империи и он заслуживает объективного анализа. Это актуальный и действенный нормативный акт, заложивший основы многих явлений и отношений в российском государственном строительстве. Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу19.

В советское время к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе и в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета. Подобное понимание государственных служащих имеет место в настоящее время и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины – «государственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), которые далеко не совпадают по своему содержанию.

Информация о работе Развитие системы государственной службы в РФ